Что такое нетворкинг
/ И как завязать знакомство с полезными людьми«Мы — это сумма всех людей, которых мы когда-либо знали», — писал Дирк Уиттенборн в книге «Жестокие люди». И он был прав: сегодня, как никогда, важно найти единомышленников и осознанно сформировать круг общения из людей, которые будут полезны друг другу. О том, как создать полезные связи, рассказываем в нашей статье.
Что такое нетворкинг
Нетворкинг — новое слово, которое пока не имеет однозначного научного толкования. Простыми словами, это навык установления полезных социальных контактов. Но на практике содержание этого понятия несколько сложнее. Найти новых знакомых не так уж сложно, гораздо сложнее превратить поверхностное общение в долгосрочные и полезные взаимоотношения.
Для этого нужно понимать основные идеи нетворкинга:
- Долгосрочность. Доверие и желание помогать формируются не за один день. Продолжительное знакомство будет значить больше, чем короткое общение.
- Систематичность. Для установления надежных связей недостаточно просто знать друг друга. Необходимо быть в контакте с людьми, понимать, чем они живут, как меняется их жизненная ситуация, как вы можете друг друга поддержать.
- Доверие. Рекомендации, помощь и поддержку вряд ли будут оказывать ненадежному человеку, который в любой момент может подвести.
- Взаимность. Полезные связи не могут приносить выгоду только одной стороне. Обращаясь к кому-то из окружения за помощью, будьте готовы ответить тем же, когда что-то потребуется от вас. А лучше всего, когда получите желаемое, скажите, что очень благодарны и готовы помочь в ответ.
- Искренний интерес. Вы должны действительно хорошо относиться к своему окружению. На фальшивой любезности построить взаимное доверие невозможно. Конечно, можно получить что-то полезное и от неприятных вам людей, но едва ли это можно назвать долгосрочными и качественными отношениями.
Для эффективного нетворкинга нужно четко понимать, кто твои друзья и друзья твоих друзей. Проанализируйте, к кому и зачем вы можете обратиться, как получить выход на нужные контакты, что могут дать эти люди для профессионального и личностного роста и что можете дать им вы. Нетворкинг можно назвать кадровой стратегией вашей жизни. Это значит, что вы подбираете свое окружение под определенные задачи: с одним будет хорошо строить бизнес, другой поможет найти клиентов, третий идеально подойдет для совместной игры в боулинг.
Социальный капитал
Люди вокруг — определенного рода капитал, моральный и социальный. Чем больше людей мы знаем, тем ценнее мы в глазах других: можем решить больше вопросов или найти нужные контакты, привести в новые полезные сообщества.
В социальном капитале существуют сильные и слабые связи. Социолог Робин Данбар предложил теорию кругов общения. В близкий круг входят до 150 человек, это ядро социального фокуса. Из них пять самых близких составляют группу опоры, 15 входят в группу поддержки, 50 человек — группа общности.
Сила слабых связей и неоднородность отношений
Слабые связи — это те люди, которые находятся за пределами ядра социального фокуса. Они не входят в «топ-150» самых близких, но все еще находятся в зоне внимания. Согласно исследованиям, многие находят работу именно через дальних приятелей.
Слабые связи — источник новой информации и новых возможностей. Замыкаясь только на близких, мы ограничиваем свой круг общения и попадаем в своеобразный информационный пузырь. Эти люди знакомы нам давно, и мы понимаем, какие советы они могут нам дать, с какими людьми познакомить. Слабые связи — это новая территория, важная зона нетворкинга, которая может дать свежие идеи и неожиданные знакомства.
Прочные связи и однородные отношения
Исследования показывают, что люди больше доверяют тем, кто похож на них, а это прочная основа нетворкинга. Признаки могут быть любыми: этническая или географическая принадлежность, уровень образования, профессия, увлечения. Все это формирует базу для общих тем и взаимного интереса. При знакомстве с новыми людьми, старайтесь найти что-то общее с собеседником. Это поможет завоевать расположение и укрепить зарождающуюся связь.
Как начать заниматься нетворкингом
Любая группа общения — это сеть, внутри которой существуют узлы, соединенные между собой связями. Узлы — это люди, а связи — это отношения между ними. Связи могут быть одноролевыми, только с одним компонентом, или многоролевые, то есть включать в себя несколько функций.
Например, коллеги — это одноролевая связь. Но если человек, с которым вы сотрудничаете, переедет в ваш дом, вы станете соседями, и связь будет уже многоролевой. Вы будете встречаться по утрам в одном спортивном зале, перекидываться парой фраз, потом позовете его в гости, ваши жены и дети тоже подружатся. Ваша связь будет наполняться все большим количеством составляющих, а значит, вырастут и возможности. Вы сможете помочь друг другу не только в работе, но и в поиске подходящего тренера или репетитора для ребенка неподалеку от дома. Так рождается эффективный нетворкинг.
Определение целей
Чтобы выбрать подходящие инструменты, нужно определиться с целями. Что вы ждете от новых знакомств? Какие жизненные задачи вам необходимо решить? Это может быть бизнес-нетворкинг — поиск новых клиентов, инвесторов, наставников. Целью может стать развитие в образовании или просто общение с единомышленниками, к которым можно обратиться за советом.
Поиск мероприятий и платформ
Сообщества — один из самых эффективных инструментов нетворкинга. Они объединяют нужную целевую аудиторию, которая поможет вам расширить сеть контактов. Их можно найти и в онлайне, и офлайне.
Самый простой способ — поиск в интернете. Введите ключевой запрос, добавив ваш город. Например, «нетворкинг сессия в Екатеринбурге» или «клуб маркетологов в Воронеже». По вашему запросу наверняка найдется немало полезных ссылок.
В последние годы стали популярны мастермайнды — группы общения, которые состоят из людей разных специальностей, с разными целями и интересами. Считается, что это преимущественно женский нетворкинг, но такие мероприятия будут полезны всем независимо от пола, возраста, образования и профессии.
На встречах каждый может поделиться своими проблемами и запросами, а другие участники подскажут решение, исходя из своего опыта. Может показаться, что профессионалы из разных сфер деятельности не будут полезны друг другу, но на деле это не так. Сторонний совет или комментарий поможет взглянуть на привычные проблемы с новой стороны.
Для онлайн-нетворкинга существует множество приложений. Все они работают по одному принципу: вы выбираете интересующие вас направления, а искусственный интеллект подбирает для вас собеседника. Так вы знакомитесь с людьми из своей сферы деятельности и находите полезные контакты.
Важно
Необязательно выносить нетворкинг отдельным пунктом в расписании, общение может проходить в любом удобном для вас формате. Вы может завязать знакомство на курсах повышения квалификации, в книжном клубе или на встрече выпускников университета. Или найти сообщество по интересам в социальных сетях и общаться, когда выдастся свободная минутка.
Подготовка к общению
Перед встречей проанализируйте список организаторов и участников мероприятия. Чем эти люди могут быть полезны именно вам? Какие проблемы вы сможете решить? Не забывайте и о правиле взаимности. Подготовьте небольшую информацию о себе. Будьте готовы рассказать, чем вы занимаетесь, в каких вопросах разбираетесь лучше всего и какую помощь можете предложить другим.
Обмен контактами
В эпоху цифровизации кажется, что визитки перестали быть эффективным инструментом. Но это неправда. Протянуть листок со своими данными гораздо быстрее, чем ждать, пока собеседник запишет ваш номер в телефон. К тому же у каждого из нас в контактах окажется несколько Александров и Екатерин. После встречи собеседник может не вспомнить, чьи контакты он сохранил и чем этот человек будет ему полезен. Тут и пригодится информация на визитках. Поэтому позаботьтесь об их изготовлении заранее: укажите свою фамилию, имя, профессию или сферу деятельности, контакты. Не стоит перегружать ее дополнительными данными и элементами декора. Главное, чтобы шрифт был удобным для чтения, а собеседник мог сразу вспомнить, кто дал ему эту визитку.
Анализ опыта
Помните, что нетворкинг не заканчивается одной деловой встречей. Это долгосрочная стратегия, поэтому на первых порах оценить результат будет сложно. Количество новых контактов никак не отражает реальную эффективность ваших знакомств. Большинство из них не перерастут в длительные прочные отношения и не принесут ценный опыт.
Проанализируйте, какие из полученных контактов действительно будут вам полезны, что этим людям можете дать вы и готовы ли вы предпринимать дальнейшие шаги для углубления и укрепления общения.
Важно
Подумайте и о том, насколько комфортно вам было на самом мероприятии. Нетворкинг невозможен без искреннего интереса. Если вы чувствуете, что какие-то платформы или встречи вам не подходят, найдите другой формат, в котором вы будете чувствовать себя на своем месте.
Теория шести рукопожатий
Известный эксперимент, проведенный социологом из Гарварда Стенли Милгрэмом. Он разослал 300 писем в Массачусетс, Канзас и Небраску, в которых просил передать эти письма финансовому брокеру из Бостона. До адресата дошли 64 письма, пройдя через цепочку из пяти человек. Так в обществе возник миф о том, что все люди в мире знакомы друг с другом через шесть рукопожатий.
Но это действительно миф. Нужно понимать, что ученый отправил письма не случайным людям: 100 из них проживали в Бостоне, еще 100 работали в финансовой сфере, а остальные 100 не имели никакого отношения ни к городу, ни к брокерской деятельности, но все же проживали в одной стране. Поэтому утверждать, что мы знакомы с любым человеком на планете через шесть рукопожатий, несколько смело.
Примеры успешного нетворкинга
Наверное, самый известный пример нетворкинга — Мафия PayPal. Это одно из самых талантливых сообществ Кремниевой долины. Ее участники — создатели YouTube, LinkedIn, SpaceX и других крупнейших проектов.
Один из основателей этого сообщества, Питер Тиль, познакомился с Максом Левчиным, когда читал лекцию в Стэнфордском университете. Вместе они начали работу над цифровой платежной системой и создали PayPal. Тиль говорил, что его цель — создать компанию, в которой все сотрудники будут близкими друзьями. Поэтому они нанимали людей из своего круга общения или тех, кого хотели бы видеть в числе своих близких. Большинство участников проекта были выпускниками Стэнфордского университета.
Необычному способу делового нетворкинга можно поучиться у российского бизнесмена, спикера и спортсмена Владимира Волошина. Однажды он решил встретиться с партнером по бизнесу во время утренней пробежки, поскольку иначе согласовать график было невозможно. Переговоры прошли весьма успешно, и с тех пор Владимир начал практиковать бизнес-пробежки. Благодаря частым командировкам он смог познакомиться с людьми из многих городов России. О результатах таких пробежек предприниматель рассказывает в своем блоге.
Чтобы попасть на нетворкинг к Владимиру, люди записываются за несколько месяцев. По его словам, знакомые и подписчики часто обращаются к нему с просьбой дать контакты его новых знакомых. Так Владимир не только расширяет свой круг общения, но и помогает своему окружению налаживать деловые связи.
Что можно сделать?
Проанализировать круг общения, понять, с кем вы хотели бы укрепить отношения, подумать, как это можно сделать. Найти площадки для нетворкинга в своем городе, написать текст для самопрезентации, подготовить визитки и завести новые полезные знакомства.
Важны не только отношения в коллективе, но и правильные отношения с едой. О принципах правильного питания — в наших статьях:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы