Как научить незрячего или слепоглухого ребенка готовить
/ 8 советов для родителей
Умение готовить очень важно для самостоятельной жизни незрячего и слепоглухого человека. Справиться со сложностями будет проще, если родители с раннего возраста начнут знакомить ребенка с кухней и обучать с учетом особенностей зрения и слуха. Пообщавшись с Витой Тучиной, тьютором ресурсного центра поддержки слепоглухих и их семей «Ясенева Поляна» фонда «Со-единение», Food.ru рассказывает, как бережно помочь особенному ребенку освоить кулинарные навыки и полюбить готовку.
Благотворительный фонд «Со-единение» создает для слепоглухих людей условия для развития и полноценной интеграции в общество. Мы запустили совместный спецпроект, в котором рассказываем, с какими сложностями сталкиваются люди с нарушениями слуха и зрения во время готовки, какими приемами и хитростями пользуются, чтобы упростить процесс, и как их можно поддержать.
1. Наберитесь терпения
Первым делом поработать придется не с ребенком, а с собой. Родители часто стараются сделать все сами, потому что так быстрее, проще и безопаснее. В этот момент важно вспомнить, что главная задача — научить незрячего человека пользоваться своими возможностями и не отбить желание готовить.
Позвольте ребенку ошибаться, дайте ему испытать на себе все сложности и побудьте его бережным проводником в мир кулинарии. Помогите пройти через «не могу» и «не получается» с любовью и терпением. Это непросто, но поверьте — ваши старания точно принесут свои плоды.
2. Увеличивайте сложность постепенно
Важно дать понять слепоглухому ребенку, как устроен реальный мир. Сначала расскажите, откуда на тарелке взялся бутерброд: мама сходила в магазин, выбрала и оплатила продукты, потом пришла на кухню и нарезала хлеб и колбасу. Очень важно донести, что еда не появляется из воздуха — это определенные действия, которые нужно освоить.
Постепенно можно привлекать ребенка к совместной готовке в игровой манере. Предложите выполнить простую задачу — например, помыть картошку. Со временем задания будут становиться сложнее, а навыки — все более устойчивыми.
Интересный факт
Полностью слепоглухих людей в мире всего 4-6%. Большинство обладают остаточным зрением на один глаз или реагируют на свет. Так же и со слухом: иногда одно ухо может продолжать слышать, но плохо. Скорректировать ситуацию помогают слуховые аппараты.
Как готовить вместе с детьми3. Ориентируйтесь на реальные потребности
Представьте, что вас не оказалось рядом, а ребенку нужно что-то съесть — какие навыки в таком случае будут нужны в первую очередь? Налить воду, найти что-то съедобное в холодильнике, приготовить любимый бутерброд с колбасой. Начинайте с того, что реально необходимо прямо сейчас, а не когда-то в будущем. Не нужно учить ребенка запекать картошку, если он завтракает хлопьями с молоком и обожает тосты с сыром. Со временем он сможет готовить и более сложные блюда, но на старте важно научить закрывать текущие потребности и просто оставаться сытым.
4. Помогите освоить базовые манипуляции
Первое время используйте технику «рука в руку» — вы помещаете ладошку ребенка в свою и начинаете чистить картошку, натирать или нарезать морковь. Со временем ваши усилия должны становиться менее выраженными, а самостоятельные действия ребенка — более явными. В финале он научится выполнять все действия самостоятельно, ориентируясь только на ваши корректировки голосом. Если боитесь давать ребенку обычный нож, используйте качественные пластиковые аналоги. Они отлично режут картошку и даже мясо, но палец в нужный момент останется целым.
Важно использовать все доступные органы чувств. Можете устроить игру, в которой ребенок должен угадать, какой продукт вы дали ему в руку. Для этого можно ощупывать, трясти и слушать, определять на нюх. Все это поможет в реальном процессе готовки. Здорово во время обучения знакомить ребенка с характерными особенностями разных продуктов — например, соль и сахар пахнут совершенно по-разному, поэтому их не обязательно пробовать на вкус, чтобы различить.
Монтессори-школа на кухне5. Покажите закономерности
Первым делом научите ребенка готовить по шаблонам. Покажите, что в одних рецептах ингредиенты могут быть указаны в граммах, а в других — в стаканах. Если готовите макароны, расскажите, что они бывают разными — гречневыми и шпинатными, в форме спирали или плоских ленточек. Но главное, что процесс приготовления всегда одинаковый: посолить и вскипятить воду, опустить макароны, подождать.
Если ребенок освоит базовые алгоритмы и техники, ему будет проще справляться с разными блюдами. Даже без интернета и собранной коллекции рецептов он всегда сможет сварить не только гречку, но и любую другую крупу. Это база, которая в дальнейшем позволит ему импровизировать и создавать собственные комбинации.
6. Организуйте пространство
Готовить намного приятнее, когда на кухне все удобно и понятно. Расскажите ребенку, где лежит кухонная утварь и на каких полках в холодильнике расположились овощи и соусы. Если вы используете одинаковые органайзеры для крупы, используйте тактильные метки — скотч разной текстуры или наклейки разной формы. Так ребенку будет проще отличить рис от гречки. Также можно использовать разные контейнеры для хранения. В пластиковом — овощи, а в стеклянном — куриная грудка.
7 идей по обустройству функциональной кухни7. Используйте гаджеты
В период адаптации гаджеты очень сильно упрощают жизнь. Можно использовать весы с голосовым выводом или датчик уровня жидкости — он издаст сигнал, когда вода в стакане или кастрюле достигнет установленного значения. Специальная посуда с прорезиненным дном будет твердо стоять на поверхности и не разобьется от одного неаккуратного движения. Научите ребенка использовать таймер с метками на циферблате или пользоваться умной колонкой, которая издаст сигнал тогда, когда вы ее попросите.
8. Научите оказывать себе первую помощь
Если случилась травма во время готовки — ожог или порез, постарайтесь сохранять спокойствие, чтобы не напугать ребенка. В противном случае можно отбить желание готовить, потому что появится страх себя покалечить. Объясните, почему это произошло, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем. Положите аптечку на кухне, чтобы быстро оказать первую помощь.
Важно не просто помочь ребенку, но и научить оказывать себе первую помощь самостоятельно. Для этого сначала озвучивайте свои действия: мы обрабатываем рану перекисью, открываем пластырь, крепим его на ранку. Если ситуация позволяет, в будущем ребенок может попробовать сделать все сам. Небольшие травмы и порезы неизбежны. С ними сталкиваются все — в том числе зрячие дети и взрослые. Проявите заботу и терпение.
Как сделать кухню безопасной для ребенкаЧто можно сделать?
Посмотреть серию роликов «Кухня вслепую» от программы «Особый взгляд» и прочитать книгу Марты Любимовой «Готовить могут все!». Это сборники с полезными рекомендациями, которые станут отличным подспорьем в процессе обучения.
Ресурсный центр «Ясенева Поляна» — негосударственная, некоммерческая, благотворительная организация. Учредитель — благотворительный Фонд поддержки слепоглухих людей «Со-единение».
С 2016 года оказывает профессиональную помощь в развитии, обучении, социальной адаптации детям и взрослым со слепоглухотой, различной степенью нарушений слуха и зрения, в том числе, в комплексе с другими тяжелыми нарушениями здоровья.
Вот какие еще советы по освоению готовки для детей и взрослых могут пригодиться:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы
почитать еще

правильный подход
6 правил идеального перекуса для школьника
Перекусы — важная часть жизни современного человека, и дело не в том, что многие утратили привычку наслаждаться каждым приемом пищи: распорядок дня не оставляет шанса замедлиться и спокойно поесть, даже ребенку. Когда сразу после школы у него кружок по шахматам, а потом бокс и фехтование, уже не до супа, и тут в игру вступают перекусы, разумеется, полезные. Разбираемся, что дать детям на перекус.

правильный подход
Как мотивировать ребенка учиться
У многих детей бывают периоды, когда учиться не хочется. Школа кажется скучной, а знания, которые она дает, — бессмысленными. Чаще всего подобное настроение проходит. А вот если негативное отношение сохраняется, это повод подумать, в чем может быть причина. В статье расскажем о том, как мотивировать детей на учебу и какие проблемы могут скрываться за нежеланием идти в школу.

правильный подход
Как выбрать пароварку-блендер для детского питания
Когда в доме появляется малыш, родители стремятся создать для него лучшие условия, особенно в вопросах питания. Сократить время на приготовление пюре, овощных и мясных смесей можно с помощью детских пароварок-блендеров. Рассказываем, как выбрать качественную и безопасную модель.

правильный подход
Зачем на уроках спрашивают, что хотел сказать автор
Сегодня в сфере образования все чаще говорят о подходе, который называется аксиологическим и меняет сам взгляд на процесс обучения. В центре этого метода не только знания, но и формирование ценностных ориентиров человека. Ребенок воспринимается как уникальная личность, а ответственность и критическое мышление развиваются через школьные предметы. Расскажем, как работает эта философия на практике и какие инструменты позволяют педагогам раскрывать потенциал каждого школьника.

правильный подход
Где работать студенту во время учебы
В поисковых системах вопрос «Кем работать студенту» очень популярен. Даже повышенной стипендии не хватает на развлечения, книги и игры, поэтому желание заработать дополнительные деньги в свободное от учебы время вполне понятно. Рассказали, как заработать студенту и на что обратить внимание при поиске вакансий.

правильный подход
Как приучить ребенка есть в детском саду
Начало посещения детского сада всегда стресс для малыша: непривычная обстановка, новые люди, незнакомая еда. Поэтому часто случается так, что ребенок не ест детсадовскую пищу. Что делать в ситуации, когда происходит отказ от еды? Можно ли заказать для ребенка отдельное меню в детском саду? Или приносить домашнее и просить воспитателей подогреть? На эти и другие вопросы отвечает доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник лаборатории возрастной нутрициологии ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» Мария Гмошинская.

правильный подход
Как сделать классический и необычный конверт
Конверт — удобная упаковка для писем, записок, открыток, фотографий. В нем хранят вырезки из газет, наклейки, карманные календарики. Он пригождается, когда нужно подарить другу, родственнику, коллеге деньги на свадьбу или день рождения. В статье рассказываем, как своими руками сделать классический прямоугольный, необычный с носиком или конверт-треугольник из бумаги.















