«Сложно донести до людей, что я приехала творить, а не их кормить»

/ Что выводит из себя фуд-стилистов
В любой профессии есть подводные камни, о которых говорят только в узком кругу. Мы решили приоткрыть завесу тайны и узнать, что специалистов в разных сферах больше всего раздражает в их работе. Поговорили с фуд-стилистом Анной Самойловой. Выяснили, как справляться с голодными заказчиками, в чем секрет румяной курицы из рекламы и почему сфотографировать салат для баннера — не так просто, как может показаться. 
«Сложно донести до людей, что я приехала творить, а не их кормить» / Что выводит из себя фуд-стилистов

О каких минусах профессии вы хотели бы знать заранее?

Изначально я думала, что буду работать только с продуктами, декором, кулинарными инструментами и техникой для съемки. Такой свободный художник: пришел, выполнил работу и ушел творить дальше. По факту же оказалось: чтобы зарабатывать, развиваться, оставаться актуальной, нужно еще общаться с людьми. При работе с продуктом в кадре важно не только улавливать общие тренды оформления блюд и презентации ингредиентов. Необходимо чувствовать настроение заказчика, подстраивать свое творение под техническое задание и стиль бренда, с которым работаешь — все это через многочасовую коммуникацию. 
Бывает, что на съемку приглашают популярного фотографа, который о себе очень высокого мнения. К таким людям нужен особый подход, поэтому просто хорошо делать свою работу — недостаточно. Нужно учитывать темперамент, стиль общения, поведение других людей. Иногда ты чувствуешь неравное отношение на площадке, потому что с кем-то из участников процесса заказчик работает уже давно, а тебя видит впервые. Такую атмосферу тоже нужно уметь выдерживать. 

Какие нюансы в вашей работе чаще всего недооценивают? 

Есть определенная группа профессий, к которым большинство относится предвзято — копирайтеры, фотографы, в том числе фуд-стилисты. Многие думают: «Просто написать текст или сделать фотку блюда — что сложного? Ты же не на заводе пашешь». Чаще всего такие люди даже не подозревают, какие для этой работы нужны знания и сколько времени может занять всего один кадр. 
Нужно понимать, как на блюдо должен падать свет, знать основы композиции, обладать хорошей насмотренностью — она уж точно не развивается за пару дней. Важно разбираться, какие продукты можно использовать для съемки и как правильно это делать: что нужно подольше подержать в духовке для аппетитности, а что наоборот — достать пораньше, чтобы не развалилось. Например, помидоры сорта «бычье сердце», плохо подходят для пиццы — она течет.
Из-за непонимания нюансов часто следует недовольство прайсом. Пару лет назад постоянно слышала возмущение: «Почему так дорого?». Приходилось доказывать, почему час моей работы может стоить 3000 рублей , а ещё выбивать 6% на налоги или 1600 рублей на такси. В хороших командах эти суммы сразу закладываются в бюджет продюсера — все участники съемки доезжают до площадки за счет заказчика. Однако на старте стандартные, казалось бы, вещи иногда достаются с боем. 

Самое глупое высказывание о вашей профессии, которое вы слышали? 

Самое распространенное — это то, что моя работа бесполезная: «Зачем нам фуд-стилист? И так снимем. Неужели петрушку не разложим?». Раньше я пыталась доказать обратное, но сейчас не трачу на это силы и сотрудничаю с заказчиками, которые смогут оценить результат. Если человек не понимает, чем я занимаюсь, то это просто не моя аудитория. 
Еще часто слышу, что мы обманываем зрителя, потому что блюдо для съемки готовят не так же, как для еды. Курица в кадре действительно чаще всего сырая внутри, зато отполирована медом и поджарена феном до золотистой корочки. Так работает реклама — мы живем в мире громких заголовков и красивой картинки. Фуд-стилист действует с учетом пожеланий заказчика. Если он допускает такого рода рекламу и хочет яркие и гипераппетитные кадры, так и будет — услуга выполняется по ТЗ. 
В последнее время замечаю тренд на естественные съемки, где все выглядит натурально. Однако даже в таких фотосессиях крошки в кадре разбросаны неслучайно, нож испачкан в масле определенным образом, а хлеб выпекали ровно столько, чтобы на нем появилась аппетитная трещина. 

Что вас раздражает в своей работе?

Мне нравится делать раскладки и снимать, а вот убираться после съемки — не особо. Поэтому классно, когда на площадке есть ассистент — можно отдохнуть, пока он собирает мусор и инструменты. Еще бывает некомфортно, когда на площадке мало места. На проекте может быть хороший чек, клевый продукт и большая команда, но на этапе подготовки забыли просчитать, что фуд-стилисту нужна рабочая зона — хотя бы стол и микроволновка. Тебя засовывают в крохотную каморку, где ты стоишь на голове у своего ассистента и пытаешься сделать что-то красивое. Условия бывают разные и ты не всегда можешь на них повлиять — приходится справляться с тем, что есть. 
Нужно учитывать, что фуд-стилисту требуется хорошая выносливость и физподготовка. У меня периодически болит спина и поясница, потому что я весь день провожу на ногах и нахожусь в позе креветки, когда делаю раскладку. Сложности воспринимаю как вызовы и личные точки роста: прохожу испытания, складываю их в копилку достижений, а после — радуюсь и горжусь собой. 

Какие запросы/вопросы со стороны заказчиков заставляют внутренне закатить глаза? 

На площадке все вечно голодные и ищут, чего бы пожевать. Есть буфет, но людям хочется чего-то поинтереснее, поэтому иногда они пристают к фуд-стилисту. Был дурацкий случай на съемке для колбасного завода. Я тонко резала колбасу на слайсере, чтобы потом оформить из нее кружева и сделать бутерброды. Заказчик подходит и говорит: «Можно мне бутерброд?». Конечно, не смогла отказать, но внутренне в такие моменты я злюсь — колбаса была нарезана для кадра. Очень сложно донести до людей, что я приехала на площадку творить, а не их кормить.  
Еще раздражает, когда заказывают рекламную съемку восьми салатов, а в середине дня приносят борщ с просьбой: «Можем и суп тоже подснять? Буквально пять минут». Это дополнительное блюдо, которое пытаются подсунуть бесплатно. В такие моменты закатываю глаза, но делаю, потому что важно сохранить хорошие отношения. Но на самом деле, конечно, бесит. 

Заказ, после которого хотелось сказать: «Если бы знала, то никогда не согласилась»? 

У каждого специалиста, который работает с людьми, наберется несколько таких случаев. Однажды у меня была ужасная съемка, которая длилась два дня. После нее организм не выдержал стресса и психологического давления со стороны заказчиков, и я заболела. Мы снимали роллы с курицей и овощами — это блюдо в формате шаурмы. Процесс долгий и кропотливый: сначала обжариваешь болванку из лаваша до аппетитного румянца, а затем нарезаешь остальные ингредиенты: огурец, салат, сыр, курицу. Все нужно красиво совместить друг с другом и выложить — одна сборка может занять час. Заказчица решила поинтересоваться, чем может мне помочь, чтобы ускорить процесс, потому что все очень торопились. Я попросила не вмешиваться, потому что знаю, как будет быстрее. В итоге она все же взяла вторую болванку из лаваша, начала собирать блюдо, постоянно задавала вопросы из разряда: «А это куда?», отнимая время, и стояла над душой. Это было очень нервно и сложно. 
Еще один случай произошел во время съемки для крупной продуктовой сети. У них был всего один день и 14 блюд, которые нужно отснять в разных ракурсах. Сначала сделать фото на тарелке, а затем переложить продукт в контейнер — так, как он будет продаваться в магазине. Съемка проходила с удаленным согласованием. Мы снимали кадр, отправляли в Telegram и ждали ответа. Куратор в перерыве между совещаниями и своими делами писала нам: «Я не вижу петрушку» или «Переложите грибы». В итоге одно блюдо мы снимали чуть ли не час. 
Бывало всякое, но я научилась выдерживать. Не хочу отказываться от этого опыта — каждый кейс важен, чтобы понять как выстраивать дальнейшую работу, в каких моментах себя подготовить и обезопасить. Сейчас вспоминаю эти заказы с мыслью: «Молодец, ты выстояла».

Самый ужасный день в карьере — каким он был?

Мы снимали рекламное видео для одной известной сети. Девушка в кадре готовила рыбный шашлык на сковороде и рассказывала, как это просто: покупаешь полуфабрикат, обжариваешь и получаешь быстрый и здоровый ужин для всей семьи. На площадке был плохой свет и ужасная актриса. Я согласовывала с режиссером каждый кусок рыбы и обжарку — для меня это важно. Он смотрел, что снимает камера и видел, как блюдо выглядит в кадре. В конце смены мне заплатили, мы радушно расстались и пожали друг другу руки. 
Через неделю мне звонит продюсер и говорит: «Аня, почему ты сделала такое плохое блюдо? Получилась какая-то фигня. Мы переготовили с поваром и у него вышло лучше. Ты точно фуд-стилист?». Я могу защитить себя в такой ситуации — ведь блюда были согласованы и продюсер видел, что получается. Однако осадочек все равно остался — было тяжело такое воспринимать. Взрослый человек исподтишка пытался перебросить на меня ответственность за результат — якобы я плохо работаю. Это было неожиданно и дико неприятно. 

Худший тренд, который вы встречали в вашей деятельности? 

В соцсетях завирусились старые ролики десятилетней давности, в которых рассказывают, как работают фуд-стилисты. Показывается, что машинное масло используют вместо кленового сиропа, пену для бритья вместо взбитых сливок и клей ПВА вместо сыра. Алгоритмы актуализируют древние видео, все начинают активно их обсуждать, а потом люди на съемках спрашивают: «А вы правда используете клей?». Устаревшие тренды искажают представление о профессии — многие думают, что это наша реальность. На деле же фуд-стилисты уже давно используют натуральные продукты. 

Если бы вы могли изменить что угодно в профессии, что бы это было? 

Хочется, чтобы заказчики давали более четкое ТЗ: что мы снимаем, в каком объеме, какие нужны ракурсы, свет и фон. Люди часто говорят: «Ну вы же профессионал, сделайте что-нибудь», но один и тот же сыр можно снять совершенно по-разному. Это может быть раскладка на малиновом бархате с коньяком, сигарой и трюфелями — в стиле 2000-х годов, чтобы подчеркнуть премиальность. Второй вариант — съемка на светлой кухне в стиле зож-завтрака. Третий — голландский натюрморт с фазанами и фруктами. Продукт один, но подача разная. 
Хорошо, если заказчик понимает свой визуальный стиль и сам предлагает подходящие направления. Иногда я накидываю идеи и мне говорят: «Нет, не наш формат, мы так уже пробовали». Это очень круто, потому что сильно экономит время и все получают ровно то, что хотят. Конечно, запрос слишком глобальный и звучит как идеальный мир, но когда такое встречается — просто счастье. 

Узнайте больше о работе фуд-стилиста на Food.ru:

Аватар автора

Автор: ,
Кулинарный редактор Food.ru

Понравился материал?
Сохранить:
Оценить:
5
Рейтинг из 3 оценок
Рассказать друзьям:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы

почитать еще

Читают сейчас
Скачайте мобильное приложение FOOD.RU: рецепты всегда с вами!
App StoreGoogle PlayRuStoreAppGallery
Главная в мобильном приложении