Как научить незрячего или слепоглухого ребенка готовить
/ 8 советов для родителей
Умение готовить очень важно для самостоятельной жизни незрячего и слепоглухого человека. Справиться со сложностями будет проще, если родители с раннего возраста начнут знакомить ребенка с кухней и обучать с учетом особенностей зрения и слуха. Пообщавшись с Витой Тучиной, тьютором ресурсного центра поддержки слепоглухих и их семей «Ясенева Поляна» фонда «Со-единение», Food.ru рассказывает, как бережно помочь особенному ребенку освоить кулинарные навыки и полюбить готовку.
Благотворительный фонд «Со-единение» создает для слепоглухих людей условия для развития и полноценной интеграции в общество. Мы запустили совместный спецпроект, в котором рассказываем, с какими сложностями сталкиваются люди с нарушениями слуха и зрения во время готовки, какими приемами и хитростями пользуются, чтобы упростить процесс, и как их можно поддержать.
1. Наберитесь терпения
Первым делом поработать придется не с ребенком, а с собой. Родители часто стараются сделать все сами, потому что так быстрее, проще и безопаснее. В этот момент важно вспомнить, что главная задача — научить незрячего человека пользоваться своими возможностями и не отбить желание готовить.
Позвольте ребенку ошибаться, дайте ему испытать на себе все сложности и побудьте его бережным проводником в мир кулинарии. Помогите пройти через «не могу» и «не получается» с любовью и терпением. Это непросто, но поверьте — ваши старания точно принесут свои плоды.
2. Увеличивайте сложность постепенно
Важно дать понять слепоглухому ребенку, как устроен реальный мир. Сначала расскажите, откуда на тарелке взялся бутерброд: мама сходила в магазин, выбрала и оплатила продукты, потом пришла на кухню и нарезала хлеб и колбасу. Очень важно донести, что еда не появляется из воздуха — это определенные действия, которые нужно освоить.
Постепенно можно привлекать ребенка к совместной готовке в игровой манере. Предложите выполнить простую задачу — например, помыть картошку. Со временем задания будут становиться сложнее, а навыки — все более устойчивыми.
Интересный факт
Полностью слепоглухих людей в мире всего 4-6%. Большинство обладают остаточным зрением на один глаз или реагируют на свет. Так же и со слухом: иногда одно ухо может продолжать слышать, но плохо. Скорректировать ситуацию помогают слуховые аппараты.
Как готовить вместе с детьми3. Ориентируйтесь на реальные потребности
Представьте, что вас не оказалось рядом, а ребенку нужно что-то съесть — какие навыки в таком случае будут нужны в первую очередь? Налить воду, найти что-то съедобное в холодильнике, приготовить любимый бутерброд с колбасой. Начинайте с того, что реально необходимо прямо сейчас, а не когда-то в будущем. Не нужно учить ребенка запекать картошку, если он завтракает хлопьями с молоком и обожает тосты с сыром. Со временем он сможет готовить и более сложные блюда, но на старте важно научить закрывать текущие потребности и просто оставаться сытым.
4. Помогите освоить базовые манипуляции
Первое время используйте технику «рука в руку» — вы помещаете ладошку ребенка в свою и начинаете чистить картошку, натирать или нарезать морковь. Со временем ваши усилия должны становиться менее выраженными, а самостоятельные действия ребенка — более явными. В финале он научится выполнять все действия самостоятельно, ориентируясь только на ваши корректировки голосом. Если боитесь давать ребенку обычный нож, используйте качественные пластиковые аналоги. Они отлично режут картошку и даже мясо, но палец в нужный момент останется целым.
Важно использовать все доступные органы чувств. Можете устроить игру, в которой ребенок должен угадать, какой продукт вы дали ему в руку. Для этого можно ощупывать, трясти и слушать, определять на нюх. Все это поможет в реальном процессе готовки. Здорово во время обучения знакомить ребенка с характерными особенностями разных продуктов — например, соль и сахар пахнут совершенно по-разному, поэтому их не обязательно пробовать на вкус, чтобы различить.
Монтессори-школа на кухне5. Покажите закономерности
Первым делом научите ребенка готовить по шаблонам. Покажите, что в одних рецептах ингредиенты могут быть указаны в граммах, а в других — в стаканах. Если готовите макароны, расскажите, что они бывают разными — гречневыми и шпинатными, в форме спирали или плоских ленточек. Но главное, что процесс приготовления всегда одинаковый: посолить и вскипятить воду, опустить макароны, подождать.
Если ребенок освоит базовые алгоритмы и техники, ему будет проще справляться с разными блюдами. Даже без интернета и собранной коллекции рецептов он всегда сможет сварить не только гречку, но и любую другую крупу. Это база, которая в дальнейшем позволит ему импровизировать и создавать собственные комбинации.
6. Организуйте пространство
Готовить намного приятнее, когда на кухне все удобно и понятно. Расскажите ребенку, где лежит кухонная утварь и на каких полках в холодильнике расположились овощи и соусы. Если вы используете одинаковые органайзеры для крупы, используйте тактильные метки — скотч разной текстуры или наклейки разной формы. Так ребенку будет проще отличить рис от гречки. Также можно использовать разные контейнеры для хранения. В пластиковом — овощи, а в стеклянном — куриная грудка.
7 идей по обустройству функциональной кухни7. Используйте гаджеты
В период адаптации гаджеты очень сильно упрощают жизнь. Можно использовать весы с голосовым выводом или датчик уровня жидкости — он издаст сигнал, когда вода в стакане или кастрюле достигнет установленного значения. Специальная посуда с прорезиненным дном будет твердо стоять на поверхности и не разобьется от одного неаккуратного движения. Научите ребенка использовать таймер с метками на циферблате или пользоваться умной колонкой, которая издаст сигнал тогда, когда вы ее попросите.
8. Научите оказывать себе первую помощь
Если случилась травма во время готовки — ожог или порез, постарайтесь сохранять спокойствие, чтобы не напугать ребенка. В противном случае можно отбить желание готовить, потому что появится страх себя покалечить. Объясните, почему это произошло, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем. Положите аптечку на кухне, чтобы быстро оказать первую помощь.
Важно не просто помочь ребенку, но и научить оказывать себе первую помощь самостоятельно. Для этого сначала озвучивайте свои действия: мы обрабатываем рану перекисью, открываем пластырь, крепим его на ранку. Если ситуация позволяет, в будущем ребенок может попробовать сделать все сам. Небольшие травмы и порезы неизбежны. С ними сталкиваются все — в том числе зрячие дети и взрослые. Проявите заботу и терпение.
Как сделать кухню безопасной для ребенкаЧто можно сделать?
Посмотреть серию роликов «Кухня вслепую» от программы «Особый взгляд» и прочитать книгу Марты Любимовой «Готовить могут все!». Это сборники с полезными рекомендациями, которые станут отличным подспорьем в процессе обучения.
Ресурсный центр «Ясенева Поляна» — негосударственная, некоммерческая, благотворительная организация. Учредитель — благотворительный Фонд поддержки слепоглухих людей «Со-единение».
С 2016 года оказывает профессиональную помощь в развитии, обучении, социальной адаптации детям и взрослым со слепоглухотой, различной степенью нарушений слуха и зрения, в том числе, в комплексе с другими тяжелыми нарушениями здоровья.
Вот какие еще советы по освоению готовки для детей и взрослых могут пригодиться:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы
почитать еще

правильный подход
Почему ребенок пишет зеркально и что с этим делать
Многие родители замечают, что ребенок пишет буквы не слева направо, как большинство, а наоборот — справа налево, а иногда даже снизу вверх. Такое письмо называют зеркальным, или «почерком Леонардо» — по имени великого изобретателя Леонардо да Винчи, который тоже писал не как все. Разберемся, с чем связано зеркальное написание букв и как исправить ситуацию.

правильный подход
6 правил идеального перекуса для школьника
Перекусы — важная часть жизни современного человека, и дело не в том, что многие утратили привычку наслаждаться каждым приемом пищи: распорядок дня не оставляет шанса замедлиться и спокойно поесть, даже ребенку. Когда сразу после школы у него кружок по шахматам, а потом бокс и фехтование, уже не до супа, и тут в игру вступают перекусы, разумеется, полезные. Разбираемся, что дать детям на перекус.

правильный подход
Как мотивировать ребенка учиться
У многих детей бывают периоды, когда учиться не хочется. Школа кажется скучной, а знания, которые она дает, — бессмысленными. Чаще всего подобное настроение проходит. А вот если негативное отношение сохраняется, это повод подумать, в чем может быть причина. В статье расскажем о том, как мотивировать детей на учебу и какие проблемы могут скрываться за нежеланием идти в школу.

правильный подход
5 развивающих игр с ребенком без гаджетов
Помочь ребенку лучше усваивать информацию в начальной школе можно с помощью игр. Вместе с Fruittella собрали несколько развивающих занятий, для которых не понадобятся гаджеты, но они подтянут логику, математику или образное мышление. Каждый юный школьник точно справится!

правильный подход
Зачем на уроках спрашивают, что хотел сказать автор
Сегодня в сфере образования все чаще говорят о подходе, который называется аксиологическим и меняет сам взгляд на процесс обучения. В центре этого метода не только знания, но и формирование ценностных ориентиров человека. Ребенок воспринимается как уникальная личность, а ответственность и критическое мышление развиваются через школьные предметы. Расскажем, как работает эта философия на практике и какие инструменты позволяют педагогам раскрывать потенциал каждого школьника.

правильный подход
Где работать студенту во время учебы
В поисковых системах вопрос «Кем работать студенту» очень популярен. Даже повышенной стипендии не хватает на развлечения, книги и игры, поэтому желание заработать дополнительные деньги в свободное от учебы время вполне понятно. Рассказали, как заработать студенту и на что обратить внимание при поиске вакансий.

правильный подход
Как приучить ребенка есть в детском саду
Начало посещения детского сада всегда стресс для малыша: непривычная обстановка, новые люди, незнакомая еда. Поэтому часто случается так, что ребенок не ест детсадовскую пищу. Что делать в ситуации, когда происходит отказ от еды? Можно ли заказать для ребенка отдельное меню в детском саду? Или приносить домашнее и просить воспитателей подогреть? На эти и другие вопросы отвечает доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник лаборатории возрастной нутрициологии ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» Мария Гмошинская.














