Как правильно выбрать велосипед
/ Чтобы ездить и по городу, и по бездорожьюСегодня ассортимент велосипедов так велик, что в нем легко потеряться. Рассказываем, как выбрать велосипед, чтобы потом не пожалеть о покупке.
Как выбрать велосипед по задачам и целям
Практика показывает, что радость от катания возможна, когда велосипед подходит под потребности ездока. Кто-то хочет ездить по ровным дорогам на работу или кататься с семьей и друзьями по выходным. А кто-то настроен на гонки или хочет ездить по горным или лесным дорогам.
Поэтому сначала найдите ответ на вопрос, где и как хотите кататься. Это поможет определить ключевые параметры и отсечь ненужные модели. А дальше алгоритм выбора подходящего байка примерно такой:
- городской велосипед, или ситибайк, оптимален для прогулок и езды по городу;
- шоссейник — шоссер, дорожный велосипед — хорош для быстрой езды по автодорогам и для велопробегов;
- фитнес-байк — наряду с шоссером или ситибайком — подходит для катания по разным дорогам, исключая лесные и горные;
- трекинговый велосипед хорош для езды по пересеченной местности;
- горный, маунтинбайк, МТВ — для пересеченной местности, езды по бездорожью, грязи, песку, гравию и кочкам;
- трейл или модели для экстремальной езды — кросс-кантри, даунхилл, эндуро, хардтейл — подойдут для езды по ямам, бездорожью и ухабам;
- гревел — почти шоссейник, но адаптированный к езде по грунту и гравию.
Можно подобрать модель в индивидуальном порядке. Это, например, маленькие велосипеды или трехколесные для тех, кто не может ездить на обычных байках. Тандемы и складные модели, которые легко перевозить в общественном транспорте.
Почему популярны горные велосипеды
Оказывается, на МТВ комфортно ездить и по лесу, и по городу. Они могут резко снизить скорость или тормозить, запрыгивают на бордюры с дороги, лихо объезжают ямы. Но есть и нюансы: разгоняются МТВ сложнее, чем ситибайки, и весят обычно больше. Так, городской велосипед из алюминия весит от 10 до 12 килограммов или 16 килограммов, а вес горного велосипеда с толстыми колесами может начинаться от 15 килограммов и доходить до 20 килограммов.
Новичку не стоит сразу пытаться освоить специализированный велосипед: начинать лучше с простых и надежных моделей.
Как подобрать велосипед по росту
Не стоит покупать байк без учета роста и веса велосипедиста. Долгая езда на таком транспорте может приводить:
- к дискомфорту и болям в спине, шее, руках и коленях;
- перенапряжению мышц и суставов;
- нарушению осанки.
А управлять велосипедом, который идеально подобран под вас, — легко и удобно. Поэтому так важно выбрать велосипед по росту и габаритам ездока.
Обычно модели выпускают в нескольких размерах, ориентироваться нужно на длину подседельной трубы — рамы. Ее обозначают буквами ST, от англ. seat tube, «подседельная труба».
Выбрать раму велосипеда, а следовательно, и его размер, можно по обозначениям:
- в дюймах — для горных и экстремальных моделей;
- в сантиметрах — для дорожных моделей;
- в буквенных обозначениях XS, S, M, L, XL и XXL для стандартных моделей.
Совет
Как выбрать велосипед по техническим параметрам
Когда определен тип и размер велосипеда, можно смотреть характеристики разных брендов и моделей. Часто акцент делают на раму и колеса, но правильнее делить все компоненты на два блока: рама и навесное оборудование, в которое входят вилка, колеса, педали, цепи и прочее.
Рама
Здесь важны легкость, прочность и качество соединений. Это основа байка. Чаще всего встречаются рамы из таких материалов:
- сталь — прочная, недорогая, но тяжелая, склонна к ржавлению;
- алюминий — легкая и прочная, но со временем накапливает усталость и не поддается ремонту при поломке;
- карбон — дорогой, но легкий и прочный, карбоновые рамы часто ставят на профессиональные модели.
Колеса
Размер колес не всегда связан с ростом ездока. Часто это личный выбор, ориентированный на тип трассы и стиль катания. К горным байкам идут колеса большого диаметра — 29 дюймов, к складным городским велосипедам — с меньшим, например 20 дюймов.
Размер колеса измеряют по внешнему диаметру покрышки и указывают в дюймах. Основные варианты обычно составляют от 26 до 29 дюймов. Бывают велосипеды и с меньшим диаметром колеса: детские и подростковые могут быть 20 или 24 дюйма.
Размер колес может влиять на комфорт и эффективность езды. Высокие люди иногда выбирают более крупные колеса в 27,5 или 29 дюймов, невысокие — 26 дюймов и меньше.
Важна и ширина колесных шин, от нее зависит сцепление с трассой, управляемость и скорость. Например:
- для шоссейных и дорожных байков норма — 28 дюймов, а шины должны быть узкими — 18–28 миллиметров, чтобы комфортно ездить по асфальту;
- для горных байков норма — от 26 до 29 дюймов, ширина колеса может варьироваться от 45 до 60 миллиметров, а бывает и больше: байки с широкими покрышками хорошо сцепляются со сложной поверхностью.
Трансмиссия
Она передает усилие от педалей на колесо, из-за чего происходит переключение передач для изменения скорости и нагрузки. Стоит обратить внимание на конфигурацию трансмиссии: от нее зависят комфорт и маневренность.
Трансмиссия состоит из набора деталей, который называется групсет. В него входят передние звезды, кассеты или трещотки, цепи, шатуны и переключатели. Чем выше уровень и цена групсета, тем дольше он будет служить без поломок.
Амортизация
Она делает езду комфортной, а байк — управляемым на неровной местности. Поглощает удары и вибрации, снижает нагрузку на велосипедиста и улучшает контакт колес с дорогой.
Амортизация состоит из трех компонентов:
- Амортизационная вилка, которая смягчает движение переднего колеса, делая более ровным.
- Задняя амортизация.
- Подседельный штырь — он снижает вибрации, передающиеся на седло.
Когда велосипед выбирают по стилю катания, это определяет и нужную систему амортизации. Так, у шоссейных, дорожных и городских велосипедов часто ее нет, ведь они предназначены для езды по ровным трассам. У них жесткая (ригидная) вилка, отчего их называют «ригидами».
У горных байков есть как минимум передняя амортизация, делающая более ровным движение по бездорожью. Есть горные модели с передней и задней амортизацией. Их зовут «двухподвесами», они хороши для езды в экстремальных условиях. Такой велосипед стоит, как правило, довольно дорого.
Тормоза
В велосипедах работает три основных вида тормозов, каждый со своими особенностями. В идеале мы выбираем их в зависимости от стиля катания и условий эксплуатации.
- Ободные тормоза, они же V-brake или клещевые
Простые, недорогие и легкие в обслуживании. Но их работа зависит от погодных условий и снижается в условиях езды по бездорожью и воде.
- Дисковые механические тормоза, они же гидравлические
Эффективные, почти не зависят от дорожных и погодных условий и меньше изнашиваются. Но они не дешевые и сложнее в обслуживании.
- Ножные тормоза, они же втулочные
Конструктивно простые и надежные, не требуют обслуживания. Подходят для детской или спокойной городской езды, на больших скоростях не эффективны.
Частые ошибки при выборе велосипеда
Выбор любого транспортного средства непрост и полон возможных ошибок. Рассмотрим типичные, чтобы постараться их избежать.
- Неверный подбор типа велосипеда. Если опыта недостаточно, не стоит сразу брать, например, горный. Лучше не выбирать байк «на вырост» — это грозит и травмами, и разочарованием в велоспорте.
- Стремление сэкономить. У выбранных из дешевого ассортимента моделей часто компоненты и детали низкого качества. Они быстро выйдут из строя, в итоге придется платить за ремонт.
- Желание выбрать модель с большим количеством скоростей. Большой диапазон скоростей обычно не требуется, а слишком «навороченная» трансмиссия чаще ломается. Для комфортной езды важнее верно подобранное передаточное соотношение, качество переключателя, надежность тормозной системы и амортизация.
- Пренебрежение примеркой и консультацией. Оценить посадку и удобство велосипеда без примерки невозможно. Особенно это важно для новичков или людей с особенностями фигуры, например с легким сколиозом, которые влияют на посадку. Профессиональный консультант поможет подобрать байк точно под ваши задачи и особенности.
- Невнимательность к деталям. Покрышки, педали, руль, седло — это не мелочи. Если изучать их по остаточному принципу, после первых 10 километров езды можно осознать, что от этих деталей зависят комфорт и удовольствие от катания. Поэтому не стоит их игнорировать при покупке.
Совет
Выбрав велосипед, помните и об аксессуарах к нему: шлем, бутылка для воды, спортивные перчатки, рюкзак, велокомпьютер.
Что можно сделать?
Купить подержанный велосипед, если цель — сэкономить несколько тысяч рублей. Выбирайте его в сообществах профи и велосипедистов, там же сможете получить консультацию по байку. Не стесняйтесь сравнивать цены в магазинах перед покупкой или дождитесь распродаж: в конце сезона часто избавляются от остатков, и можно выгодно купить приличный байк.
А у вас есть велосипед? Расскажите в комментариях.
Узнайте, как правильно выбирать другие вещи:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы