Как красиво фотографировать еду, чтобы ее хотелось съесть
/ Советы от фуд-стилиста для начинающих и продолжающихУ профессии фуд-стилиста размытый спектр обязанностей: никто точно не скажет, что именно делает стилист, но все ожидают, что после его прихода еда будет выглядеть потрясающе. Мы узнали у фуд-стилиста Анны Самойловой, как разложить продукты для удачного кадра, какие подручные материалы можно использовать и что делает блюдо плоским и бесформенным.
Я работаю с едой 10 лет. Три года курировала съемки блюд в московских ресторанах для социальных сетей и прессы: формировала концепции, подбирала и закупала реквизит, раскладывала объекты в кадре. Оказалось, это называется фуд-стайлинг. Потом я купила камеру и стала изучать вопрос со стороны фотографа. А опыт работы в общепите с шефами и барменами дал мне понимание, как должны выглядеть продукты, что и с чем можно готовить и сочетать.
Стилист должен разбираться не только в видах микрозелени, но и понимать основы композиции, различать параметры света для фото и характеристики объективов, ведь от этих пунктов зависит итоговая картинка вкусной еды.
Советы для начинающих — допустим, у вас только телефон
1. Расскажите историю
У каждой композиции должен быть сюжет. Чем он глубже, тем дольше зритель смотрит на фото. Что хотел сказать автор? Вы не просто завтракаете, а, например, сходили в магазин за спелыми томатами и сладким перцем, чтобы приготовить шакшуку. Вот ваши герои — томаты, яйца, свежий хлеб. Поместите их в кадр как участников действа, дополните атрибутикой завтрака: апельсиновый сок, чашка кофе с плотной пенкой, кофейник, чайник и пр.
Задание сложнее для продолжающих — наполнить композицию атмосферой утра: имитацией утреннего луча солнца, тенью от рамы или вазы с ромашками.
Сюжет может быть совершенно простым: вы собрали всю красную смородину, что была на даче, как на примере ниже.
И прекрасно! Идея или сюжет съемки нужны, чтобы в историю с ягодным урожаем не вписались лишние участники. Например, корица или сушеные апельсины. На даче они есть? Нет. А жизнь свежей красной смородины и сушеных апельсинов представляется логичной? Тоже нет. Вот и в кадре такого быть не должно.
В работе с ресторанами с идеями съемок проще: вектор стилизации задан шефом и концепцией заведения.
2. Выбирайте красивые продукты
Да, красивые овощи и фрукты обычно стоят дороже. А еще отборное мясо, сыр с красивыми дырками, свежая зелень в горшках. Стеклянные помидоры, пекинская капуста, листья самого простого салата, помятые кабачки по акции, цукаты едких цветов и сушеные апельсины — забудьте. Все, что потеряло вид, завяло, пожухло и имеет несвойственный еде цвет — портит картинку. У нас все свежее!
Если у вас есть только стеклянные помидоры — запеките их. Или нарежьте дольками и сделайте вяленые: добавьте щепотку орегано, соль и сахар, смажьте оливковым маслом и отправьте запекаться.
Если и кабачки вид потеряли, нарежьте их крупными кольцами и обжарьте на сухой сковороде, как на гриле. Золотистая корочка их оживит.
3. Свет и камера телефона
Есть вещи, непредназначенные для живописной съемки еды. Это интимный теплый свет на кухне, бликующие МДФ покрытия под дерево — гладкое долговечное блестящее покрытие кухонных столешниц, бабушкины тарелки и телефон, который в ракурсе 3/4 будет искажать размеры и объемы предметов в кадре.
Свет играет огромную роль в фотографии. Его нужно научиться чувствовать, работать с ним. Световой рисунок на блюде подарит свежесть, форму, акценты. В то же время неправильная схема света сделает еду плоской, бесформенной и неинтересной.
С камерой телефона нужно разобраться. Ее угол обзора не позволяет снимать предметы в реальной пропорции 1:1 при ракурсе ¾ (чуть сверху), как макрообъективы фотоаппарата. При таком ракурсе формы некоторых объектов искажаются и выглядят нереалистично, такие несоответствия моментально считываются глазами, и картинка воспринимается как непривлекательная. Речь не о последних моделях смартфонов с улучшенными камерами. На рядовой телефон лучше снимать флэт-лей — раскладки сверху.
Советы для продолжающих — вы уже с камерой
1. Используйте правила выстраивания композиции
В основах композиции часто используют правило третей. В его основе — четыре скрещенные линии, делящие изображение на девять прямоугольников. Предметы, расположенные на пересечении линий смотрятся наиболее гармонично. Эту опцию — шпаргалку для красивого кадра — можно включить на камере, чтобы сразу выстроить кадр.
А слышали о правиле разногласий? Когда глазу нужно «обработать» четное количество элементов, мозг обычно объединяет их в пары — это разделяет изображение на части. Но когда изображение состоит из нечетного числа предметов, наш мозг не может объединить их все вместе и выделяет один объект — главный. Так, внимание привлечет третий объект в центре между двумя другими.
Три — наиболее привлекательный вариант для композиции. Нечетное количество предметов в кадре делает фотографию сильнее и убедительнее.
В то же время большее количество предметов ведет к потери прочности композиции. Если поставить в кадр больше девяти предметов, мозг станет относится к ним, как к группе. Мы считаем элементы на фото следующим образом: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, много, много!
2. И снова свет!
Очень важный инструмент. У света есть цветовая температура, характер освещения, направление в отношении объекта съемки и еще три параметра, по которым его можно характеризовать. В фуд- и предметной фотографии все начинают с работы с дневным рассеянным светом от окна.
Пробуйте новые световые схемы: освойте искусственные источники, мягкий и жесткий свет, один или два источника, дополнительные лучи, которые дают напиткам впечатляющие эффекты. Стилизация — это впечатление, которое должно производить блюдо, и световой рисунок — неотъемлемый инструмент создания этого впечатления.
3. Углубляйте композицию
Не нужно ставить все предметы в кадре на одну линию — получится батарея съестных продуктов, конкурирующих друг с другом. Выделите одно действующее лицо (ваше блюдо) и обрамите другими участниками композиции на параллельных линиях. Розетку с вареньем к блинам можно поставить на задний план, так же как и сметану. Все, что крупнее и выше вашего героя, убирайте назад. А, например, свежие ягоды можно бросить ближе к камере. Когда герои съемки находятся на разном расстоянии от объектива, вы добавляете глубину своему кадру и делаете его интересным.
Советы для всех интересующихся
1. Тренируйте насмотренность. Не все подряд, не только любимых фуд-блогеров. Берите глубже — вековое искусство, натюрморты голландцев, предметные съемки интерьерных журналов.
2. Меньше — лучше. Не нужно устраивать в кадре «борщ»: не кидайте на стол все подряд. Вспомните про правило 2 из пункта 2: зритель не сможет разглядеть вашу историю с большим количеством героев.
3. Пульверизатор. Брызгайте водой овощи, фрукты и зелень в кадре. Влажные продукты улучшают общий вид. Влажные срезы фруктов и помидоров тоже, особенно если они томятся несколько часов, пока вы ждете вдохновения.
4. Попробуйте тарелки побольше. Больше воздуха вокруг еды в посуде — смотрится классно.
Что можно сделать?
Приготовить печеные дольки апельсинов самостоятельно. Они будут смотреться лучше, чем магазинные. Если они немного заветрились, смажьте их растительным маслом или медом.
Дополнить кусок мяса в кадре печеным чесноком, а рыбу — чернявой, обжаренной на сковороде половинкой лимона.
Читайте также
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы