Что такое модернизм
/ И как он проявляетсяМодернизм — культурное, художественное и философское направление, которое сформировалось в конце XIX — начале XX века. Деятели искусства этой эпохи искали новые возможности для самовыражения, стремились к экспериментам и свободе от устоявшихся традиций. Рассказываем, как проявляется модернизм в живописи, архитектуре, литературе и других жанрах, описываем основные черты направления.
Философия модернизма
На рубеже XIX–XX веков произошел сдвиг в мышлении художников, писателей, других деятелей культуры. После Первой мировой войны уверенность в силе разума, рационализма и прогресса ослабла. Возникла идея, что полностью и объективно познать мир невозможно, поэтому центром внимания стал человек, его страхи, внутренние конфликты, сознание.
Основные черты модернизма:
- Отказ от традиционных форм. Художники перестали рисовать «как в жизни». Появились кубизм, абстракция, примитивизм. У архитектурных объектов исчезла симметрия, классические колонны, украшения, фокус сместился на функциональность.
- Разрыв с прошлым. Академизм, религия, моральные ценности перестали быть важными. Вместо красивого и гармоничного на первый план вышло странное, тревожное, шокирующее.
- Субъективизм, индивидуализм. В музыке оказались важны не мелодии, а звуки, картины стали отражать не внешний мир, а внутренние ощущения автора. Это заметно на полотнах Сальвадора Дали и Эдварда Мунка.
- Новаторство. Начали использовать то, что раньше в архитектуре считали неэстетичным: стекло, бетон, сталь. Картины перестали быть понятными. Яркий пример — «Черный квадрат» Казимира Малевича.
- Кризис, разобщение — одна из главных тем, возникших в искусстве после Первой мировой войны, революций, индустриализации. Музыкальные, литературные и другие произведения стали передавать ощущение страха, абсурда, одиночества. Примеры: «Процесс» Кафки, балет «Весна священная» Стравинского, который впервые был показан в Париже.
Модернизм в живописи
Началом эпохи в живописи считаются работы Эдуарда Мане «Завтрак на траве» и Гюстава Курбе «Мастерская художника». Обе имеют схожие черты: сюжеты не мифологические, в центре — неидеальная обнаженная фигура, вокруг обычные люди.
По мнению тогдашней публики, изображая обычную жизнь, нельзя было создать произведение искусства. На звание шедевра могли претендовать лишь портреты богов, библейские и мифологические мотивы. Поэтому эти и последующие картины модернистов долгое время воспринимали с негативом, однако направление развивалось, внутри образовалось несколько течений.
Импрессионизм
От французского impression — «впечатление». Художники через картины передавали настроение, энергию природы — дождя, солнца, ветра. В работах нет четкости линий, но есть динамика движения. Импрессионисты почти не использовали черный, накладывали краски короткими мазками.
Примеры: «Церковь в Море» Сислея, «Женщина с зонтиком» Моне, «Оперный проезд в Париже» Писсарро.
Постимпрессионизм
Он объединил несколько течений в живописи:
- Неоимпрессионизм и его подвиды: пуантилизм, дивизионизм, фовизм. Основные черты — сочетание красок так, чтобы получился мерцающий свет.
- Клуазонизм. Представители этого течения отказались от плавных цветовых переходов и полутонов. Цветовые поля на картинках разделялись широкими контурными линиями-перегородками.
- Школа Понт-Авена. Таким названием объединили художников, которые изображали окрестности поселения Понт-Авена.
- Модерн, или ар-нуво, югендштиль. Его особенности — плавные, извилистые линии, округлые формы.
Одно из самых ярких творений постимпрессионизма — «Звездная ночь» Ван Гога, написанная в 1889 году.
Символизм
Картины в этом стиле написаны так, что зрителю надо самостоятельно додумывать замысел художника. В них есть намеки, идеи, за изображениями скрывается глубокий смысл.
Характерные черты символизма в живописи: приглушенные цвета, мягкие контуры, ритуальные позы. Полотна передают атмосферу, а не действие. Пример — картина «Европа и бык» Гюстава Моро, написанная в 1869 году.
Самый известный представитель символизма в России — Михаил Врубель. В своих картинах он передавал внутренний мир героев: «Демон сидящий», «Царевна-Лебедь», «Демон поверженный».
Кубизм
Стиль зародился в XX веке. Основная идея этого течения модернизма — передача трехмерного изображения в двухмерном пространстве. Основоположник кубизма — Пабло Пикассо.
Абстракционизм
Художники ушли от сюжетности. Они не изображали конкретные предметы, объекты, активно использовали круги, квадраты, линии, контрастные цвета и оттенки для передачи эмоции. Разновидность абстракционизма — супрематизм. В этом стиле написан «Черный супрематический квадрат» Малевича.
Сюрреализм
Это течение модернизма стало известным во многом благодаря Сальвадору Дали. Как никто другой, он умел соединять реальный мир и сновидения, ирреальность. У Дали на полотнах, как и на картинах других художников-сюрреалистов, твердые предметы растекаются, а жидкости каменеют.
На развитие стиля повлиял Зигмунд Фрейд и его анализ сновидений. Он утверждал, что пока сознание отдыхает, на волю вырывается подсознание. Сон — продолжение реальности, откровение. Дали, кстати, принимался за работу после пробуждения — утром или среди ночи, пока свежи в памяти образы из сновидений.
Экспрессионизм
Течение начало развиваться в начале XX века в Германии и Австрии. Экспрессионисты изображали боль, страх, крик, ужас, негодование. Эмоции передавали с помощью угловатых линий, грубых мазков, ярких красок, контраста.
Примеры: Эдвард Мунк «Девушки на мосту», Василий Кандинский «Летний пейзаж», Макс Бекманн «Полдень».
Модернизм в скульптуре
Скульптурам, выполненным в эпоху модернизма, присущи плавные линии, обтекаемые изгибы. Наиболее яркие работы:
- «Коза» и «Чикаго Пикассо» Пабло Пикассо;
- кинетические скульптуры Наума Габо;
- «Человек» Колдера;
- «Телефон-омар», выполненный Дали совместно с Джеймсом;
- «Мыслитель» Огюста Родена.
Архитектура
В 1867 году изобрели железобетон. Именно он, наряду с металлом и стеклом, стал основой зданий, построенных в эпоху модернизма. Конструкции не имели значительных украшений, отличались минимализмом, функциональностью, геометричностью, рациональностью.
Яркие архитектурные объекты того времени: Эйфелева башня, Бруклинский мост, первый жилой железобетонный дом, построенный в 1904 году в Париже.
Самые известные направления в архитектуре: европейский функционализм, советский конструктивизм, баухаус, ар-деко, брутализм, интернациональный стиль. Последний в разных странах воплощался по-своему. Это видно, если рассмотреть штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке, Плас Виль-Мари в Монреале и виллу Савой в Париже.
Представители модернизма в архитектуре: Ле Корбюзье, Людвиг Мис ван дер Роэ, Якобус Ауд.
Модернизм в литературе
На литературу конца XIX — начала XX века оказали влияние философы: Фрейд, Маркс, Юнг, Ницше. В работах они высказывали идею о том, что события и явления могут по-разному интерпретироваться. Литераторы подхватили ее, они давали собственные оценки действиям и объектам, а читатели могли соглашаться с ними или нет. Так появился французский сюрреализм, российский футуризм, немецкий экспрессионизм, английский имажинизм.
Писатели и поэты, творившие в годы модернизма: Пруст, Маринетти, Маяковский, Брехт, Блок, Лоуренс.
Что можно сделать?
Послушать произведения композиторов-модернистов Клода Дебюсси, Поля Дюка, Рихарда Штрауса, Сергея Прокофьева, Александра Скрябина. Сравните их музыку с джазом и блюзом — эти направления тоже появились в годы модернизма, однако звучат иначе. Интересны театральные постановки режиссеров Гордона Крэга и Всеволода Мейерхольда и кино модернистов: «Броненосец Потемкин» Эйзенштейна, короткометражки Луи Деллюка.
А у вас есть любимое направление в искусстве? Расскажите в комментариях.
Читайте о других направлениях в искусстве:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы