• erid: 25H8d7vbP8dTxDHjZSTgW3

С какими трудностями сталкиваются незрячие люди в магазине

/ И как «Пятёрочка» внедряет доступную среду
27 июня отмечается Международный день слепоглухих. Мы отправились за покупками в «Пятёрочку» вместе с подопечным благотворительного фонда «Со-единение» и выяснили, как ориентируются в общественных местах люди с ограничениями по здоровью и как создать для них доступную среду. 
С какими трудностями сталкиваются незрячие люди в магазине / И как «Пятёрочка» внедряет доступную среду
В России сегодня около 300 тысяч человек имеют инвалидность по зрению. Большинство могут самостоятельно посещать магазины и делать покупки, но есть и те, кто сталкивается с трудностями. К счастью, в последние годы в нашей стране появилась тенденция к улучшению доступности услуг для тех, у кого есть ограничения по здоровью. Торговая сеть «Пятёрочка» предусматривает опции для людей с инвалидностью еще на этапе проектирования своих магазинов: широкие проходы, полки с удобной глубиной,  автоматические двери, наличие прайс-чекера.  
У фонда «Со-единение» есть программа развития самостоятельности подопечных: их учат ухаживать за собой, покупать и готовить еду, стирать одежду и убирать дома. Все это — под наблюдением тьюторов. С одним из таких специалистов и его подопечным мы встретились в одном из магазинов сети «Пятёрочка» в Москве.
Подопечному фонда Саше 24 года. Он полностью незрячий, со значительной потерей слуха, также у него имеются некоторые ментальные особенности. Коммуникация с незнакомыми людьми дается ему с трудом. Но несмотря на все сложности, молодой человек очень добрый, открытый и общительный. 
Магазин ему абсолютно незнаком, поэтому первым делом он вместе с тьютором Витой Тучиной отправляется на короткую экскурсию по рядам, чтобы понять расположение различных отделов. Вита рассказывает подопечному о местонахождении товаров, подробно останавливаясь там, где находятся нужные продукты. Список подготовили заранее: мясо, яйца, печенье и конфеты. После короткого знакомства с магазином Вита и Саша возвращаются ко входу, и мы уже все вместе отправляемся на поиски необходимых продуктов. 
Первое, что отмечают маломобильные покупатели еще до входа в сам магазин, — наличие удобного пандуса. Слабовидящие гости передвигаются с помощью специальной тактильной трости. Это как «глаза» для незрячего человека. У Саши она тоже имеется. Он может зайти в магазин по ступенькам, но намного легче и удобнее сделать это по гладкому пандусу. 
Еще мы отмечаем просторный входной тамбур и аккуратно расставленные тележки разных размеров. Порядок — это не столько про удобство, сколько про безопасность. Ведь незрячий человек может только почувствовать препятствия. Поэтому сотрудникам так важно постоянно следить за расстановкой тележек и корзин. 
Автоматическими дверьми вряд ли кого-то удивишь в наше время, но их отсутствие станет серьезной преградой для людей с инвалидностью. Проверяя пространство тростью, Саша самостоятельно входит внутрь через автоматические двери. 
Магазин довольно просторный. Широкие проходы между рядами, удобное зонирование. Наш герой, опираясь на плечо тьютора Виты, отправляется на поиски первого продукта из своего списка — яиц. Для начала нужно вспомнить, где находится полка с этим товаром. Самостоятельно Александр не может сориентироваться, поэтому здесь на помощь приходит Вита. Зато Саша сам может открыть упаковку и убедиться на ощупь, что все яйца целые. 
Незрячим людям сложно выбрать продукт, поскольку оценить его визуально не представляется возможным. Также они не могут самостоятельно выбрать один из нескольких идентичных товаров, учитывая бренд, цену, срок годности, наличие акции и другие критерии. Для этого необходим сопровождающий, либо помощь сотрудников магазина. 
Как рассказали нам в «Пятёрочке», все сотрудники сети проходят обучение правилам коммуникации с людьми с инвалидностью, поэтому, как правило, незрячим людям даже не приходится просить о помощи — сотрудники сразу берут под опеку такого человека, когда он входит в магазин, и помогают приобрести продукты по списку. 
Поскольку наш герой не только незрячий, но еще слабослышащий и с нарушениями речи, ему нелегко общаться с персоналом. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы сотрудники магазина адекватно реагировали, если человек с инвалидностью обращается к ним. У сотрудников «Пятёрочки» есть инструкция по сопровождению людей с ограничениями по здоровью. Например, незрячего человека нельзя брать за трость или вести куда-либо без предварительных объяснений. 
Интересный факт
Перед тем как Саша начинает двигаться в каком-либо направлении, Вита подробно рассказывает ему, куда они сейчас пойдут. А если ему что-то непонятно, она «пишет» пальцами на его ладошке, используя пальцевую азбуку. Саша при этом «считывает» слова, держа свою руку поверх руки Виты, и проговаривает вслух.
Вернемся к нашей прогулке. Следующий продукт в списке — мясо. После непродолжительного диалога с Витой выбор пал на курицу. Тьютор доводит подопечного до холодильника и помогает найти упаковку с самой свежей датой. Без сопровождающего незрячий человек вряд ли смог бы выбрать товар по этому критерию. Саша кладет мясо в корзину и отправляется за десертом к чаю. Дойдя до нужного ряда, он по форме находит любимое печенье и конфеты на развес. 
Последний этап любой покупки — оплата товаров. Решили  воспользоваться кассами самообслуживания. Саша самостоятельно сканирует три товара. С конфетами понадобилась помощь, так как их нужно было взвесить. Сотрудница магазина помогает найти правильную позицию, получить штрих-код и упаковать покупки в пакет. Вита оплачивает покупку банковской картой, и наша компания во главе с улыбающимся Сашей направляется к выходу из магазина. 

Резюмируем

  • Широкие проходы между рядами и отделами дают возможность разойтись нескольким покупателям, даже если один из них незрячий или на инвалидной коляске.
  • Ценники, напечатанные крупным шрифтом для фруктов и овощей, удобны для пожилых и слабовидящих людей.
  • «Говорящий» аппарат, к которому прикреплена специальная лупа, помогает проверять цены людям с ограничениями по здоровью.
И, конечно же, человеческий фактор: без доброжелательных, отзывчивых и внимательных сотрудников «Пятёрочки» незрячим и другим категориям людей с ограниченными возможностями здоровья будет очень сложно делать покупки.  

Читайте другие статьи о том, как незрячие люди справляются с бытом: 

Аватар автора

Автор: ,
Путешественник со стажем и ресторанный обозреватель

  • Реклама. Общество с ограниченной ответственностью «Агроторг», ИНН 7825706086, рекламодатель ЕРИР #e-Alg-13220
Понравился материал?
Сохранить:
Оценить:
5
Рейтинг из 4 оценок
Рассказать друзьям:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы

почитать еще

Читают сейчас
Скачайте мобильное приложение FOOD.RU: рецепты всегда с вами!
App StoreGoogle PlayRuStoreAppGallery
Главная в мобильном приложении