Что такое техника гризайль в живописи

/ И как научиться рисовать в этом стиле
Гризайль — разновидность живописи, в которой все элементы рисунка выполнены в разных тонах одного цвета. Элементы гризайли можно найти и на картинах Возрождения, и в работах кубистов ХХ века, и в японской живописи суми-э, и даже в современных татуировках. Рассказываем, чем интересна эта техника.
Что такое техника гризайль в живописи / И как научиться рисовать в этом стиле

Что такое гризайль

В классической масляной живописи есть понятие «подмалёвок» — так называется первый слой краски, который наносят на холст до начала непосредственного рисования картины. Технически подмалёвок готовит холст к нанесению цветных слоев и стабилизирует основу картины для удобной работы. 
Кроме того, подмалёвок определяет композицию — намечает объемы, акценты света и тени будущих элементов картины. Это, по сути, переходный этап между эскизом и готовой работой. В классике для подмалёвка используются землистые, охристые, коричневые оттенки. Порой допустимы варианты смеси черного и белого цветов или цветные подмалёвки, которые усиливают яркость некоторых элементов картины.
По сути гризайль — вид подмалёвка, который стал самостоятельной формой живописи. В ней используют только один цвет для создания тонального рисунка. Классическую гризайль делают в серых тонах — само название этого вида живописи, grisaille, происходит от слова gris (фр. — «серый»).
Как искусство влияет на личность

История техники гризайль

В раннем Средневековье, когда человечество оправилось от «Темных веков» и вновь начало рисовать, гризайль активно использовали иконописцы. Эта монохромная техника часто бывала единственным подходящим решением для церковной живописи с ее строгими канонами. Кроме того, в те времена и сама цветовая палитра могла быть довольно скудной, поэтому рисование в одном цвете могло быть единственным доступным вариантом для художников.
Интересный факт
Одной из самых древних красок в мире считается темпера — краска, которую получали с помощью смешивания разных веществ с эмульсией (чаще всего — с яичным желтком). Что же до масляных красок, то их следы находят в артефактах VII века н.э. на территории современного Афганистана, но активно их производить и применять начали в эпоху Возрождения.
Возрождение, начиная с XIV века, стало временем развития живописи, скульптуры и архитектуры. Гризайль начали активно использовать для создания рельефных изображений на плоскости. Впрочем, и до тех времен элементы гризайли применяли как «обманки» для имитации объема. Например, камня или даже цельных барельефов — ведь при правильной отрисовке освещенных и затемненных деталей можно создать нечто, издалека неотличимое от натурального объемного предмета.
Нередко авторство применения техники приписывают французскому скульптору и художнику Андре Бове. Хотя гризайль как минимум с XIV века и без согласования между собой использовали и другие авторы. Например, итальянские художники вроде Андрея Мантенья или фламандцев во главе с Ван Эйком
Еще в XIV веке в технике гризайль работали такие художники Протовозрождения (эпохи, предшествующей расцвету Возрождения), как итальянец Джотто и французские художники-оформители религиозных книг.
Но вклад французского искусства в развитие гризайли очень велик: именно во Франции техника стала основой росписи посуды — например, по канонам Лиможской школы. А еще раньше, в XIV веке, элементы гризайли вошли в роспись витражных стекол, позже ставшую классической.
Как стать кулинарным детективом, глядя на картину

Развитие стиля в искусстве

Одноцветность нашла применение в самых разных форматах. В технике гризайль оформляли интерьеры, ее использовали при написании религиозных сюжетов и пейзажей, а также в станковой живописи. Ей отдавали предпочтение многие художники: от Вермеера до Рубенса и Рембрандта, ее применяли в оформлении витражей, фарфора и других поверхностей.
Элементы гризайли использовали и во фресках — так, эта техника встречается в росписях Сикстинской капеллы. Широкое применение нашлось и в архитектуре: например, падуги Иорданской лестницы петербургского Зимнего дворца и падуги парадной лестницы Михайловского дворца оформлены с элементами гризайли.
Кстати
Падуга — вогнутая поверхность, которая образует плавный переход от стены к потолку. В классической архитектуре падуги было принято расписывать. Термин «перекочевал» и в театр — там падугами называют верхние декоративные элементы (чаще всего — тканые), подвешенные на штангах к верхней части сцены, чтобы скрыть от зрительских глаз техническое оборудование вроде софитов или подъемных механизмов.
В более поздние времена гризайль вошла в самые разные художественные течения. Например, элементы этой техники стали использовать в оформлении викторианских книг — так, иллюстрации сказок Эдмунда Дюлака выходят особенно мистическими за счет использования монохромных фонов, типичных для гризайли. 
В XIX веке иллюстрации в стилистике гризайль делали многие авторы — Артур Рэкхем, Генри Джастис Форд и другие. Затем техника вошла в эру модерна, а после — и в искусство XX века. Например, у знаменитого своими яркими и очень живыми картинами Нормана Роквелла есть и работы, выполненные в технике гризайль. Картину Пабло Пикассо «Герника» искусствоведы также относят к той же одноцветной стилистике.
Хотя в этом рассуждении можно увидеть некоторую натяжку, все же японское рисование тушью суми-э нередко называют близким к технике гризайль. Тем более, что развитие этого направления монохромной живописи в Японии совпало с европейским Возрождением XIV-XV веков. 
Суми-э и гризайль роднит общий подход к рисунку: одним и тем же цветом, только с разной его глубиной, создается объемная картина с нужным балансом света и тени. Но суми-э требует от художника мастерства точного владения кистью, чтобы создавать рисунок буквально в одно-два касания, в отличие от тщательного и многоступенчатого подхода, принятого в технике гризайль.
Топ-7 популярных художников мира

Как научиться рисовать в этом стиле

Эта техника позволяет глубоко изучить тон, научиться понимать и отражать на любом носителе его градацию. Гризайль помогает художнику лучше чувствовать материал, с которым он работает — отражать и расширять диапазон стандартных цветов, тоньше и живописнее выполнять нюансы любой работы.
Писать картины в этой технике можно любыми материалами, используя маркеры, линеры, тушь и чернила, темперу, акварель, гуашь, карандаши или масло. А главное, необязательно следовать классическому правилу «оттенков серого» — в современном искусстве допустимо использовать любые цвета, которые вам нужны.
Попробовать себя в этой технике несложно. Вооружившись подходящими материалами, выберите простой предмет для отрисовки: яблоко, вазу, стакан или мяч. Далее работа строится так:
  1. Нарисуйте эскиз предмета карандашом, правильно и соразмерно отразив его на бумаге.
  2. Нанесите первый слой цвета на темные участки, не закрашивая светлые пятна и блики.
  3. Дайте первому слою высохнуть (столько, сколько того требует используемая краска), а затем уже более аккуратно нанесите полутона — углубите оттенки там, где это нужно.
  4. Дайте и этому слою высохнуть, после чего ластиком, белилами или белыми маркерами дополнительно высветлите те участки, которые должны быть самыми светлыми.
Почему детям надо рисовать

Что можно сделать?

Попробовать освоить не только гризайль, но и другие стили — возможно, наша подборка из 15 необычных техник рисования поможет найти новое семейное хобби.

Узнайте еще больше об искусстве и его направлениях:

Понравился материал?
Сохранить:
Оценить:
Рассказать друзьям:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы

почитать еще

Читают сейчас
Скачайте мобильное приложение FOOD.RU: рецепты всегда с вами!
App StoreGoogle PlayRuStoreAppGallery
Главная в мобильном приложении