Как научить ребенка читать
/ По слогам, складам, целыми словами
Многие дети научатся читать в школе, однако существует немало методик, по которым ребенок осваивает этот процесс задолго до поступления в первый класс. Главный маркер готовности малыша — его интерес. Мы расскажем, как научить ребенка читать по слогам и в каком возрасте лучше начинать, а также поделимся принципами разных методик и игр.
Когда учить ребенка читать
Обучение чтению — процесс очень индивидуальный, поэтому не стоит ориентироваться на себя в детстве или малышей друзей, родственников. Традиционные и авторские методики обозначают разные сроки, когда нужно учиться читать: по одним — оптимально в пять-шесть лет, по другим — в три. Если вы решили научить ребенка читать, определите свою мотивацию, почему вы это делаете: хотите похвалиться на детской площадке, вам интересны необычные методики, ребенок скоро идет в школу или сам интересуется буквами с раннего возраста.
В школьных уставах нет правила, по которому к началу первого класса ребенок должен уметь читать, однако это негласно подразумевается. Если хотите помочь малышу быстрее адаптироваться и минимизировать стресс, научите его читать до школы. К тому же после окончания первого полугодия у детей проверяют технику чтения — хорошо, если они освоят азы в своем темпе, без давления педагогов и соревнования с одноклассниками.
Как привить ребенку любовь к чтениюКак понять, готов ли ребенок учиться читать
Если вы воспитываете ребенка, используя методики раннего развития, то обучение чтению с года гармонично впишется в этот процесс. Если вам по душе традиционная схема, то педагоги рекомендуют начинать уроки не ранее четырех лет, когда у ребенка сформируется артикуляционная база. Ваш малыш готов к урокам, если он:
- хорошо говорит;
- умеет строить связные предложения;
- имеет достаточный словарный запас;
- интересуется буквами, словами;
- произносит все звуки;
- понимает смысл того, что ему читают;
- различает слова с похожим звучанием;
- ориентируется в пространственных понятиях;
- слышит первый и последний звуки слова.
Понять, что ребенок готов обучаться какому-то новому навыку, поможет развивающая среда. Она должна немного опережать потребности малыша. Если вы постоянно читаете ребенку, в свободном доступе имеются карточки с буквами, картинки с подписями, то в какой-то момент ребенок вас спросит, как называются буквы и как из них сделать слова.
Почему важно читать детям сказки на ночьТрадиционная и авторские методики
Часто еще во время беременности будущая мама начинает читать о разных методиках развития ребенка, в том числе — и про обучение чтению.
Фонетический метод
Классический способ, его используют в школе. Сначала ребенок запоминает звуки, потом учится читать по слогам. Занятия проходят по карточкам или любому букварю.
Плюсы:
- в школе ребенку не придется переучиваться, как если бы он учился читать по другой методике, а не по слогам;
- у малыша развивается фонематический слух;
- метод чтения по слогам знаком родителям со школы.
Минусы:
- не подходит для раннего развития;
- сначала все внимание уделяется чтению по слогам, а потом только — смыслу прочитанного.
Кубики Зайцева
Обучение чтению происходит по складам. Склад состоит из сочетания согласной и гласной, согласной с мягким или твердым знаком или одной буквы.
Методика помогает понять различия между звуками. Кубики со звонкими согласными наполнены металлическими деталями, с глухими — деревянными. На больших кубиках изображаются твердые согласные и сочетания, на маленьких — мягкие.
Плюсы:
- игровая форма;
- задействованы только те сочетания звуков, которые есть в русском языке;
- методика подходит для раннего возраста.
Минусы:
- чтение по слогам часто не совпадает с делением на склады;
- для ребенка, который привык к тому, что склад неделим, может оказаться сложным выполнение морфемного разбора.
Кубики Чаплыгина
Динамические кубики, которые рекомендуется использовать с трех лет, учат чтению по складам. Набор состоит из десяти кубиков, на сторонах которых нарисованы буквы, и десяти блоков из кубиков, которые могут вращаться. На них тоже написаны буквы, что позволяет на одном блоке составить 32 склада.
К кубикам прилагается «Книжка-шпаргалка», в которой рассказано, как обращаться с дидактическим материалом.
Плюсы:
- ребенок может играть самостоятельно;
- кубики можно использовать и для других игр.
Минусы:
- отсутствие четкого алгоритма;
- среди двойных кубиков собраны далеко не все частотные склады.
Теремки и складушки Вячеслава Воскобовича
Пособие, рассчитанное на детей трех-четырех лет, состоит из 12 кубиков разного цвета с согласными буквами на гранях и 12 картонных кубиков с гласными на гранях. Ребенок вкладывает эти кубики в фанерные кубики-теремки и получает слоги.
Складушки — набор карточек, где нарисованы склады в виде вертикальных столбцов, и диск с песенками про склады. Родители поют детям и одновременно показывают склады на картинках.
Плюсы:
- в игре несколько уровней сложности, что подходит для разных возрастов;
- развитие памяти, мышления.
Минусы:
- пособия невозможно сделать самому, необходимо их купить;
- необходимо постоянное участие взрослого в процессе.
Карточки Домана
С помощью карточек ребенок учится читать не по слогам, а целыми словами. Взрослый показывает карточки ребенку и зачитывает слова. После регулярных занятий малыш запоминает написание слов и легко узнает их в тексте.
Методика рассчитана на детей от года — ее создатель считал, что основное развитие мозга ребенка происходит до трех лет.
Плюсы:
- карточки отлично развивают память;
- подходит детям с самого раннего возраста.
Минусы:
- ребенок привыкает к внешнему виду слов, и ему может быть трудно различить их, если они написаны другим шрифтом;
- в школе ребенку будет сложно проводить морфемный разбор слов;
- требует большого количества времени.
Методика Марии Монтессори
Метод Монтессори связан с сенсомоторным развитием ребенка. Сначала малыш «узнает» букву: обводит пальцем, штрихует, раскрашивает. Все занятия основываются на интересе ребенка, а не на программе или желании родителя. Рекомендуемый возраст начала занятий — три года, однако в этой системе инициатива исходит от малыша.
Обучение чтению разделено на несколько этапов, которые постепенно усложняются. Большое внимание уделяется развитию фонематического слуха и словарного запаса.
Плюсы:
- параллельное развитие мелкой моторики;
- упражнения развивают логику;
- дети начинают читать быстро, не по слогам.
Минусы:
- подготовка требует затрат средств и времени;
- необходимо много пособий.
Система Ольги Соболевой
Обучение по этой методике начинается не с букв, а сразу с практики — простых текстов. Автор предлагает начинать учить дошкольников с пяти лет.
Одновременно с постижением грамоты ребенок лепит, поет, рисует буквы. Задания направлены на то, чтобы выяснить, через какой канал ребенок эффективнее воспринимает информацию.
Плюсы:
- расширяет словарный запас;
- развивает фантазию, память и внимание;
- подходит для детей с разными каналами восприятия.
Минусы:
- подходит в основном творческим детям;
- нет привычной системы.
Выберите для себя подходящий метод или комбинируйте несколько, взяв из них самые интересные приемы. Ваша основная цель — сформировать интерес к чтению по слогам, складам или целыми словами, научить ребенка обсуждать и анализировать прочитанное.
Как создать уютный уголок для чтения в домеКак научить ребенка читать по слогам
Во многих букварях для малышей звуки расположены не по порядку, а по частотности употребления в речи, чтобы ребенок даже из нескольких звуков мог составить слово. Научить ребенка читать по слогам можно с помощью следующего алгоритма:
- научитесь соединять гласные: ау, уа;
- тренируйтесь читать по слогам: «н-н-н-н-на-а-а». Обычно в букварях это соединение нарисовано так: как буквы держатся за руки или бегут друг к другу;
- переходите к закрытым слогам, которые начинаются с гласной: ан, ум, ус;
- особое внимание уделите закрытым слогам, которые начинаются и заканчиваются согласной: сом, сок;
- переходите к простым словам из открытых слогов: па-па, ка-ша;
- предлагайте ребенку слова из нескольких слогов;
- читайте по слогам простые тексты.
На каждом уроке повторяйте пройденные звуки, притом заучивайте именно звуковое произношение — [н], а не [эн]. Уделяйте чтению по слогам немного времени каждый день — тогда ребенок будет складывать их не задумываясь. Тренироваться соединять согласные и гласные можно не только дома, а на прогулке, в автобусе, в очереди.
Почему важно читатьУпражнения для обучения чтению
Упражнения помогут в игровой форме закрепить пройденный материал и сделать уроки веселыми и разнообразными:
- определите, на какую буквы начинается слово;
- выберите буквы, которые написаны неправильно;
- угадайте букву по ее части;
- допишите буквы по начатым элементам;
- найдите слова, которые начинаются с определенного звука;
- составьте слово из предложенных букв;
- соедините слоги в слова;
- выделите слова в цепочке букв.
Придумывайте контекстные упражнения — те, которые помогут ребенку отработать какие-то актуальные для него трудности и ошибки.
Игры для обучения чтению
Быстро и нескучно рассказать о буквах и звуках, научить складывать из них слова помогут игры, многие из которых одновременно развивают мелкую моторику:
- лепите буквы из пластилина, вырезайте из бумаги, выкладывайте из бусин, крупы или мелких камней;
- собирайте пазлы из букв;
- пишите буквы на подносе с манкой или экране с песком;
- найдите на картинке слова, которые начинаются на заданную букву;
- угадывайте буквы на ощупь;
- играйте в буквенное мемо;
- составьте из кубиков любой слог, найдите его на странице книги;
- придумайте короткие слова из одного длинного;
- играйте в лото со слогами;
- играйте в настольные игры-ходилки, где на каждой клетке нужно читать букву или по слогам.
Интерактивные занятия повышают мотивацию и снижают беспокойство ребенка по поводу того, что у него не получится освоить новый навык.
Как хранить и учитывать книги в домашней библиотекеЧто можно сделать?
Узнать о феномене самообучения чтению, о котором говорится во многих произведениях русской классической литературы, например, в «Детских годах Багрова-внука». Развивающая среда, регулярное чтение книг родителями, игры со словами, рассматривание домашней библиотеки могут стать стимулом к тому, что ребенок с минимальной помощью взрослого незаметно овладевает грамотой.
Узнайте, чем еще увлечь ребенка:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы
почитать еще

правильный подход
Почему ребенок пишет зеркально и что с этим делать
Многие родители замечают, что ребенок пишет буквы не слева направо, как большинство, а наоборот — справа налево, а иногда даже снизу вверх. Такое письмо называют зеркальным, или «почерком Леонардо» — по имени великого изобретателя Леонардо да Винчи, который тоже писал не как все. Разберемся, с чем связано зеркальное написание букв и как исправить ситуацию.

правильный подход
6 правил идеального перекуса для школьника
Перекусы — важная часть жизни современного человека, и дело не в том, что многие утратили привычку наслаждаться каждым приемом пищи: распорядок дня не оставляет шанса замедлиться и спокойно поесть, даже ребенку. Когда сразу после школы у него кружок по шахматам, а потом бокс и фехтование, уже не до супа, и тут в игру вступают перекусы, разумеется, полезные. Разбираемся, что дать детям на перекус.

правильный подход
Как мотивировать ребенка учиться
У многих детей бывают периоды, когда учиться не хочется. Школа кажется скучной, а знания, которые она дает, — бессмысленными. Чаще всего подобное настроение проходит. А вот если негативное отношение сохраняется, это повод подумать, в чем может быть причина. В статье расскажем о том, как мотивировать детей на учебу и какие проблемы могут скрываться за нежеланием идти в школу.

правильный подход
5 развивающих игр с ребенком без гаджетов
Помочь ребенку лучше усваивать информацию в начальной школе можно с помощью игр. Вместе с Fruittella собрали несколько развивающих занятий, для которых не понадобятся гаджеты, но они подтянут логику, математику или образное мышление. Каждый юный школьник точно справится!

правильный подход
Зачем на уроках спрашивают, что хотел сказать автор
Сегодня в сфере образования все чаще говорят о подходе, который называется аксиологическим и меняет сам взгляд на процесс обучения. В центре этого метода не только знания, но и формирование ценностных ориентиров человека. Ребенок воспринимается как уникальная личность, а ответственность и критическое мышление развиваются через школьные предметы. Расскажем, как работает эта философия на практике и какие инструменты позволяют педагогам раскрывать потенциал каждого школьника.

правильный подход
Где работать студенту во время учебы
В поисковых системах вопрос «Кем работать студенту» очень популярен. Даже повышенной стипендии не хватает на развлечения, книги и игры, поэтому желание заработать дополнительные деньги в свободное от учебы время вполне понятно. Рассказали, как заработать студенту и на что обратить внимание при поиске вакансий.

правильный подход
Как приучить ребенка есть в детском саду
Начало посещения детского сада всегда стресс для малыша: непривычная обстановка, новые люди, незнакомая еда. Поэтому часто случается так, что ребенок не ест детсадовскую пищу. Что делать в ситуации, когда происходит отказ от еды? Можно ли заказать для ребенка отдельное меню в детском саду? Или приносить домашнее и просить воспитателей подогреть? На эти и другие вопросы отвечает доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник лаборатории возрастной нутрициологии ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» Мария Гмошинская.















