Что мы будем есть и пить в 2022 году
/ Тренды и новинки
Мы изучили прогнозы аналитических и консалтинговых компаний, специализирующихся на рынке еды, ресторанов и food-технологий, чтобы представить список трендовых ингредиентов и феноменов. Резюмируем и делимся комментариями экспертов по тенденциям, которые ждут нас в 2022 году.
Кухни-призраки или облачные рестораны
Призрачная кухня — производство готовых блюд только для доставки, когда еду нельзя попробовать на месте или забрать с собой, а можно только заказать через агрегаторы.
По данным Euromonitor, аналитической компании, занимающейся статистикой и маркетинговыми исследованиями, через десять лет кухни-призраки могут стать индустрией с оборотом в триллион долларов, а консалтинговая компания Grand View Research прогнозирует, что к 2028 году объем рынка достигнет 139,37 млрд долларов.
Уже в январе 2022-го американская сеть ресторанов быстрого питания Wendy’s, работающая с 1969 года и показавшая себя в Москве с 2011 по 2014 года, заявила, что намерена к 2025-му открыть 700 точек кухонь-призраков в США, Великобритании и Канаде. Это обусловлено ростом продаж цифрового формата на 10%.
А компания по разработке облачных ресторанов из Северной Америки Ghost Kitchen Brands в течение двух лет представит 30 мультибрендовых кухонь-призраков в Walmart — крупнейшей в мире сети оптовой и розничной торговли.
И судя по успешно развивающемуся рынку зарубежных food-tech форматов, такой вид деятельности вскоре захлестнет и российский рынок производства и доставки.
Что такое dark kitchenРост популярности растительного питания
Осознанное потребление, забота населения об углеродном следе и в меру адекватная озабоченность собственным здоровьем подтолкнули потребителей включать в рацион больше растительных продуктов. Мировая статистика подтверждает это внушительными исследованиями и цифрами.
Первый в Европе интеллектуальный онлайн B2B-рынок ShelfNow, специализирующийся в том числе на предложении веганских и вегетарианских продуктов, с 2020 по 2021 год зафиксировал увеличение продаж первой группы на 150% и второй — на 156%.
Даже гиганты фастфуда — McDonald’s, Burger King и KFC — друг за другом добавляют в меню бургеры с растительным мясом и наггетсы из имитированного куриного филе. Что касается последнего, один из прогнозов на грядущий год: борьба сетей быстрого питания будет разворачиваться вокруг лучших куриных кусочков на растительной основе, учитывая изменчивость цен на животное сырье и реальную его нехватку.
Рост популярности растительных продуктов и увеличение доли овощей в рационе связаны не столько с прогрессирующим количеством вегетарианцев или веганов, сколько с распространением флекситарианства. Именно эта диета позволяет потребителю не отказываться от мясных продуктов окончательно, а разнообразить меню, пробуя новые сочетания скорее из любопытства, чем из-за необходимости.
Как питаться на флекситарианской диетеМаксим Коломацкий, бренд-шеф «Шикари» и «Планета суши»
«Как человек, занимающийся едой профессионально, уважаю вкусы и предпочтения ценителей овощей и сам к таким отношусь. Тренд на увеличение доли растительных ингредиентов в блюде я стараюсь поддерживать обилием овощей и фруктов в меню наших брендов. У нас есть хорошая традиция ежегодно создавать постное предложение.Ниша обычного мяса на рынке РФ давно уперлась в потолок, цены на мясные продукты заоблачные. В том числе и по этой причине — плюс хороший маркетинг — направление растительных полуфабрикатов стало развиваться.Если рассматривать растительное мясо как дополнение к полноценному рациону, в котором есть мясо обычное, рыба и овощи, то это норма. А если имитированное мясо — замена в переходе на растительную еду, здесь требуется профессиональный подход с изучением тонкостей такого шага для организма. Есть вещества, которые практически не содержатся в овощах: B12 и D3 (не путать D и D2) и креатин»
Картофельное молоко
Хит 2021 года из предприимчивой Швеции стремится завоевать мировой рынок, и, судя по числу преимуществ перед другими видами альтернативного молока, у продукта есть все шансы. Картофельное молоко найдет отклик у потребителей, избегающих аллергенов, так как в нем нет глютена, лактозы и орехов. Напиток характеризуется низким содержанием насыщенных жиров, сахара, таким же количеством кальция, как и в коровьем молоке, и отсутствием холестерина.
В Швеции придумали картофельное молокоМорской мох
Функциональные ингредиенты и пищевые добавки продолжают пополнять потребительские корзины. Исландский мох — съедобная разновидность колючих морских водорослей, из которых производят БАДы, используют в качестве загустителя и веганской альтернативы желатину. Продукт бывает разных цветов и видов.
Высокое содержание цинка и фолиевой кислоты закрепила репутацию средства, повышающего фертильность у женщин. Плюс — богатое содержание йода и антиоксидантов возводят ингредиент в ранг суперфудов. Эти факты могли дать толчок шумихи вокруг мха, которая случилась в прошлом году.
Платформа аналитики рынка продуктов и ресторанного сектора Tastewise, управляемая искусственным интеллектом, сообщила, что количество упоминаний морского мха в сетях в 2021 году выросло на 384%, по сравнению с предыдущим. Этот интерес, вероятно, достигнет пика в 2022-м.
Андрей Колодяжный, шеф-повар ресторана «Л.Е.С»
«У морского мха приятный йодистый привкус, его можно мариновать и использовать как загуститель для мороженого, десертов и других блюд. У себя на кухне я делал из морского мха полезные чипсы, настаивал на нем, а затем ферментировал и добавлял в заправки к салатам — полезно и необычно»
Грибы
Спрос на грибы в мировом масштабе начал заметно расти с 2021 года и не собирается останавливаться. Феномен объясняют три тенденции, характерные для этого продукта:
- Устойчивое развитие: относительная легкость выращивания и формирования грибных ферм, в том числе и вертикальных. Кроме того, продукт выращивают на кофейной гуще и с минимальными затратами воды по сравнению с животноводством.
- Грибы отлично вписываются в концепцию растительного питания: порошок из ингредиента добавляет пикантный вкус мясу на соевой, гороховой или пшеничной основах. Также грибы богаты белком, имеют плотную структуру и легко заменяют мясные продукты, как эта растительная баранина из вешенок.
- И наконец, грибы — незаменимый и функциональный участник здорового рациона. Помимо витамина В, цинка, калия и селена, продукт содержит растворимую клетчатку, называемую бета-глюканом, а с 2016 производители обогащают витамином D. Грибы добавляют не только в пищу, но и в косметику, напитки, копируя привычные лесные грибы и ранее известные только мастерам древней китайской медицины — морские и древесные.
Егор Рудольский, шеф-повар Touch of Matcha
«Один из грибных подтрендов — азиатские виды: эноки, шимеджи, эринги, шиитаке и другие. Продукты полезны, звучат красиво, доступны в цене, их очень просто готовить: достаточно минимальной обработки.В будда-боулах я часто использую эноки и шиитаке. Плюс эноки — супер-мокпан-тренд в TikTok, весь мир хрустит на asmr-видео этими грибами.Также грядет тенденция изучения новых грибов и использования их в гастрономии. Например, майтаке, мацутаке — одни из самых полезных в мире, которые великолепно сочетаются в боулах с овощами и бобами. Скоро начну работать с трутовиком — гриб растет на деревьях, и в детстве мы их обычно сшибали палками, бродя по лесу в поисках белых грибов. Однако этот гриб просто с фантастическими свойствами, которые уже давно взяла на вооружение медицина, а мы берем его гастрономические качества — вкус его похож на цыпленка.С каждым годом индустрия питания совершенствует рецепты с чайным грибом и находит новые применения. Например, чаще всего для производства напитка используют белый сахар. Однако мы готовим комбучу на финиках. С помощью чайного гриба можно сделать выпечку и хлеб сильно полезнее, добавив комбучу в тесто и приготовив бездрожжевой домашний хлеб. Плюс если добавить в муку комбучу и банан, можно получить пышнейшие панкейки»
Минимум алкоголя
Согласно данным лондонской исследовательской организации IWSR, возобновление интереса населения к здоровому образу жизни подкрепляется ростом продаж слабоалкогольных и безалкогольных напитков: пива, сидров, вина и коктейлей. Изучение потребительских факторов и поводов для употребления дало понять: алкоголь выходит из моды у молодых потребителей, заботящихся о своем здоровье.
В то же время и поклонники вина не хотят отказываться от вкуса любимых продуктов, но не готовы мириться с последствиями употребления крепких спиртных изделий. Консервированные слабоалкогольные коктейли, зельцеры, радлеры, шпритцеры, безалкогольное вино становятся самой быстрорастущей категорией в бизнесе напитков.
Антон Громов, бар-менеджер ресторана «Л.Е.С»
«На мой взгляд, это некий посттравматический рост на фоне растущей популярности ЗОЖ. Осознанное потребление, органические продукты, фермерские, все «зеленое» становится трендом. Плюсом сюда крутой подъем в культуре пития у населения: люди более осознанно подходят к фразе “я есть то, что я пью”. Если человек встал на путь ЗОЖ, он не должен быть дискриминирован во вкусовой палитре напитков, а мы, бармены, должны создать весь спектр впечатлений в бокале, пусть и безалкогольном»
Арчил Нергадзе, Анна Морозова, совладельцы бара Septa
«Хочется отметить, что тренд на безалкогольные напитки неповсеместный. По нашим наблюдениям это лишь 1% из 100 в месяц. У нас представлено безалкогольное вино, причем выбор достаточно большой, но в основном гости предпочитают классику, и мы в их числе»
Коктейли в банках
История готовых к употреблению напитков (RTD) началась в 1990-х и начале 2000-х, тогда они продавались как удобный формат для вечеринок. Сегодня продукты позиционируются как крафтовые, ремесленные, индивидуально подобранные и «премиум-класс», предлагая широкий набор вкусов с акцентом на отсутствие химии и узнаваемость бренда в социальных сетях.
Аналитическая компания Commetric проанализировала упоминание RTD в ведущих зарубежных СМИ: коктейли в банках — самая быстрорастущая категория алкогольных напитков на рынке США, и здесь не обошлось без влияния карантинных мер.
Рост популярности коктейлей связывают с яркой и креативной упаковкой, которая особенно привлекательна для миллениалов, и разрушением стереотипа о том, что коктейли в банках — напитки низкого качества или предназначены исключительно для вечеринок.
Легкий и удобный формат, демократичная стоимость, прозрачный состав (иногда даже без сахара), отсутствие химии — характерные черты современных баночных коктейлей, на которые делают ставку производители спиртных напитков, в первую очередь гиганты индустрии.
Арчил Нергадзе, Анна Морозова, совладельцы бара Septa
«Коктейли формата to go drinks действительно становятся популярными, и в дальнейшем этот тренд будет развиваться: это и удобно, и интересно. К тому же из-за новых реалий многие предпочитают отдых дома. У нас в баре большой выбор коктейлей для take away: гость выбирает по своему вкусу коктейль, который уже готов, смешивает со льдом и в комфортной домашней обстановке наслаждается вкусом. Все просто и не требует особых навыков приготовления, к тому же сохраняется момент удивления и некой магии»
Что можно сделать?
Поддержать тренд на растительное питание и увеличить количество овощей и зелени в рационе. А как лучше приготовить баклажаны или брокколи, подскажет наш архив рецептов.
Какие еще тренды нас ждут в этом году:
Комментарии(1)
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы
Евгений К.
хорошая статья
почитать еще

что съесть
Каплун и пулярка
Благодаря промышленному прогрессу куриное мясо сегодня воспринимается как одно из самых недорогих и доступных. Однако еще не так давно блюда из курицы готовили по особым случаям. В классической литературе нередко упоминаются богатые столы, где подают каплунов или пулярок, — но что скрывается за этими названиями? Рассказываем на Food.ru о деликатесах прошлого из курицы.

что съесть
Чем салат «Столичный» отличается от оливье
Практически у каждой хозяйки есть свои секреты приготовления оливье. Одни добавляют тертое яблоко, другие смешивают маринованные и свежие огурцы, третьи заменяют майонез греческим йогуртом, чтобы уменьшить калорийность. Какой вариант вкуснее — предмет бесконечных споров. Но точно можно сказать одно: оливье с курицей не существует. Почему? Разбираемся в нашей статье.

что съесть
15 праздничных блюд из курицы
Курицу можно готовить целиком или по частям, подавать как во время простого семейного ужина, так и к праздничному столу. В отличие от индейки, утки или гуся стоит она недорого и доступна всем. Рассказываем, что приготовить из курицы на Новый год или другой праздник.

что съесть
Топ-10 коктейлей для новогодней вечеринки
Привычное всем шампанское заиграет новыми вкусами, если добавить в него апельсиновый сок. А с клюквой, имбирем и облепихой можно придумать кое-что поинтересней согревающего морса. Food.ru составил свой рейтинг коктейлей на Новый год, которые легко приготовить дома.

что съесть
Топ-10 горячих блюд на Новый год
Новый год совсем близко. Наверняка вы уже задумались о том, какое вкусное горячее блюдо поставить на праздничный стол. Редакция Food.ru подобрала для вас десять любимых праздничных рецептов из разных видов мяса. Приготовить их не составит труда даже для новичка. Давайте пробовать!

что съесть
6 идей новогоднего стола для зумеров
Новый год — семейный праздник, но впервые организовать его уже для собственной семьи или самых близких друзей — задача не из простых. Надо продумать меню, найти декор, составить развлекательную программу… Вместе с брендом Simpotato собрали 6 идей для тех, кто наконец провожает старый год самостоятельно.

что съесть
15 вариантов тарталеток к праздничному столу
Среди слоеных салатов, запеченной утки и мяса по-французски на праздничном столе всегда найдется место для маленьких хрустящих корзиночек с разнообразными начинками — салатами, рыбой, икрой, паштетами или сладкими кремами. В этой подборке мы собрали лучшие рецепты тарталеток от наших пользователей. Сохраняйте идеи и готовьте к празднику.


















