Как научить незрячего или слепоглухого ребенка готовить

8 советов для родителей
Умение готовить очень важно для самостоятельной жизни незрячего и слепоглухого человека. Справиться со сложностями будет проще, если родители с раннего возраста начнут знакомить ребенка с кухней и обучать с учетом особенностей зрения и слуха. Пообщавшись с Витой Тучиной, тьютором ресурсного центра поддержки слепоглухих и их семей «Ясенева Поляна» фонда «Со-единение», Food.ru рассказывает, как бережно помочь особенному ребенку освоить кулинарные навыки и полюбить готовку. 
Как научить незрячего или слепоглухого ребенка готовить / 8 советов для родителей
Благотворительный фонд «Со-единение» создает для слепоглухих людей условия для развития и полноценной интеграции в общество. Мы запустили совместный спецпроект, в котором рассказываем, с какими сложностями сталкиваются люди с нарушениями слуха и зрения во время готовки, какими приемами и хитростями пользуются, чтобы упростить процесс, и как их можно поддержать.

1. Наберитесь терпения

Первым делом поработать придется не с ребенком, а с собой. Родители часто стараются сделать все сами, потому что так быстрее, проще и безопаснее. В этот момент важно вспомнить, что главная задача — научить незрячего человека пользоваться своими возможностями и не отбить желание готовить. 
Позвольте ребенку ошибаться, дайте ему испытать на себе все сложности и побудьте его бережным проводником в мир кулинарии. Помогите пройти через «не могу» и «не получается» с любовью и терпением. Это непросто, но поверьте — ваши старания точно принесут свои плоды. 

2. Увеличивайте сложность постепенно

Важно дать понять слепоглухому ребенку, как устроен реальный мир. Сначала расскажите, откуда на тарелке взялся бутерброд: мама сходила в магазин, выбрала и оплатила продукты, потом пришла на кухню и нарезала хлеб и колбасу. Очень важно донести, что еда не появляется из воздуха — это определенные действия, которые нужно освоить. 
Постепенно можно привлекать ребенка к совместной готовке в игровой манере. Предложите выполнить простую задачу — например, помыть картошку. Со временем задания будут становиться сложнее, а навыки — все более устойчивыми. 
Интересный факт
Полностью слепоглухих людей в мире всего 4-6%. Большинство обладают остаточным зрением на один глаз или реагируют на свет. Так же и со слухом: иногда одно ухо может продолжать слышать, но плохо. Скорректировать ситуацию помогают слуховые аппараты.

3. Ориентируйтесь на реальные потребности 

Представьте, что вас не оказалось рядом, а ребенку нужно что-то съесть — какие навыки в таком случае будут нужны в первую очередь? Налить воду, найти что-то съедобное в холодильнике, приготовить любимый бутерброд с колбасой. Начинайте с того, что реально необходимо прямо сейчас, а не когда-то в будущем. Не нужно учить ребенка запекать картошку, если он завтракает хлопьями с молоком и обожает тосты с сыром. Со временем он сможет готовить и более сложные блюда, но на старте важно научить закрывать текущие потребности и просто оставаться сытым. 

4. Помогите освоить базовые манипуляции

Первое время используйте технику «рука в руку» — вы помещаете ладошку ребенка в свою и начинаете чистить картошку, натирать или нарезать морковь. Со временем ваши усилия должны становиться менее выраженными, а самостоятельные действия ребенка — более явными. В финале он научится выполнять все действия самостоятельно, ориентируясь только на ваши корректировки голосом. Если боитесь давать ребенку обычный нож, используйте качественные пластиковые аналоги. Они отлично режут картошку и даже мясо, но палец в нужный момент останется целым. 
Важно использовать все доступные органы чувств. Можете устроить игру, в которой ребенок должен угадать, какой продукт вы дали ему в руку. Для этого можно ощупывать, трясти и слушать, определять на нюх. Все это поможет в реальном процессе готовки. Здорово во время обучения знакомить ребенка с характерными особенностями разных продуктов — например, соль и сахар пахнут совершенно по-разному, поэтому их не обязательно пробовать на вкус, чтобы различить.

5. Покажите закономерности 

Первым делом научите ребенка готовить по шаблонам. Покажите, что в одних рецептах ингредиенты могут быть указаны в граммах, а в других — в стаканах. Если готовите макароны, расскажите, что они бывают разными — гречневыми и шпинатными, в форме спирали или плоских ленточек. Но главное, что процесс приготовления всегда одинаковый: посолить и вскипятить воду, опустить макароны, подождать. 
Если ребенок освоит базовые алгоритмы и техники, ему будет проще справляться с разными блюдами. Даже без интернета и собранной коллекции рецептов он всегда сможет сварить не только гречку, но и любую другую крупу. Это база, которая в дальнейшем позволит ему импровизировать и создавать собственные комбинации.

6. Организуйте пространство 

Готовить намного приятнее, когда на кухне все удобно и понятно. Расскажите ребенку, где лежит кухонная утварь и на каких полках в холодильнике расположились овощи и соусы. Если вы используете одинаковые органайзеры для крупы, используйте тактильные метки — скотч разной текстуры или наклейки разной формы. Так ребенку будет проще отличить рис от гречки. Также можно использовать разные контейнеры для хранения. В пластиковом — овощи, а в стеклянном — куриная грудка.

7. Используйте гаджеты

В период адаптации гаджеты очень сильно упрощают жизнь. Можно использовать весы с голосовым выводом или датчик уровня жидкости — он издаст сигнал, когда вода в стакане или кастрюле достигнет установленного значения. Специальная посуда с прорезиненным дном будет твердо стоять на поверхности и не разобьется от одного неаккуратного движения. Научите ребенка использовать таймер с метками на циферблате или пользоваться умной колонкой, которая издаст сигнал тогда, когда вы ее попросите.

8. Научите оказывать себе первую помощь 

Если случилась травма во время готовки — ожог или порез, постарайтесь сохранять спокойствие, чтобы не напугать ребенка. В противном случае можно отбить желание готовить, потому что появится страх себя покалечить. Объясните, почему это произошло, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем. Положите аптечку на кухне, чтобы быстро оказать первую помощь. 
Важно не просто помочь ребенку, но и научить оказывать себе первую помощь самостоятельно. Для этого сначала озвучивайте свои действия: мы обрабатываем рану перекисью, открываем пластырь, крепим его на ранку. Если ситуация позволяет, в будущем ребенок может попробовать сделать все сам. Небольшие травмы и порезы неизбежны. С ними сталкиваются все — в том числе зрячие дети и взрослые. Проявите заботу и терпение. 

Что можно сделать?

Посмотреть серию роликов «Кухня вслепую» от программы «Особый взгляд» и прочитать книгу Марты Любимовой «Готовить могут все!». Это сборники с полезными рекомендациями, которые станут отличным подспорьем в процессе обучения. 
Ресурсный центр «Ясенева Поляна» — негосударственная, некоммерческая, благотворительная организация. Учредитель —  благотворительный Фонд поддержки слепоглухих людей «Со-единение».
С 2016 года оказывает профессиональную помощь в развитии, обучении, социальной адаптации детям и взрослым со слепоглухотой, различной степенью нарушений слуха и зрения, в том числе, в комплексе с другими тяжелыми нарушениями здоровья.

Вот какие еще советы по освоению готовки для детей и взрослых могут пригодиться: 

Аватар пользователя

Автор: Арина Гриднева,
Кулинарный редактор Food.ru

Понравился материал?
Сохранить:
Оценить:
5
Рейтинг из 2 оценок
Рассказать друзьям:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы

почитать еще

Скачайте мобильное приложение FOOD.RU: рецепты всегда с вами!
App StoreGoogle PlayRuStoreAppGallery
Главная в мобильном приложении