Что такое «кавайный»

/ Как появился тренд на умиление
Тем, кто носит на сумке брелок с пушистой игрушкой, украшает рабочее место канцелярией с симпатичными зверушками и не может сдержать счастливых возгласов при виде трогательного щенка или котенка, наверняка близка эстетика каваий. Рассказываем, как появился японский тренд на умиление и что значит быть кавайным. 
Содержание
Что такое «кавайный» / Как появился тренд на умиление

С чего все началось

Любовь к миниатюрным вещам и мелочам жизни — важная составляющая японской культуры. Именно в этой стране создали короткую форму поэзии, портативные электроприборы и мультфильмы о карманных монстрах. 
Красота маленьких вещей упоминается в одном из древнейших японских литературных памятников — «Записках у изголовья» Сэй Сенагон, написанном в 1002 году. Автор говорит о том, как трогательно выглядит все младенческое, наивное, хрупкое и требующее защиты. Но тогда отдельного термина для этого явления еще не существовало.
Выражение «каоваюси», позже сократившееся до «каваий», сложилось из двух слов древнеяпонского языка: «као» — оно означает «лицо» и «хаюси», что переводится как «красиво выглядеть. Но так говорили не только о миловидных людях, но и о ком-то, вызывающем жалость и требующем защиты. Еще одно значение этого слова — «стыдливый румянец». 
В XX веке слово «каваий» было характерно для детской речи, из уст взрослых оно звучало вульгарно и пренебрежительно. В наше время в Японии сформировалось противоречивое отношение к этому термину. Как правило, кавайным называют что-то приятное. Но есть и те, кто считает, что это выражение применимо только к детям или животным. Взрослый человек не может быть кавайным, это признак инфантилизма, незрелости и глупости.

Что значит «кавайный»

В Японии этим словом часто описывают красоту женщины любого возраста. Кавайным может быть и маленький ребенок, и симпатичный подросток, и миловидная женщина. В отношении взрослых мужчин такое выражение лучше не употреблять, это допустимо, только если речь заходит о любимом человеке. 
Понятие «кавайный» относится не только к людям. Точного определения в словарях не существует, но сами японцы предлагают разные варианты его употребления. Так могут называть что-то:
  • маленькое;
  • романтичное;
  • удивительное;
  • вызывающее ностальгию;
  • прелестное, восхитительное;
  • к чему привязываешься без причины; 
  • требующее заботы и бережного отношения.
Обычно так говорят о членах семьи, домашних питомцах, кумирах молодежи, любимых вещах: фотографиях, товарах с героями мультфильмов, канцелярских принад­лежностях. Стараясь выглядеть милыми, юноши и девушки украшают себя небольшими аксессуарами: брелоками, забавными принтами на одежде, разноцветными шнурками и ленточками, головными уборами в форме звериных ушей.
Интересный факт 
В английском языке аналогом «каваий» считается cute или pretty, в итальянском — саrо или carino, а во французском похожих выражений нет. В русском языке «кавайный» по значению ближе всего к слову «милый».

Индустрия кавайности

В современном мире мода на «милоту» приобретает характер глобальной индустрии. Кавайность стала продуктом массового потребления сначала в Японии, а затем и в других странах. 
Кстати 
В 2000 году аниме составляло 60% мировой мультипликационной промышленности. При этом только 10% зрителей были японцами, остальные 90% — зарубежный прокат. 
Одним из первых популяризаторов милой эстетики стала художница Сэцуко Тамура, известная как иллюстратор и автор манги для девочек. В 1990-е годы воплощением кавайности по всему миру стали юные героини аниме «Сейлор Мун». А в наши дни самые узнаваемые образы из Японии — покемоны и Hello Kitty.
Мультсериал про карманных монстров впервые вышел в 1997 году. Пикачу, Чармандер, Мяут, Слоупок и другие забавные создания мгновенно покорили сердца зрителей и вошли в историю поп-культуры. Прилавки магазинов заполнились футболками, кепками, наклейками, фишками и прочим товаром с изображением покемонов. Спустя почти тридцать лет популярность франшизы, а значит, и прибыль компании остается очень высокой. Например, коллекционные карточки с покемонами стоят десятки, а то и сотни тысяч долларов. В 2023 году чистая прибыль Pokemon Company составила 170 миллионов долларов.
Интересный факт 
Последний эпизод сериала «Покемоны» вышел 24 марта 2023 года. 
Hello Kitty — игрушка, созданная компанией Sanrio в 1974 году. Это котенок с маленьким телом, большой головой, крошечным носом и глазами. Пик популярности пришелся на 2000-е годы, когда персонаж получил широкую известность в Америке. Сейчас продукция с изображением Hello Kitty продается во всех странах мира, а в Токио работает тематический парк с куклами Sanrio. В 2024 году состояние компании превысило 6,5 миллиарда долларов. 

Что можно сделать?

Купить себе кавайную безделушку. Расческу с изображением Hello Kitty, блокнот с Пикачу, открытку с персонажами Хаяо Миядзаки, футболку с Наруто или косметичку с Сейлор Мун. Любимые герои из детства помогут отвлечься от серых будней, вызовут чувство ностальгии и умиления и поднимут настроение. 

Узнайте еще больше о японской культуре:

Понравился материал?
Сохранить:
Оценить:
Рассказать друзьям:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы

почитать еще

Читают сейчас
Скачайте мобильное приложение FOOD.RU: рецепты всегда с вами!
App StoreGoogle PlayRuStoreAppGallery
Главная в мобильном приложении