Как научить ребенка читать

/ По слогам, складам, целыми словами
Многие дети научатся читать в школе, однако существует немало методик, по которым ребенок осваивает этот процесс задолго до поступления в первый класс. Главный маркер готовности малыша — его интерес. Мы расскажем, как научить ребенка читать по слогам и в каком возрасте лучше начинать, а также поделимся принципами разных методик и игр.
Как научить ребенка читать / По слогам, складам, целыми словами

Когда учить ребенка читать

Обучение чтению — процесс очень индивидуальный, поэтому не стоит ориентироваться на себя в детстве или малышей друзей, родственников. Традиционные и авторские методики обозначают разные сроки, когда нужно учиться читать: по одним — оптимально в пять-шесть лет, по другим — в три. Если вы решили научить ребенка читать, определите свою мотивацию, почему вы это делаете: хотите похвалиться на детской площадке, вам интересны необычные методики, ребенок скоро идет в школу или сам интересуется буквами с раннего возраста.
В школьных уставах нет правила, по которому к началу первого класса ребенок должен уметь читать, однако это негласно подразумевается. Если хотите помочь малышу быстрее адаптироваться и минимизировать стресс, научите его читать до школы. К тому же после окончания первого полугодия у детей проверяют технику чтения — хорошо, если они освоят азы в своем темпе, без давления педагогов и соревнования с одноклассниками.

Как понять, готов ли ребенок учиться читать

Если вы воспитываете ребенка, используя методики раннего развития, то обучение чтению с года гармонично впишется в этот процесс. Если вам по душе традиционная схема, то педагоги рекомендуют начинать уроки не ранее четырех лет, когда у ребенка сформируется артикуляционная база. Ваш малыш готов к урокам, если он:
  • хорошо говорит;
  • умеет строить связные предложения;
  • имеет достаточный словарный запас;
  • интересуется буквами, словами;
  • произносит все звуки;
  • понимает смысл того, что ему читают;
  • различает слова с похожим звучанием;
  • ориентируется в пространственных понятиях;
  • слышит первый и последний звуки слова.
Понять, что ребенок готов обучаться какому-то новому навыку, поможет развивающая среда. Она должна немного опережать потребности малыша. Если вы постоянно читаете ребенку, в свободном доступе имеются карточки с буквами, картинки с подписями, то в какой-то момент ребенок вас спросит, как называются буквы и как из них сделать слова.

Традиционная и авторские методики

Часто еще во время беременности будущая мама начинает читать о разных методиках развития ребенка, в том числе — и про обучение чтению. 

Фонетический метод

Классический способ, его используют в школе. Сначала ребенок запоминает звуки, потом учится читать по слогам. Занятия проходят по карточкам или любому букварю.
Плюсы:
  • в школе ребенку не придется переучиваться, как если бы он учился читать по другой методике, а не по слогам;
  • у малыша развивается фонематический слух;
  • метод чтения по слогам знаком родителям со школы.
Минусы: 
  • не подходит для раннего развития;
  • сначала все внимание уделяется чтению по слогам, а потом только — смыслу прочитанного.

Кубики Зайцева

Обучение чтению происходит по складам. Склад состоит из сочетания согласной и гласной, согласной с мягким или твердым знаком или одной буквы.
Методика помогает понять различия между звуками. Кубики со звонкими согласными наполнены металлическими деталями, с глухими — деревянными. На больших кубиках изображаются твердые согласные и сочетания, на маленьких — мягкие.
Плюсы:
  • игровая форма;
  • задействованы только те сочетания звуков, которые есть в русском языке;
  • методика подходит для раннего возраста.
Минусы:
  • чтение по слогам часто не совпадает с делением на склады;
  • для ребенка, который привык к тому, что склад неделим, может оказаться сложным выполнение морфемного разбора.

Кубики Чаплыгина

Динамические кубики, которые рекомендуется использовать с трех лет, учат чтению по складам. Набор состоит из десяти кубиков, на сторонах которых нарисованы буквы, и десяти блоков из кубиков, которые могут вращаться. На них тоже написаны буквы, что позволяет на одном блоке составить 32 склада. 
К кубикам прилагается «Книжка-шпаргалка», в которой рассказано, как обращаться с дидактическим материалом.
Плюсы:
  • ребенок может играть самостоятельно;
  • кубики можно использовать и для других игр.
Минусы:
  • отсутствие четкого алгоритма;
  • среди двойных кубиков собраны далеко не все частотные склады.

Теремки и складушки Вячеслава Воскобовича

Пособие, рассчитанное на детей трех-четырех лет, состоит из 12 кубиков разного цвета с согласными буквами на гранях и 12 картонных кубиков с гласными на гранях. Ребенок вкладывает эти кубики в фанерные кубики-теремки и получает слоги.
Складушки — набор карточек, где нарисованы склады в виде вертикальных столбцов, и диск с песенками про склады. Родители поют детям и одновременно показывают склады на картинках. 
Плюсы:
  • в игре несколько уровней сложности, что подходит для разных возрастов;
  • развитие памяти, мышления.
Минусы:
  • пособия невозможно сделать самому, необходимо их купить;
  • необходимо постоянное участие взрослого в процессе.

Карточки Домана

С помощью карточек ребенок учится читать не по слогам, а целыми словами. Взрослый показывает карточки ребенку и зачитывает слова. После регулярных занятий малыш запоминает написание слов и легко узнает их в тексте. 
Методика рассчитана на детей от года — ее создатель считал, что основное развитие мозга ребенка происходит до трех лет. 
Плюсы:
  • карточки отлично развивают память;
  • подходит детям с самого раннего возраста.
Минусы:
  • ребенок привыкает к внешнему виду слов, и ему может быть трудно различить их, если они написаны другим шрифтом;
  • в школе ребенку будет сложно проводить морфемный разбор слов;
  • требует большого количества времени.

Методика Марии Монтессори

Метод Монтессори связан с сенсомоторным развитием ребенка. Сначала малыш «узнает» букву: обводит пальцем, штрихует, раскрашивает. Все занятия основываются на интересе ребенка, а не на программе или желании родителя. Рекомендуемый возраст начала занятий — три года, однако в этой системе инициатива исходит от малыша.
Обучение чтению разделено на несколько этапов, которые постепенно усложняются. Большое внимание уделяется развитию фонематического слуха и словарного запаса.
Плюсы:
  • параллельное развитие мелкой моторики;
  • упражнения развивают логику;
  • дети начинают читать быстро, не по слогам.
Минусы: 
  • подготовка требует затрат средств и времени;
  • необходимо много пособий.

Система Ольги Соболевой

Обучение по этой методике начинается не с букв, а сразу с практики — простых текстов. Автор предлагает начинать учить дошкольников с пяти лет.
Одновременно с постижением грамоты ребенок лепит, поет, рисует буквы. Задания направлены на то, чтобы выяснить, через какой канал ребенок эффективнее воспринимает информацию.
Плюсы:
  • расширяет словарный запас;
  • развивает фантазию, память и внимание;
  • подходит для детей с разными каналами восприятия.
Минусы:
  • подходит в основном творческим детям;
  • нет привычной системы.
Выберите для себя подходящий метод или комбинируйте несколько, взяв из них самые интересные приемы. Ваша основная цель — сформировать интерес к чтению по слогам, складам или целыми словами, научить ребенка обсуждать и анализировать прочитанное.

Как научить ребенка читать по слогам

Во многих букварях для малышей звуки расположены не по порядку, а по частотности употребления в речи, чтобы ребенок даже из нескольких звуков мог составить слово. Научить ребенка читать по слогам можно с помощью следующего алгоритма:
  • научитесь соединять гласные: ау, уа;
  • тренируйтесь читать по слогам: «н-н-н-н-на-а-а». Обычно в букварях это соединение нарисовано так: как буквы держатся за руки или бегут друг к другу;
  • переходите к закрытым слогам, которые начинаются с гласной: ан, ум, ус;
  • особое внимание уделите закрытым слогам, которые начинаются и заканчиваются согласной: сом, сок;
  • переходите к простым словам из открытых слогов: па-па, ка-ша;
  • предлагайте ребенку слова из нескольких слогов;
  • читайте по слогам простые тексты.
На каждом уроке повторяйте пройденные звуки, притом заучивайте именно звуковое произношение — [н], а не [эн]. Уделяйте чтению по слогам немного времени каждый день — тогда ребенок будет складывать их не задумываясь. Тренироваться соединять согласные и гласные можно не только дома, а на прогулке, в автобусе, в очереди.

Упражнения для обучения чтению

Упражнения помогут в игровой форме закрепить пройденный материал и сделать уроки веселыми и разнообразными:
  • определите, на какую буквы начинается слово;
  • выберите буквы, которые написаны неправильно;
  • угадайте букву по ее части;
  • допишите буквы по начатым элементам;
  • найдите слова, которые начинаются с определенного звука;
  • составьте слово из предложенных букв;
  • соедините слоги в слова;
  • выделите слова в цепочке букв.
Придумывайте контекстные упражнения — те, которые помогут ребенку отработать какие-то актуальные для него трудности и ошибки.

Игры для обучения чтению

Быстро и нескучно рассказать о буквах и звуках, научить складывать из них слова помогут игры, многие из которых одновременно развивают мелкую моторику:
  • лепите буквы из пластилина, вырезайте из бумаги, выкладывайте из бусин, крупы или мелких камней;
  • собирайте пазлы из букв;
  • пишите буквы на подносе с манкой или экране с песком;
  • найдите на картинке слова, которые начинаются на заданную букву;
  • угадывайте буквы на ощупь;
  • играйте в буквенное мемо;
  • составьте из кубиков любой слог, найдите его на странице книги;
  • придумайте короткие слова из одного длинного;
  • играйте в лото со слогами;
  • играйте в настольные игры-ходилки, где на каждой клетке нужно читать букву или по слогам.
Интерактивные занятия повышают мотивацию и снижают беспокойство ребенка по поводу того, что у него не получится освоить новый навык.

Что можно сделать?

Узнать о феномене самообучения чтению, о котором говорится во многих произведениях русской классической литературы, например, в «Детских годах Багрова-внука». Развивающая среда, регулярное чтение книг родителями, игры со словами, рассматривание домашней библиотеки могут стать стимулом к тому, что ребенок с минимальной помощью взрослого незаметно овладевает грамотой.

Узнайте, чем еще увлечь ребенка: 

Понравился материал?
Сохранить:
Оценить:
Рассказать друзьям:
    Комментарии(0)
    Будьте первым, кто оставит комментарий
    Хотите прокомментировать?
    Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы

    почитать еще

    Читают сейчас
    Скачайте мобильное приложение FOOD.RU: рецепты всегда с вами!
    App StoreGoogle PlayRuStoreAppGallery
    Главная в мобильном приложении