«Неприятно, когда в комментариях на тебя выливают ушат помоев»
/ Что раздражает блогераДаже любимая работа иногда раздражает. Мы говорим со специалистами из разных сфер и выясняем, что бесит их больше всего. Юлия Евлахова рассказала о подводных камнях профессии кулинарного блогера. Как на работу влияют блокировки и алгоритмы, что помогает справляться с критикой и почему «блогеры-халявщики» — полезные для бизнеса люди.
Выбирая профессию, о каких минусах вы хотели бы знать заранее?
Когда становишься блогером, мечтаешь о свободном графике, больших рекламных контрактах и красивой жизни как с картинки. В целом так и есть, но сначала нужно хорошенько потрудиться — как и в любой другой сфере.
Свободный график относителен. Я могу несколько суток наслаждаться ничегонеделанием, а потом целыми днями не вылезать из телефона из-за накопившейся работы. Гонорары блогеров с уходом иностранных брендов значительно уменьшились. А подписчики не увеличиваются сами собой. На рост влияют алгоритмы, которые постоянно меняются, так что нужно держать руку на пульсе.
Есть и негативные заблуждения, которые, к счастью, не оправдались. Например, я думала, что зарабатывать на блоге и сотрудничать с крупными брендами могут только те, у кого больше 100 000 подписчиков. Оказалось, что микроблоги ценятся не меньше — у них живая аудитория. Многим брендам количество подписчиков вообще неважно, главное — сделать с их продуктом классный контент.
Какие нюансы в вашей работе люди чаще всего недооценивают?
Многие думают, что снимать приготовление пищи просто. Но за минутным видео стоит многочасовая работа. Конечно, я уже набила руку и справляюсь быстрее, но дело в любом случае не из легких. Нужно купить продукты, сделать красивую раскладку ингредиентов, не забыть снять процесс и готовое блюдо. А еще важны разные ракурсы, хорошее освещение, красивый фон. После съемок нужно смонтировать и озвучить ролик.
По образованию я журналист и по большому счету сейчас работаю по профессии. Однако приходится выполнять не только свои функции, но и всего телеканала или редакции. Здесь ты сам себе режиссер, сценарист, оператор, актер. Объем работы огромный, но и вознаграждение соответствующее: гонорар, который я получаю за съемку, раньше был моей месячной зарплатой.
В чем зрители часто заблуждаются?
Многие думают, что блогер показывает жизнь на 99%. На самом деле вам показывают только то, что хотят. Я выбрала гибридный формат: и профессиональное, и личное. У меня в блоге есть готовка, путешествия, покупки, вечеринки. Так получается лучше раскрыться и расположить к себе зрителей. Но даже я четко фильтрую информацию и демонстрирую меньше половины от всего, что происходит. Это не жизнь напоказ, как многие привыкли думать, а лишь малая ее часть — работа.
Самое глупое высказывание о профессии, которое вы слышали
От знакомой в период блокировки одной из соцсетей услышала фразу: «Посмотрим, как блогеры-халявщики, которым все доставалось по бартеру, побегут работать на заводы». Я была искренне поражена. Причем у этой знакомой на тот момент был бизнес, который требовал продвижения через соцсети. Странно не понимать прямой взаимосвязи и не видеть пользы, которую мы можем приносить друг другу.
Малый бизнес благодаря соцсетям может продвигать услуги, продавать товар — а значит, развиваться, платить налоги, давать новые рабочие места. Радоваться блокировкам и тому, что кто-то из-за этого может потерять работу, как минимум странно. Сейчас, когда таргет не работает, блогеры — единственный способ рекламы и продвижения. Я за то, чтобы уважать любой труд, даже если со стороны работа кажется не пыльной.
Еще есть такое мнение: «Если ты блогер и публичный человек, то воспринимай любую критику». Люди считают нормальным зайти и написать гадости под твоим видео: раскритиковать рецепт или жестко пройтись по внешности. Понятное дело, что это комплексы и личные боли пишущего. Но все равно неприятно, когда в комментариях на тебя выливают ушат помоев.
Что в работе раздражает больше всего?
Самое больное место — уборка. Рецепты я снимаю на домашней кухне. Нужно и хорошо выглядеть, и все вокруг привести в порядок. В один день могу делать сразу несколько разных роликов. Что творится за кадром в такие моменты, страшно даже рассказывать. Но самое интересное, что в процессе съемок приходится не забывать о роли жены, хозяйки и мамы двоих детей. Нужно успеть подумать об обеде и ужине для семьи, решить бытовые вопросы и сделать еще массу всего, не связанного с блогерством.
Какие запросы со стороны заказчиков заставляют внутренне закатить глаза?
Иногда для рекламы продукта просят стилизовать съемку. Это непросто, так как у меня современная кухня и посуда определенного дизайна. Конечно, периодически я все обновляю согласно трендам и собственному чувству прекрасного. Но, например, чтобы сделать съемку японской или древнерусской кухни, многое из моего текущего ассортимента не подходит. Конечно, что-то можно взять в аренду, но это уже работа другого специалиста — фуд-стилиста.
Заказ, после которого хотелось сказать: «Если бы знала, никогда не согласилась»
Я часто делаю контент для производителей продуктов питания. Больше месяца назад мне прислали продукт, чтобы сделать с ним рецепт. Все получилось, но конечный вид при сервировке не согласовали — пришлось переснимать. Чуть позже выяснилось, что поменялась упаковка и нужно проделать те же действия снова. В итоге технология приготовления тоже стала иной. Сейчас я жду новую доставку этого продукта. Нужно ли говорить, что я буквально заставляю себя довести эту съемку до конца — она отняла уже кучу времени и сил.
Расскажите о самом ужасном дне в карьере
С момента старта кулинарного блога у меня появилось еще одно направление работы — организация кулинарных мастер-классов. Однажды пришел заказ на 100 человек: нужно было провести кулинарную битву за городом. Это большое корпоративное мероприятие, на которое съехались гости со всей России. Нужно было везти с собой кучу продуктов, посуды, поваров и помощников.
Когда площадка была готова и участники заходили в зал, у меня началась паническая атака — перенервничала из-за большой ответственности. Мне казалось, что упаду в обморок или сердце остановится, очень неприятное чувство. В итоге удалось справиться с эмоциями — и мастер-класс прошел хорошо. Косяки, конечно, были, но все не так страшно — не бывает нерешаемых проблем.
Худший тренд, который вы встречали в работе
Это беспощадный русский мукбанг — когда на камеру человек ест и параллельно общается с аудиторией. Тренд зародился в Южной Корее, но у них все смотрится органично: интересные продукты, мультяшные образы блогеров, ASMR. Наши же ребята аппетит точно не разжигают, скорее наоборот. Еще раздражают дилетантские съемки: слишком натуральные, на неопрятной кухне, при плохом освещении. Но это лично моя проблема — люблю эстетику во всем.
Если бы вы могли изменить что угодно в профессии, что бы это было?
Я бы сняла блокировку с одной из известных соцсетей. До сих пор помню чувство, когда ролики начали набирать по 300 000 просмотров, а потом и по миллиону. И это была не случайность, как сейчас, когда алгоритмы изменились. В одночасье все, над чем ты трудился, стало недоступно для просмотра остальному миру — и правила игры поменялись. Однако для любого дела встряски полезны — начинаешь искать новые возможности.
Узнайте, что раздражает других героев рубрики:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы