Как научиться играть в нарды
/ Простая инструкция для новичковНарды — одна из самых древних настольных игр в мире. В ней никогда не бывает ничьи. Освоить правила самостоятельно не так сложно, как может показаться. В статье расскажем, чем длинные нарды отличаются от коротких, и как играть в оба варианта.
Что такое нарды
Задача этой настольной игры — вывести свои фишки из игры быстрее соперника. Фишки еще называются шашками, в игре их тридцать — по пятнадцать на каждого. Половина шашек светлые (обычно белые), а половина — темные: черные, коричневые, красные. Хотя на самом деле цвета могут быть абсолютно любыми.
Фишками ходят по специальной доске — она обычно складная, поэтому имеет два поля. В каждом поле сверху и снизу есть по шесть пунктов, обычно они выделяются треугольниками: всего 24 пункта. Также для игры в нарды необходимы кости — они же зары, или кубики. Для броска нужно два кубика, у каждого из участников может быть своя пара.
Самые популярные виды нард — длинные и короткие. Они отличаются не только расстановкой фишек, но и правилами. Кроме этих двух видов, существуют и другие. Например, триктрак, где игровые элементы вводятся в игру с борта. Или гюльбар — эти длинные нарды еще называют бешеными за их скорость и динамичность.
Игровая терминология
Чтобы не путаться во время игры, важно запомнить некоторые простые термины.
- Пункт — ячейка, в которую ставятся шашки.
- Голова — так в длинной версии называется первый пункт, в котором собраны все фишки.
- Дом — четверть доски, состоящая из шести пунктов, куда игрок должен доставить все имеющиеся шашки.
- Двор — четверть доски, расположенная справа или слева от дома.
- Бар — в короткой версии так называют перегородку между двумя полями, на которую выбиваются фишки соперников.
- Блот — в короткой версии это пункт, в котором располагается только одна шашка. Если соперник поставит на блот свою фишку, блот будет считаться подбитым, а стоящая в нем шашка отправится в бар.
- Прайм или забор — несколько последовательно расположенных пунктов, занятых одноцветными фишками. Прайм мешает «ходить» противнику, поэтому считается важной частью стратегии.
Важно
Прайм из шести пунктов можно строить только в том случае, если его прошла хотя бы одна фишка противника.
Также по ходу игры опытные нардисты могут говорить, что они «заперли дом» — это значит, что игрок занял в своем доме все шесть пунктов. Или, например, называть шашку «задней» — такая находится в доме соперника и не дает ему его «запереть».
Как начать игру
Для партии подготовьте доску, по пятнадцать фишек двух цветов, два или четыре кубика. После приступайте к расстановке шашек. В длинных и коротких нардах она будет разной. С длинными все просто — каждый игрок ставит все свои шашки одну поверх другой в крайний левый пункт под номером 12 или 24. Эта ячейка называется «голова», именно с нее начинаются все ходы.
В коротких нардах фишки расставляются иначе. По две фишки каждый игрок ставит в пункт 24, по три — в восьмой пункт, по пять — шестой и тринадцатый. Дом располагается там, где стоит пять шашек своего цвета и две шашки соперника — именно в эту четверть и нужно стремиться.
Когда фишки расставлены, необходимо решить, за кем будет право первого хода. В нардах цвет шашек ничего не решает. Приоритет определяется простым броском кубиков: оба игрока кидают по одному и у кого выпадет большее число, тот и ходит. Причем первый ход в коротких нардах совершается по тем цифрам, что выпали на зарах в этот момент. В длинных же игрок, который ходит первым, бросает кости заново.
Как играть в длинные нарды
Итак, в головах стоит по 15 фишек, которые нужно сначала переместить в дом, а затем «выбросить». При этом начинать выбрасывать можно только тогда, когда все пятнадцать штук окажутся в доме. А снимать с головы следует лишь по одному элементу за ход. Исключение составляет лишь тот случай, если в первый ход на костях выпал дубль 3-3, 6-6 или 4-4. Тогда можно брать сразу две фишки, ведь походить одной мешает «голова» соперника.
Дубль в нардах — важная деталь. Когда он выпадает, нужно делать не два, а сразу четыре хода. Например, на кубиках выпало 3-3. Игроку в этом случае нужно ходить не два раза по три, а четыре раза по три. Делать это можно одной или несколькими фишками.
Вообще, ходить в этой версии довольно просто. К примеру, на костях выпали цифры 2 и 4. Игрок может походить одной шашкой сначала на два, а затем на четыре. Или двумя — одной на два, другой на четыре. При этом его фишки не должны наступать на пункты, занятые соперником. Если походить нет возможности, очки сгорают, и кости бросает соперник. Однако если ход возможен, отказываться от него нельзя: участник должен переместить шашку даже в том случае, если это ему невыгодно.
Когда все пятнадцать пришли в дом, игрок начинает их выводить за край поля, ориентируясь на цифры на костях. Например, когда выпадает 5-2, он выводит шашки с пятого и второго пункта. Если же пятая ячейка пуста, можно вывести фишку с четвертой или любой другой «младшей» позиции.
Как играть в короткие нарды
Ходят в коротких нардах так же, как и в длинных: дубль дает право на четыре перемещения, а обычный бросок — на два, которые можно совершать одной или двумя фишками. Однако, правило, по которому нельзя ставить свою фишку поверх противника здесь не действует. Точнее, действует только в том случае, если на пункте стоит две и более противоборствующих шашки. Если же фишка соперника одна, вы можете поставить поверх свою, подбив блот. Шашка соперника отправляется на бар и следующим ходом ему придется снова вводить ее в игру с самого дальнего от дома пункта.
Важно
Если комбинация на костях не позволяет игроку «зарядить» фишку (вывести ее с бара), он пропускает ход. И так до того момента, пока не сможет вернуть ее в игру.
Когда игрок привел домой все свои шашки, он может начать их снимать. Делается это по тому же принципу, что и в длинных нардах — ориентируясь на цифры на кубиках. При этом также допускается ходить и внутри дома. Например, чтобы переместить фишку с пункта №6 на любой другой меньшего значения — так снять ее в дальнейшем будет проще.
Что можно сделать?
Установить приложение с игрой в нарды на телефон — так вы сможете потренироваться с компьютером или реальным противником в любой удобный момент.
Читайте, чем еще можно заняться на досуге:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы