Как еда помогает сохранить ясность

/ Разбор мультфильма «Унесенные призраками»
Бывают мультфильмы настолько добрые и завораживающие, что их хочется пересматривать снова и снова. Один из них — «Унесенные призраками» Хаяо Миядзаки. Чтобы раскрыть смысл картины, режиссер использует множество приемов. Но, пожалуй, самый удивительный — еда. Как такая обычная, на первый взгляд, вещь, как пища, может превратить жизнь в волшебную сказку — узнали у коррекционного педагога-психолога Ольги Кузнецовой.
Как еда помогает сохранить ясность / Разбор мультфильма «Унесенные призраками»

Про что история

В центре сюжета — десятилетняя девочка Тихиро, которая переезжает в новый для нее город вместе с родителями. Заблудившись в незнакомом месте, семья оказывается в странном волшебном мире. Съев пищу, предназначавшуюся местным божествам, отец и мать превращаются в свиней. А храброй девочке придется пойти на службу к могущественной ведьме по имени Юбаба, чтобы спасти своих родителей и вернуться к прежней жизни в человеческом мире.
Почти каждый прием пищи тут связан и с сюжетом, и с культурными особенностями. Мы постоянно видим японские, тайваньские и даже европейские блюда. В этом волшебном мире все переплетено и имеет смысл: и знаменитые онигири, и японские сладости — булочка ан-пан и маленькие конфеты компэйто.
Посмотрим, какую роль играет это изобилие в жизни персонажей и к каким поворотам приводит.
Интересный факт
Город Цзюфэнь на острове Тайвань привлекает туристов, поклонников творчества Миядзаки, со всего мира. По слухам, режиссер вдохновлялся улочками города, создавая мультфильм — однако Миядзаки это отрицает. Но город все равно стал настоящим местом паломничества, а интернет пестрит фотографиями, на которых подчеркивают сходство кадров из «Унесенных призраками» с улицами тайваньского города.

Родители Тихиро: еда как базовая потребность и искушение

Отец Тихиро — Акио, яркий, полный мужчина, прямолинейный и самоуверенный. Он, не сомневаясь, выбирает неизвестную дорогу, лишь бы быстрее добраться до дома. И так же без раздумий принимается за совершенно неизвестную еду в незнакомом пустующем кафе, на все возражения дочери отвечает, что легко заплатит за все деньгами. Мать Тихиро — Юко, во всем следует за мужем и не задумывается о последствиях.
Ключевой смысл еды для Акио и Юко — соблазн, который они не могут преодолеть. Для родителей Тихиро в первую очередь важен физический комфорт. В этом нет ничего плохого: сон и еда — базовые вещи, которые помогают выжить. Опасность возникает, если по каким-то причинам человек застревает на этом этапе: тогда становится сложнее посмотреть на мир шире.
Акио и Юко, заботясь о физическом благополучии, забывают, как это — быть ребенком, которому страшно. Они почти не говорят с Тихиро о том, что ее волнует — и не могут понять, почему девочка тяжело переживает переезд в другой дом. А значит, не могут и помочь ей справиться с новыми чувствами.
Разница в восприятии мира родителями и Тихиро лежит в плоскости потребностей. Потребность — это сильная нужда, которая подталкивает человека к тем или иным действиям и влияет на решение. В том числе — есть или не есть неизвестную пищу.
Похоже, что родители Тихиро «застряли» на ступени, когда в фокусе внимания остаются исключительно способы, которые помогают заботиться о физическом состоянии. Мы можем только предполагать, было ли это влияние семейных традиций или моды на потребление. Скорее всего, родители Тихиро — взрослые дети тех людей, которые жили в тяжелые времена: главной целью было выжить и накопить элементарные ресурсы, а об эмоциях думать некогда.
Интересный факт
Фанаты аниме, исследователи и блогеры спорят, что за блюда едят родители Тихиро, и пытаются приготовить что-то похожее.  Большинство сходятся во мнении, что это в основном тайваньские блюда. Что увидели на экране мы: тайваньские колбаски, курицу в карамели, пельмени ба-ван.

Тихиро: как еда помогает приобщиться к миру и обрести ясность

Тихиро десять лет, это — предподростковый этап взросления. В этом возрасте детям становится еще интереснее исследовать мир, развивается самонаблюдение и самоанализ, усиливается чувство ответственности за поступки. Ребенок пока зависит от мнения родителей, но постепенно начинает отдаляться, искать собственные ценности и опору в друзьях.
В результате возникает кризис мотивации: ребенку бывает тяжело учиться и следовать правилам, в которых он не чувствует для себя смысла. Мы видим похожие проявления в начале истории — то, что можно принять за капризность и обидчивость, на самом деле естественный кризис этого возраста.  
Тихиро проходит через испытания в мире духов, ее ждет тяжелая работа. Естественно, она часто ест на протяжении мультфильма, и каждый раз пища имеет свое значение.

Еда как искушение

В отличие от своих родителей, Тихиро проявляет себя как внимательный, осторожный человек, хотя тоже должна была проголодаться. Сначала она хочет попросить разрешения у тех, кто здесь работает, и лишь затем приниматься за еду. Почтительность и здравый смысл подсказывают ей, что нельзя просто так приходить в незнакомое место и набрасываться на угощение, каким бы аппетитным оно ни было.
Интересный факт
В японской традиции сильна культура уважения к природе, богам и людям. Приступая к еде, принято произносить слова благодарности за еду всем, кто причастен к ее появлению на столе.  
Похоже, Тихиро чувствует бестактность родителей, которые забыли о культуре, и начинает протестовать. Несмотря на возраст, девочка не поддается ни своим желаниям, ни уговорам родителей. Не идти на поводу у чужого мнения, оставаться собой и быть внимательной к миру вокруг — вот о чем говорит образ Тихиро в этом эпизоде.
Второй раз искушение едой поджидает девочку ближе к концу истории, когда безликий дух Каонаси пытается предложить ей роскошные блюда. Тихиро отказывается от них, ведь ей нужно совсем другое — свобода для ее родителей, а к горам золота и еды она равнодушна.

Еда как возможность стать частью мира

Впервые Тихиро пробует местную пищу, когда, оставшись в одиночестве, начинает становиться прозрачной и исчезать. Ее друг Хаку дает ей ягоду: так еда заколдованного мира становится ее спасением. Тихиро пришла в себя и смогла находиться в мире духов и дальше. Оказывается, зло заключается не в местной пище: важно, с какими намерениями употребляется еда, и какая именно.
Тихиро постепенно осваивается в новом мире. Во всех делах внутри купален ее сопровождает работница и наставница Рин. Она приносит Тихиро еду, а после особенно тяжелого задания дает японскую булочку ан-пан — это сладкая выпечка с начинкой в виде пасты из бобов адзуки. Рин замечает, что Тихиро устала и  выглядит потерянной, хочет таким образом поддержать и утешить маленькую напарницу. Пирожок помогает Тихиро восстановить силы, чтобы снова справляться с трудностями в чужом мире.

Еда как способ обрести ясность

Важный момент наступает во время встречи Тихиро и Хаку у моста. Юный волшебник помогает девочке вспомнить свое настоящее имя, отводит к родителям, превратившимся в свиней. Затем дает ей заколдованный онигири. «Съешь — и все печали пройдут», — говорит он расстроенной девочке. И действительно, попробовав онириги, Тихиро расслабляется и начинает плакать. Она понимает: перед ней друг, больше не нужно держать лицо, можно показать свои чувства и быть собой.
Интересный факт
Миядзаки не случайно выбрал именно онигири для этого трогательного момента. Онигири — это очень древнее японское блюдо. Изначально его готовили путешественники и крестьяне, чтобы поддерживать себя вдали от дома. Получилась красивая метафора заботы и помощи человеку, который оказался один в совершенно незнакомом мире.
От могущественного духа, Хранителя Реки, Тихиро получает дар — горький пирожок. Это волшебная еда, которая способна исцелять и возвращать первоначальный образ. Однако, когда Тихиро попробовала волшебный пирожок, с ней ничего не случилось — она осталась такой, какой и была: здорового человека не нужно исцелять.

Дедушка Камадзи: еда — это просто еда

Добродушный ворчун, паукообразный дедушка Камадзи все время в делах и заботах, даже спит рядом со своим рабочим местом. Он много трудится, но его еда — небольшая чашка риса с креветками — домбури. Для него пища — это способ поддержания жизни. Дедушка ест, не замечая, что именно, ведь главное — накопить силы для новых дел. 
В своих помощниках он тоже ценит прежде всего трудолюбие. Им движет потребность работать, но не ради выгод и материальных вещей, а для того, чтобы приносить пользу. Другие сотрудники бань называют его ласково — дедушка, ведь за его грозным видом скрывается заботливое доброе сердце.
Интересный факт
Помощники дедушки Камадзи — забавные духи сажи, сусуватари. Служанка Рин кормит их японскими конфетами компэйто: разноцветные съедобные «звездочки» популярны в Японии и могут быть разных вкусов — от фруктовых и ягодных до молочных.

Безликий (Каонаси): когда еда не помогает

Бог-оборотень, не имеющий своей личности, меняется в зависимости от окружения и перенимает характер и обычаи тех, кто рядом с ним. Поэтому, попав в бани жадной Юбабы, он и сам становится ненасытным. Добравшись до пиршества, этот дух не может остановиться и проглатывает все, что стоит на столе. Снова в мультфильме еда становится искушением, с которым персонажу тяжело справиться. 
Такими бывают не только боги-оборотни и не только в еде: случается, люди ищут новое, потребляют и никак не могут остановиться. Похожее поведение встречается во всех сферах жизни — работа, финансы, романтические отношения, покупки и т.д.
Каонаси, поглощающий и обычную еду, и живых работников, щедро раздает золото направо и налево — однако это золото не имеет ценности. В Тихиро же Безликий обнаруживает свою противоположность — самоотверженную, храбрую девочку, которая точно знает, чего она хочет и что чувствует. 
Тихиро отказывается, когда дух предлагает ей золото и великолепные блюда. Но именно она помогает Каонаси обрести себя и измениться. Не принимая даров Безликого, она сама отдает ему маленький горький исцеляющий пирожок. И тут происходит чудо: вместе с крошечным пирожком Каонаси получает исцеление, обретает подобие сознания и воли.  Пирожок вместе со словами Тихиро — как лекарство для души: правда иногда бывает горькой, но она открывает глаза на реальность и дает толчок к изменениям.
Есть еще один эпизод трапезы Безликого, когда он вслед за Тихиро добирается до дома волшебницы Дзенибы. Дзениба — сестра-близнец Юбабы, совершенно не похожая на свою сестру по характеру и отношению к жизни. В отличие от роскошных бань и богатых угощений Юбабы, в доме Дзенибы царят простота и покой. Угощения тоже есть, на столе стоят простые и милые десерты — печенье, чизкейк, чай с сахаром-рафинадом. Да и она сама считает, что волшебство — это не главное. Дзениба все старается делать своими руками и приучает к этому своих гостей. Еда в ее доме помогает почувствовать дружескую поддержку, обрести ясность и понимание, кто ты и куда идешь, каковы твои ценности и мотивы. 
Трапеза Дзенибы, как и ее дом — скромная, но уютная и очень вкусная! Простые радости, сделанные своими руками, ценятся дороже волшебных яств. А искренность, настойчивость и труд способны победить самое коварное волшебство. 

Хаку: еда как способ вернуть себя

Мальчик-дракон, друг Тихиро и ученик колдуньи Юбабы. Он производит впечатление умного и доброго, но запутавшегося человека. Хаку стремится к знаниям, у него есть потребность раскрыть свой потенциал, самореализоваться. Однако под влиянием колдуньи он совершает неблаговидные поступки. 
Смысл еды для  Хаку — обретение ясности, своей подлинности, и поддержка от близкого человека. Все это приходит в его жизнь вместе с Тихиро: девочка дает ему кусок волшебного горького пирожка, и Хаку избавляется от проклятия, которое должно было его убить. 
Волшебный пирожок — это не просто дар могущественного Хозяина Рек, но и знак благодарности за то, что его приняли таким, какой он есть, освободили от тяжести огромного количества мусора, который ему приходилось нести. Возможно, именно поэтому пирожок способен исцелять и очищать людей и духов, возвращая им подлинную сущность. А в лице Тихиро Хаку встречает любовь и поддержку, которые помогают освободиться от власти колдуньи.

Что можно сделать?

Приготовить японские онигири или нежный чизкейк. Затем заварить любимый чай и пересмотреть фильмы из детства, завернувшись в уютный плед. А потом составить список важных событий в вашей жизни и проанализировать, какие потребности, ценности и мотивы стояли за принятием решений. Это поможет лучше понять себя и двигаться по жизненному пути более осознанно.
Узнайте больше о еде из любимых фильмов и книг:
В статье мы использовали скриншоты из мультфильма Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками» / Kinogo.inc
Аватар автора

Автор: ,
Коррекционный педагог-психолог

Понравился материал?
Сохранить:
Оценить:
5
Рейтинг из 12 оценок
Рассказать друзьям:
Комментарии(2)
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы
Редактор Food.ru
Софи, здравствуйте! Спасибо большое за теплые слова: мы и правда писали статью с любовью. Надеемся, остальные материалы о еде в искусстве вам тоже понравятся, уже скоро будут на сайте!
02.10.24 в 10:48
Софи
Благодарю за интересную статью, написанную с любовью! Сама недавно пересматривала этот мультфильм, особенно интересно было подробнее почитать про горький пирожок, я не понимала почему он горький в детстве. Сейчас это обрело смысл. Спасибо
28.09.24 в 03:28

почитать еще

Читают сейчас
Скачайте мобильное приложение FOOD.RU: рецепты всегда с вами!
App StoreGoogle PlayRuStoreAppGallery
Главная в мобильном приложении