Как научиться играть в нарды
/ Простая инструкция для новичковНарды — одна из самых древних настольных игр в мире. В ней никогда не бывает ничьи. Освоить правила самостоятельно не так сложно, как может показаться. В статье расскажем, чем длинные нарды отличаются от коротких, и как играть в оба варианта.
Что такое нарды
Задача этой настольной игры — вывести свои фишки из игры быстрее соперника. Фишки еще называются шашками, в игре их тридцать — по пятнадцать на каждого. Половина шашек светлые (обычно белые), а половина — темные: черные, коричневые, красные. Хотя на самом деле цвета могут быть абсолютно любыми.
Фишками ходят по специальной доске — она обычно складная, поэтому имеет два поля. В каждом поле сверху и снизу есть по шесть пунктов, обычно они выделяются треугольниками: всего 24 пункта. Также для игры в нарды необходимы кости — они же зары, или кубики. Для броска нужно два кубика, у каждого из участников может быть своя пара.
Самые популярные виды нард — длинные и короткие. Они отличаются не только расстановкой фишек, но и правилами. Кроме этих двух видов, существуют и другие. Например, триктрак, где игровые элементы вводятся в игру с борта. Или гюльбар — эти длинные нарды еще называют бешеными за их скорость и динамичность.
Игровая терминология
Чтобы не путаться во время игры, важно запомнить некоторые простые термины.
- Пункт — ячейка, в которую ставятся шашки.
- Голова — так в длинной версии называется первый пункт, в котором собраны все фишки.
- Дом — четверть доски, состоящая из шести пунктов, куда игрок должен доставить все имеющиеся шашки.
- Двор — четверть доски, расположенная справа или слева от дома.
- Бар — в короткой версии так называют перегородку между двумя полями, на которую выбиваются фишки соперников.
- Блот — в короткой версии это пункт, в котором располагается только одна шашка. Если соперник поставит на блот свою фишку, блот будет считаться подбитым, а стоящая в нем шашка отправится в бар.
- Прайм или забор — несколько последовательно расположенных пунктов, занятых одноцветными фишками. Прайм мешает «ходить» противнику, поэтому считается важной частью стратегии.
Важно
Прайм из шести пунктов можно строить только в том случае, если его прошла хотя бы одна фишка противника.
Также по ходу игры опытные нардисты могут говорить, что они «заперли дом» — это значит, что игрок занял в своем доме все шесть пунктов. Или, например, называть шашку «задней» — такая находится в доме соперника и не дает ему его «запереть».
Правила игры в нарды
Классические нарды — это настольная игра для двух человек, где задача каждого из игроков в перемещении своих шашек по доске с пунктами. Цель — первым вывести все свои шашки с игрового поля.
- У каждого игрока есть 15 шашек, которые он расставляет на доске в определенной позиции.
- Играть в нарды начинают с броска костей: кто выбросил больше, ходит первым.
- Каждый игрок бросает кости и перемещает одну шашку на количество пунктов на доске, соответствующее выпавшему числу.
- Чтобы играть по правилам в классические нарды, нельзя ставить одну шашку на пункт, где уже стоит фишка соперника.
- Чтобы вывести шашки с поля, у каждого игрока должны быть сначала собраны все свои фишки в одном секторе доски.
Побеждает тот, кто первым выведет все свои шашки за пределы игрового поля.
Как начать игру
Для партии подготовьте доску, по пятнадцать фишек двух цветов, два или четыре кубика. После приступайте к расстановке шашек. В длинных и коротких нардах она будет разной. С длинными все просто — каждый игрок ставит все свои шашки одну поверх другой в крайний левый пункт под номером 12 или 24. Эта ячейка называется «голова», именно с нее начинаются все ходы.
В коротких нардах фишки расставляются иначе. По две фишки каждый игрок ставит в пункт 24, по три — в восьмой пункт, по пять — шестой и тринадцатый. Дом располагается там, где стоит пять шашек своего цвета и две шашки соперника — именно в эту четверть и нужно стремиться.
Когда фишки расставлены, необходимо решить, за кем будет право первого хода. В нардах цвет шашек ничего не решает. Приоритет определяется простым броском кубиков: оба игрока кидают по одному и у кого выпадет большее число, тот и ходит. Причем первый ход в коротких нардах совершается по тем цифрам, что выпали на зарах в этот момент. В длинных же игрок, который ходит первым, бросает кости заново.
Как играть в длинные нарды
Итак, в головах стоит по 15 фишек, которые нужно сначала переместить в дом, а затем «выбросить». При этом начинать выбрасывать можно только тогда, когда все пятнадцать штук окажутся в доме. А снимать с головы следует лишь по одному элементу за ход. Исключение составляет лишь тот случай, если в первый ход на костях выпал дубль 3-3, 6-6 или 4-4. Тогда можно брать сразу две фишки, ведь походить одной мешает «голова» соперника.
Дубль в нардах — важная деталь. Когда он выпадает, нужно делать не два, а сразу четыре хода. Например, на кубиках выпало 3-3. Игроку в этом случае нужно ходить не два раза по три, а четыре раза по три. Делать это можно одной или несколькими фишками.
Вообще, ходить в этой версии довольно просто. К примеру, на костях выпали цифры 2 и 4. Игрок может походить одной шашкой сначала на два, а затем на четыре. Или двумя — одной на два, другой на четыре. При этом его фишки не должны наступать на пункты, занятые соперником. Если походить нет возможности, очки сгорают, и кости бросает соперник. Однако если ход возможен, отказываться от него нельзя: участник должен переместить одну шашку даже в том случае, если это ему невыгодно.
Когда все пятнадцать пришли в дом, игрок начинает их выводить за край поля, ориентируясь на цифры на костях. Например, когда выпадает 5-2, он выводит шашки с пятого и второго пункта. Если же пятая ячейка пуста, можно вывести фишку с четвертой или любой другой «младшей» позиции.
Как играть в короткие нарды
Ходят в коротких нардах так же, как и в длинных: дубль дает право на четыре перемещения, а обычный бросок — на два, которые можно совершать одной или двумя фишками. Однако правило, по которому нельзя ставить свою фишку поверх противника, здесь не действует. Точнее, действует только в том случае, если на пункте стоит две и более противоборствующих шашки. Если же фишка соперника одна, вы можете поставить поверх свою, подбив блот. Шашка соперника отправляется на бар, и следующим ходом ему придется снова вводить ее в игру с самого дальнего от дома пункта.
Важно
Если комбинация на костях не позволяет игроку «зарядить» фишку (вывести ее с бара), он пропускает ход. И так до того момента, пока не сможет вернуть ее в игру.
Когда игрок привел домой все свои шашки, он может начать их снимать. Делается это по тому же принципу, что и в длинных нардах — ориентируясь на цифры на кубиках. При этом также допускается ходить и внутри дома. Например, чтобы переместить фишку с пункта №6 на любой другой меньшего значения — так снять ее в дальнейшем будет проще.
Чем длинные нарды отличаются от коротких
Основное различие заключается в правилах перемещения шашек и возможности их выбивать у соперника.
Чтобы играть в классические длинные нарды, нельзя выбивать фишку противника с пункта на доске, если там уже стоит одна его шашка. Если один пункт занят шашкой другого игрока, ход невозможен.
Длинные нарды также запрещают блокировать все пункты на доске и делать непроходимый заслон перед фишками противника, если впереди нет хотя бы одной шашки этого игрока.
В отличие от коротких, игра в классические длинные нарды предполагает для каждого участвующего аккуратное распределение своих шашек по площади игрового поля. Это нужно, чтобы не создавать помех себе, но сделать игру сложнее для соперника.
Что можно сделать?
Установить приложение с игрой в нарды на телефон. Так вы сможете потренироваться играть в нарды с компьютером или реальным противником в любой момент.
Читайте, чем еще можно заняться на досуге:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы