«Первый выход на сцену — это не игра, а жизнь»

/ Артист балета: личный опыт
Балетные постановки на сцене театра похожи на магию, но из чего она состоит на самом деле? Пообщались с Максимом Просянниковым, премьером балетной труппы Нижегородского театра оперы и балета им. А. С. Пушкина. Узнали, с чего начался его путь на сцену, с какими стереотипами сталкиваются артисты балета и как выглядит закулисье работы над легендарными спектаклями. 
«Первый выход на сцену — это не игра, а жизнь» / Артист балета: личный опыт

«Я попал в класс к детям, которые старше меня на два года»

Я начал заниматься хореографией в четыре года. Это не было моей мечтой — в коллектив народных танцев отдала мама. Но мне нравилось, я всегда чувствовал, что танцы мне близки. И в балет попал уже по своему желанию. 
Помню, как пришел в нижегородский театр на отчетный концерт хореографического училища. Увидел артистов и понял, что хочу перейти на новый уровень — профессионально заниматься балетом. 
Как правило, путь в балет начинается со школы при хореографическом училище, продолжается собственно в училище. Дальше можно получить высшее образование, но для приема в театр на должность артиста балета этого не требуют. Я, например, закончил только училище. 
С училищем связана довольно интересная история. Я завершил обучение экстерном. В Нижнем Новгороде набор проходит не каждый год, поэтому я попал в класс к детям, которые старше меня на два года. Эти пару лет пришлось экстренно восполнить: догнать всех по общеобразовательной программе и сдать экзамены, чтобы перейти в нужный класс. 

«Временами было очень сложно и практически невозможно»

Балетная школа — это в первую очередь постоянные ограничения. Все время нужно посвящать школе или занятиям в балетном классе. Тем не менее мне это нравилось. Мне искренне хотелось заниматься балетом, я был готов на все, чтобы танцевать. Хотя порой было очень больно — как морально, так и физически. 
Когда ребенок впервые приходит в училище, его оценивают с точки зрения балетных данных — насколько он пригоден для занятий хореографией. У меня данные средние, я не был создан для этой профессии. Растяжка давалась мне с переменным успехом, а вот балетные па объективно оценивать сложно. Я был на два года младше одноклассников, поэтому опаздывал во всех смыслах — и в физическом, и в профессиональном. 
Я не был достаточно сформирован для тех нагрузок, которые от меня требовали. Поэтому до окончания училища были проблемы с некоторыми элементами. Многое делал плохо и скрипя зубами — для галочки, просто чтобы сделать. Временами было очень сложно и практически невозможно, но я все равно выполнял. Сейчас, когда тело сформировалось и многое исправлено, танцевать гораздо легче. 
Жизнь ребенка, который пошел в балет, сильно отличается от будней сверстников. Урок по классическому танцу в училище длится полтора часа. Дополнительно проходят занятия по народно-сценическому и историко-бытовому танцу. Остальное время занимает школа. Приятного мало, но это помогает выработать характер, стойкость и дисциплину. 
Фотографии Ирины Гладунко

Фотографии Ирины Гладунко

«Каждое появление на сцене в новом качестве — прыжок в неизвестность»

Есть несколько выступлений, которые я считаю знаковыми. В первый год обучения в балетной школе у меня была эпизодическая роль в оперетте «Белая акация» — поваренка, который пересолил суп. Я пробегал по сцене в попытке спрятать кастрюлю, меня находил кок и я комично падал в испорченный бульон. Мне даже не пришлось играть страх и опасение — все это я действительно испытывал в тот момент. Первый выход на сцену — это не игра, а жизнь. 
Похожие эмоции я ощутил, когда впервые танцевал вставное па-де-де в балете «Жизель». Также с трепетом вспоминаю первую ведущую роль — принца Щелкунчика, а затем Зигфрида в «Лебедином озере». Она, кстати, была про настоящее преодоление. Щелкунчик — ведущая роль, но на протяжении всего балета он никак драматургически не меняется. А вот Зигфрид — история про мальчика, который становится мужчиной. Это была первая серьезная драматургическая задача, с которой я должен был справиться. 
Каждое появление на сцене в новом качестве — это становление тебя как артиста. И конечно, это очень волнительно, буквально как прыжок в неизвестность. Ты не знаешь, что тебя ждет и как будет реагировать тело, но понимаешь, что сдаваться нельзя. Со временем мандраж проходит. Волнение остается, но оно подконтрольное, больше сравнимо с трепетом. Не адский нервяк, а приятная готовность к сложностям. 

«Мужчины в балете не держат диету»

Мужчины в балете едят все и желательно побольше. Средний спектакль может забирать до двух килограмм. Это в первую очередь вода, потому что на сцене ты постоянно потеешь. Девушки в отличие от парней вынуждены себя ограничивать, но не постоянно. 
Тяжелее всего в пубертате. Это период, когда в женском организме идет серьезная гормональная перестройка, которая может влиять на вес. А мальчишки взрослеют позднее. И вот она уже взрослая леди, а он — недоразвитый мальчуган, который с трудом справляется с поддержками. Поэтому за девочками следят, а мальчиков просят есть побольше. 

«Истории про конкуренцию в балете — не миф»

Да, театр пропитан соперничеством, и это касается не только главных ролей. На одного солиста в регионах приходится в среднем четыре человека из кардебалета. Когда людей много, это провоцирует дух соперничества. 
У солистов конкуренция тоже есть, но она здоровая. Мы стараемся друг другу помогать. Я смотрю на коллегу-премьера и понимаю, что буду на его месте. Стоит начать пакостничать и тебе моментально прилетит обратка в удвоенном размере. 
У меня пока подстав не было, скорее наоборот. Взаимное уважение доходит до того, что на премьеру «Дон Кихота» коллега одолжил мне свой костюм для роли Базиля. Иногда помощь касается профессиональных моментов — будь то па или прыжки. Если видишь, что у товарища не получается, всегда лучше подсказать. 
Фотографии Ирины Гладунко

Фотографии Ирины Гладунко

«Когда люди узнают, что я премьер театра, всегда проявляют интерес» 

Стереотип, что балет — не мужское дело, уходит на второй план. По крайней мере я с этим не сталкивался. Когда люди узнают, что я премьер театра, всегда проявляют интерес. Это вызывает много положительных эмоций — в том числе у мужчин. Они понимают, что партнер танцует с партнершей и периодически задают вопросы вроде: «А каково это с дамой на сцене? Как себя чувствуешь?». Но осуждения или буллинга среди взрослых я не слышал. 
Сложности могли быть в детстве, но я с этим сталкивался редко. Помню буквально пару эпизодов, когда только начал танцевать. Сверстники задавали вопросы из разряда «Ты чем там занимаешься?». Дети не понимают, что такое взять и в 10 лет уйти в балет. Кажется, это не то время, чтобы определяться с профессией. 

«Закулисная работа артиста балета — это рутина и дисциплина»

Сейчас я премьер Нижегородского театра оперы и балета им. А.С. Пушкина. Выхожу не во всех спектаклях, а раз в одну-две недели. 
Закулисная работа артиста балета — это рутина и дисциплина. Я прихожу за час до начала занятий, растягиваюсь. Затем иду на часовой класс, где основная задача — разогреться, скоординироваться в пространстве. Обязательно нужно попрыгать, чтобы подготовить суставы к нагрузке. Дальше начинаются репетиции. 
На поддержку физической формы уходит много времени. Помимо подготовительных занятий, репетиции длятся от 30 минут до трех часов. Это монотонная отработка спектакля с момента первого выхода и до финала. Роль Щелкунчика я готовил три месяца, Зигфрида — месяц с небольшим. Бывают спектакли, в которых ты живешь круглыми сутками и они уже снятся в кошмарах. 
Особенные воспоминания оставила роль Германа в «Пиковой даме» — это был авторский балет Максима Петрова на музыку Юрия Красавина. Совершенно уникальный спектакль, к которому нужно было готовиться не столько физически, сколько морально. Над этой ролью мы усердно работали с педагогом Анастасией Тетченко и главным режиссером Саровского драматического театра Антоном Морозовым. Это были три месяца психологического ада: я смотрел материалы о сумасшедших, читал много литературы. Была мысль сходить в диспансер для душевнобольных, но меня отговорили. В итоге все сложилось так, как задумали. 

«Для зрителей балет — это магия, для меня — ремесло и работа»

У каждого артиста балета свои ритуалы перед выходом на сцену. Это сокровенный момент, однако у меня все достаточно просто. В день спектакля я обязательно должен поспать днем. Это помогает настроить нервную систему на нужный лад. Потом слушаю музыку: что-то мрачное и печальное для драмы, возвышенное и веселое для позитивной роли. 
Накануне спектакля отдаю предпочтение тяжелой пище, которая хорошо усваивается и наполняет силами. А день выступления всегда разгрузочный. Как правило, ем гречку на завтрак и обед. 
Чувства при выходе на сцену со временем изменились. Раньше я всегда находился в состоянии гиперконтроля: думал о своих задачах на спектакль и координации. Сейчас стараюсь жить на сцене и отпускать себя. Иногда репетируешь в одном настроении, а на сцене появляется другое. Хочется, чтобы роль в первую очередь была органичной, без фальши. Мне нравится проживать эмоции в моменте, даже если что-то не получается или идет не по плану. 
Для зрителей балет — это магия, для меня — ремесло и работа. В процессе выступления я держу фокус на своих партнерах. Моя задача взаимодействовать с ними по-максимуму и давать им энергию. 
Ошибочно думать, что мы работаем на зрителя. Когда артист на сцене, он работает исключительно на партнера. Только тогда случается химия, которую зрители воспринимают как магию. Исключение составляют вариации — небольшие эпизоды в спектакле, когда артист танцует один. В эти моменты я ухожу в себя, но буквально на 50 секунд. Как только вариация заканчивается, снова переключаюсь на партнеров. 
Фотографии Ирины Гладунко

Фотографии Ирины Гладунко

«Бывают спектакли, после которых нужна неделя на восстановление»

Казусы на сцене случаются: расстегиваются костюмы, слетает обувь и парики, выключается свет. Справляться с ними просто — не обращать внимания. В училище вырабатывают такой уровень стрессоустойчивости, что становишься как танк. 
Однажды во время спектакля «Щелкунчик» отключилась видеопроекция. Все выступление мы с партнершей отработали на фоне черного экрана. Конечно, атмосфера потерялась, но мы не акцентировали на это внимание. Зрители остались довольны — это главное. 
После спектакля я живу на адреналине еще полтора дня. Эмоции на пределе, поэтому ночью не спится — хочется продолжать двигаться. Но в какой-то момент прилив сил переходит в жуткую усталость. 
Бывают спектакли, после которых нужна неделя на восстановление: так было, например, после «Пиковой дамы». А после премьеры «Жизели» весь следующий день я лежал на диване. Последствия разные, но для меня каждый спектакль — это все равно праздник. Я создаю образ, проживаю всякие эмоции и состояния, погружаюсь в истории, часто довольно сложные. И неизменно получаю от этого удовольствие. Я выхожу на сцену и моя мечта каждый раз сбывается.

Прочитайте истории других героев: 

Аватар автора

Автор: ,
Кулинарный редактор Food.ru

Понравился материал?
Сохранить:
Оценить:
5
Рейтинг из 1 оценки
Рассказать друзьям:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы

почитать еще

Читают сейчас
Скачайте мобильное приложение FOOD.RU: рецепты всегда с вами!
App StoreGoogle PlayRuStoreAppGallery
Главная в мобильном приложении