Поделитесь вашими рецептами!

Как и когда вводить прикорм и все сделать правильно Советы педиатра

Прикорм — веха в развитии ребенка и волнующий этап в жизни родителей. Вопросов много: когда начинать прикармливать, что вводить в первую очередь, что не упустить. О самом важном про прикорм рассказывает педиатр, диетолог и автор канала о детском питании Анна Лесина.

Как понять, что ребенок готов к прикорму

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует первые полгода жизни кормить младенца исключительно грудным молоком или смесью. Даже если на банках с детским питанием производители пишут «с 4 месяцев», торопиться не стоит.
Маленькая прибавка веса, анемия, запор, понос и прочие заболевания — не причина для резкого начала прикорма. Конечно, всегда есть исключения из правил, но все решения нужно принимать только после консультации с врачом.
В остальных случаях педиатры рекомендуют знакомить малыша с едой, если он:
  • Удерживает голову в вертикальном положении.
  • Может сидеть с минимальной поддержкой, не заваливается набок или вперед.
Не все дети к полугоду садятся, кто-то совершенствует этот навык до 9 месяцев, и это не считается задержкой развития. Если по всем остальным признакам ребенок готов к прикорму, но пока не сидит без поддержки, не дожидайтесь. Посадите малыша к себе на колени, чтобы он облокотился спиной на взрослого.
Также важно, чтобы к началу введения прикорма у младенца уже угас «рефлекс выталкивания ложки» — защитный инстинкт, заставляющий язык выталкивать изо рта все лишние предметы и пищу. Обычно это происходит как раз к полугоду.
Но главное: у ребенка должен появиться пищевой интерес. Для этого малышу надо видеть, как едят взрослые, и захотеть попробовать то же. Для этого нужно сажать малыша рядом, когда едите сами.
Не надо путать пищевой интерес с желанием поиграть с кухонной утварью. Отличить одно от другого легко: можно дать малышу пустую тарелку и ложку. Если он будет играть с ними, значит, время еще не пришло. Если бросит подальше и станет просить еду, значит, пора!

Когда начинать

Все дети разные, и 6 месяцев — условная цифра. Кто-то готов к прикорму в 5,5 месяцев, а кому-то и в 8 месяцев будет милее грудное молоко. Однако педиатры не рекомендуют затягивать с прикормом: в 9 месяцев пищевой интерес может начать угасать и накормить малыша будет проблематично.

Как знакомить с первой едой

Самое частое начало прикорма - половина чайной ложки монопродукта. Постепенно размер порции увеличивают и, если аллергической реакции нет в течение 2-3 дней, добавляют новые продукты.
Прикормом может стать что угодно: каши, овощи, фрукты. С медицинской точки зрения, разницы нет.
Для первого прикорма чаще всего выбирают:
  • овощи: кабачок, брокколи, цветную капусту;
  • каши: гречневую, рисовую, кукурузную;
  • фрукты: яблоко, грушу, банан.
Не нужно затягивать с вводом потенциально аллергенных продуктов. К 9 месяцам лучше познакомить малыша со всеми группами. Арахис, яйцо, глютен, коровье молоко, рыба считаются наиболее частыми аллергенами, однако, по обновленным рекомендациям Американской академии педиатрии (AAP), чем раньше иммунная система ребенка столкнется с ними, тем лучше.
Раннее введение этих продуктов помогает избежать аллергии на них. Например, знакомство с арахисом у детей с высоким риском аллергии может произойти уже в 4-6 месяцев, до начала основного прикорма. Для знакомства достаточно совсем малого количества продукта — микропробы — буквально «на кончике ложки».
Не нужно кормить ребенка яйцами или рыбой каждый день. Если в семье не принято ужинать моллюсками или не едят сою, не обязательно специально вводить их в прикорм малышу.
Также не нужно воспринимать знакомство ребенка с новой пищей как сигнал к прекращению грудного вскармливания. Прикорм проводится на фоне продолжающего кормления грудью или смесью.

Что еще нужно знать про прикорм

Только родители решают, какой способ знакомства ребенка с едой выбрать. Врач может лишь рассказать о плюсах и минусах каждого. Вот основные подходы.

Традиционный прикорм

О нем написано в учебниках по педиатрии, так советуют поступать 99,9% педиатров. Малыша начинают кормить фруктовыми и овощными пюре или специальными детскими кашами. Все протертое, почти жидкое. Ближе к году детей плавно переводят на еду, нарезанную кусочками.
Плюсы
  • Так кормят почти все, это привычно, есть с кем посоветоваться.
  • Не надо переживать, что малыш подавится.
  • Если кормить готовыми пюре, то прикорм превращается в очень простое мероприятие: открыл баночку — и еда готова!
Минусы
  • Пюре не стимулирует жевание. Ребенку может быть сложно переходить на кусочки и более густую пищу. Многие дети плюются, давятся и отказываются есть блюда новой консистенции.
  • Часто малышу неинтересно есть только пюре, и его пищевой интерес угасает. Тогда и появляются фразы: «за маму, за папу», «самолетик летит, зайке в рот спешит».
  • Покупные пюре бывают невкусными, некоторые содержат нежелательные добавки в виде жира, стабилизаторов, консервантов. Почти во все мясные пюре добавляют рис. Следовательно, в порции меньше самого мяса, то есть белка. Такой продукт может привести к запорам.
  • Для более жидкой консистенции в пюре приходится добавлять воду, и это снижает пищевую ценность блюда.

Педагогический прикорм

В этом случае родители дают ребенку продукты с общего стола — то, что едят сами.
Плюсы
  • Не надо готовить ребенку отдельно.
  • Не надо тратить деньги на баночки с пюре.
  • Малыш сразу учится жевать, подогревает свой пищевой интерес.
Минусы
  • Семье приходится придерживаться более здорового питания. Хотя в целом это скорее плюс, но многие не готовы.
  • Сложнее вычислить «виновника» аллергии, ведь вместо одного продукта ребенок получает готовые блюда.
  • Малышу пока можно не все с общего стола, так что время от времени придется готовить ему отдельно и объяснять, почему надо есть свою еду, а не ту, что у мамы на тарелке.

Самоприкорм

BLW-прикорм (Baby-Led Weaning). В этом случае малышу предлагают разные виды еды, и он ее исследует, как и все остальное в этом мире. Пробует, нюхает, давит руками, размазывает по столу, швыряет на пол и наконец ест. Еда подается в основном кусочками (нарезанная дольками, палочками, четвертинками), и малыш берет ее руками. Если предстоит есть что-то жидкое, ребенку вручают ложку.
Плюсы
  • Ребенок сам выбирает, что будет есть. Ему интересно.
  • Не нужно переходить с пюре на кусочки.
  • Развивается мелкая моторика.
  • С самого начала развивается жевательная мускулатура.
Минусы
  • Нужно изучить теорию, много прочитать, а иногда и «воевать» с близкими — сторонниками традиционного подхода.
  • Дать полугодовалому малышу целый кусок страшно.
  • Нужно смириться с тем, что будет грязно, потому что на полу и стенах будет гораздо больше еды, чем во рту.

Что можно сделать?

Комбинировать. На самом деле, не обязательно быть приверженцем только одного способа прикорма. На завтрак можно порезать грушу. В обед дать суп, сваренный для всей семьи, а вечером, когда все устали, покормить малыша детским питанием из банки.
Аватар пользователя
Автор: ,
кулинарный редактор Food.ru