Как развить речь ребенка
/ И какие упражнения могут помочьРечь детей беспокоит многих родителей, ведь это основа социализации. Кроме того, речь способствует развитию мышления и познанию окружающего мира. Рассказываем, как развивается речь у ребенка в норме, а также что нужно делать родителям, чтобы помочь малышу заговорить.
Содержание
Почему важно развитие речи
Речь — основа общения. Если в развитии речи что-то идет не так, у ребенка затрудняется процесс коммуникации со взрослыми и сверстниками, страдают другие аспекты развития, хуже развиваются познавательные навыки, что может плохо сказаться на развитии интеллекта.
Возможен и обратный процесс, когда проблемы в речевом развитии ребенка служат индикатором уже имеющихся серьезных проблем. Задержка речевого развития может быть симптомом разных расстройств: от проблем со слухом или тонусом мыщц до интеллектуальных нарушений и РАС.
Чтобы заметить отставание ребенка в речевом развитии, нужно знать этапы развития речи в норме.
Этапы развития речи у ребенка
0-6 месяцев
С рождения ребенку доступна коммуникация с помощью плача и крика. Ребенок плачем реагирует на дискомфорт: голод, утомление, боль. Но уже к двум-трем месяцам он начинает гулить. Также появляются первые отчетливые гласные звуки, малыш начинает активно воспринимать речь взрослого, внимание становится направленным. К шести месяцам развивается лепет, появляются первые слоги.
7-12 месяцев
После шести месяцев лепет развивается и меняется. Малыш уже может произносить серии одинаковых слогов: «ма ма ма», «ба ба ба». К девяти месяцам ребенок активно повторяет звуки за взрослыми, откликается на имя. Примерно в год ребенок начинает использовать первые осмысленные слова, обычно это «мама» и «папа». Малыш может выполнить простые инструкции, что-то дать или сесть по просьбе.
1-2 года
В этом возрасте пассивный словарь ребенка гораздо больше активного. Важно обратить внимание на понимание речи и на то, есть ли у ребенка желание коммуницировать. В этом возрасте малыш уже может показать картинку по просьбе, узнает новые слова, пытается повторять их за взрослыми. Также в речи ребенка появляются первые фразы.
2-4 года
К трем годам ребенок может говорить предложениями из трех-четырех слов. Запоминает и повторяет мелодии и простые стихи. Появляются простые предлоги: в, на, за, у, под. После двух лет появляется местоимение «я». Ребенок использует простые грамматические конструкции, его речь становится более разборчива. Фонетическое оформление развивается, но в речи еще могут встречаться искажения и замены. В норме к трем с половиной годам ребенок произносит звуки раннего онтогенеза и свистящие: [с] [с’] [з] [з’], [ц].
4-6 лет
Речь детей в этом возрасте активно развивается и усложняется. К четырем с половиной годам ребенок может произносить шипящие звуки, а к пяти с половиной — соноры: [р] [р’] [л] [л’]. Ребенок с удовольствием рассказывает обо всем, что видит вокруг, придумывает истории, может активно поддерживать диалог, пересказывать сказки.
Как понять, что с речью что-то не так
Ориентируйтесь на возрастные нормы, чтобы понять, правильно ли развивается речь малыша. Особое внимание стоит обратить на несколько признаков.
- Ребенок не плачет и не кричит в первые месяцы жизни.
- В четыре-пять месяцев нет улыбки в ответ на появление лица близкого человека. Нет внимания к звукам и голосам.
- В девять месяцев нет лепета и попыток имитировать звуки речи.
- К году не откликается на имя, не может выполнить простейшие инструкции: «дай» и «покажи».
- В полтора года нет указательного жеста, не может показать, где мама и папа.
- К двум с половиной годам словарный запас беден, разговаривает отдельными слогами.
- К пяти годам отсутствуют шипящие и свистящие звуки. Путает, меняет местами или пропускает звуки и слоги в простых словах. То, что родители часто описывают, как «ощущение, что у него каша во рту».
- К семи годам нет звуков [р], [р’], [л], [л’]. Есть проблемы с грамматическим оформлением, согласованием, связностью речи.
Важно
Стоит обратить внимание, если в любом возрасте в речи ребенка появляются запинки, повторы первых слогов, судорожный вдох перед началом речи. Также неправильный прикус и укороченная подъязычная складка могут негативно влиять на речь ребенка.
Какие игры помогут малышу заговорить
Развивать речь ребенка дома можно и нужно, не стоит ограничиваться занятиями в кабинете специалистов. Предлагаем несколько полезных игр для детей дошкольного возраста, которые помогут запустить речь.
- «Что звучит?»
Игра на развитие слухового внимания, в которую можно играть с детьми самого разного возраста. Попросите ребенка прислушаться и исследуйте вместе звуки, которые вас окружают. Например, гул машины за окном, свист закипающего чайника, тиканье часов, шум стиральной машины. Задача — вслушиваться в звук и найти его источник. Можно подключить подражание и попробовать воспроизвести звук.
- «Угадай игрушку»
Игра похожа на предыдущую. Для нее вам понадобятся различные звучащие предметы. Это могут быть погремушки, колокольчики, деревянные ложки, дудочки. Дайте ребенку подержать каждый предмет в руках и послушать его звучание. Затем попросите ребенка закрыть глаза или завяжите их широкой лентой и попросите на слух определить, какой предмет сейчас звучал.
- «Давай вместе»
Поиграйте с ребенком в ситуативные бытовые игры. Например, мешайте с ним ложкой в кастрюле, как будто варите кашу. Можно привлечь ребенка к каким-то бытовым делам: подметайте вместе пол, лепите комочки из теста. Задача — выработать у ребенка навык повторения за взрослым. Маленький человек научится подражать, что поможет в усвоении речевых навыков. Ведь чтобы развилась речь, необходима способность к подражанию.
Совет
Повторяйте один глагол, соответствующий тому, что вы делаете. Например, «мешаю», «мою», «варю», «катаю». Это поможет улучшить понимание речи за счет соотнесения слова и действия.
- «Повторяй за мной»
Игра направлена на развитие крупной моторики, ритма и повторения. Выберете две отличающиеся по характеру мелодии: динамичную детскую песенку и медленную композицию. Включайте их по очереди и ритмично двигайтесь в такт вместе с малышом. Можно маршировать по кругу, танцевать или придумывать свои движения. Важно, чтобы ребенок мог повторить эти движения, подходящие характеру мелодии.
- Колыбельная
Простой, повторяющийся мотив не только успокоит малыша, но и поможет усвоить плавность речи, улучшить произношение гласных звуков и понимание речи за счет повторяющихся, понятных в быту фраз. Попробуйте укладывать игрушки малыша спать вместе с колыбельной. Ребенок, скорее всего, захочет вам помочь и будет пытаться подпевать.
- «Покорми игрушки»
Посадите несколько игрушек перед ребенком, и кормите игрушки с единственным словом – «на!». Малыш обязательно должен в этот момент видеть то, как вы произносите это слово, как двигаются ваши лицевые мышцы в этот момент. Даже если ребенок будет повторять за вами беззвучно, это уже первый шаг к речи.
- «Дует ветерок»
Развивайте длительный речевой выдох с помощью воды и листка бумаги. Поместите в емкость с водой несколько самодельных лодочек из бумаги. По очереди дуйте на бумажные кораблики, пытаясь заставить их доплыть от одного берега до другого.
Совет
Также полезно учить ребенка задувать свечку, надувать мыльные пузыри и воздушные шарики.
Артикуляционные упражнения для развития речи
Для гармоничного речевого развития важно, чтобы органы артикуляции работали хорошо. Упражнения помогут улучшить подвижность мышц речевого аппарата. Их можно делать с самого раннего возраста, только важно не переусердствовать и не вызывать негатив малыша. Вам понадобится лишь зеркало и немного внимания.
- Улыбнуться, медленно широко открыть рот, подержать несколько секунд и снова медленно закрыть.
- Сначала широко улыбнуться, обнажив зубы, задержать такое положение на несколько секунд, потом вытянуть губы вперед трубочкой. Повторить несколько раз.
- Улыбнуться, приоткрыть рот. Ритмично двигаться кончиком языка от одного уголка рта до другого.
- Раздувать щеки, удерживая в таком состоянии несколько секунд, затем втянуть их. Повторить несколько раз.
- Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка провести по нижним зубам, затем по верхним зубам с внутренней стороны, повторить несколько раз. Следить, чтобы челюсть при этом не двигалась.
- Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать язык к небу и медленно «цокать» языком, не закрывая рот.
Совет
Полезно будет обратиться к логопеду за консультацией, чтобы специалист объяснил особенности выполнения этих упражнений и дал конкретные рекомендации именно для вашего ребенка.
Что можно сделать?
Читать всей семьей по вечерам любимые детские книжки. Это поможет развить речь детей и пробудит приятные воспоминания из детства у взрослых. А при любых сомнениях в том, правильно ли развивается речь вашего малыша, посетите логопеда.
Читайте, чем можно занять ребенка:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы