Как подготовить велосипед к сезону
/ Подтянуть, накачать, смазатьПеред тем, как впервые за сезон сесть на велосипед, его стоит тщательно подготовить, чтобы он не подвел в самый неподходящий момент. В статье расскажем, что проверить у велосипеда, что можно сделать самостоятельно, а с чем нужно обращаться к специалисту.
Зачем подготавливать велосипед
Даже если ваш транспорт всю зиму стоял в теплом месте, не промерзал и не пылился, все равно нужно проверить, все ли с ним в порядке. Поломка не происходит внезапно, к этому есть предпосылки. Например, если во время прошлого велосезона в какие-то соединения попала вода, за зиму она закисает, и детали будут плохо работать. Некоторые части транспорта могут изнашиваться просто от времени, поэтому нужно проверить все детали и соединения, чтобы точно знать, что с ними все в порядке.
Как проверить велосипед
Перед проверкой оботрите велосипед от пыли, а если он очень грязный, то помойте. Освободите место для осмотра, чтобы можно было спокойно подойти к транспорту со всех сторон. Приготовьте набор шестигранных ключей, чтобы сразу подтянуть ослабленные соединения.
Колеса
На время зимнего хранения, особенно в неотапливаемом помещении, нужно частично спускать воздух из камеры. Но даже если велосипед был в тепле, все равно постепенно давление в шинах падает из-за микротрещин в резине, или ниппель немного пропускает воздух. Накачайте камеры до двух-трех атмосфер или посмотрите, какие параметры давления в шинах указаны на покрышке, и ориентируйтесь на них.
Проверьте, не разболтались ли крепления колес. Одной рукой крепко зафиксируйте вилку или раму в зависимости от того, переднее или заднее будете проверять. Второй возьмите колесо и покачайте его.
Или двумя руками обхватите ноги вилки или перья рамы и большими пальцами качайте из стороны в сторону ободья. Они будут немного гнуться, и это нормально. Если зазор есть, вы его почувствуете из-за негромких щелчков.
Когда колеса установлены на осевых креплениях, то подтяните ось. Если втулка на эксцентриках, проверьте, затянуты ли они. Для этого откройте рычаг эксцентрика так, чтобы вы видели надпись «Open». Подтяните гайку с противоположной стороны, чтобы фиксатор закрывался с усилием, прижмите его, при этом надпись «Close» должна быть снаружи.
Шатуны и каретка
Наклоните велосипед на себя примерно под углом 45°, седло уприте в бедро. Одной рукой жестко зафиксируйте нижнюю часть рамы, второй возьмите шатун и качайте из стороны в сторону поперек вращения, чтобы проверить, есть ли разболтанность. Эту проверку можно сделать, перевернув велосипед вверх колесами. Он будет устойчиво стоять с опорой на руль и седло. Когда во время проверки шатун качается, его нужно подтянуть. Если блок регулируется одним болтом со стороны звезды, немного закрутите его.
Если стоит система Shimano Hollowtech с двумя фиксирующими крепежами на левом шатуне, в ней может появиться зазор из-за усадки пластиковых прокладок и самой конструкции. Для устранения разболтанности сначала ослабьте фиксирующие болты и стяните систему прижимным винтом. Эту систему сильно затягивать не нужно, можно повредить пластиковое крепление. После этого закрутите фиксирующие болты на шатуне понемногу, поочередно, чтобы он стягивался равномерно.
Снова проверьте систему, и если зазор остался, то обратитесь к специалисту, пусть он отрегулирует каретку.
Рулевая колонка
Даже если рулевая колонка была затянута, со временем от вибраций и нагрузок она может ослабнуть. Для проверки плотно зажмите передний тормоз или уприте переднее колесо в стену либо в другую вертикальную неподвижную опору. Обхватите большим и указательным пальцем стык нижней части рулевой колонки и рамы и покачайте велосипед вперед и назад, чтобы почувствовать возможный зазор. Проверяйте колонку сверху и снизу, на стыке с рулем и вилкой.
Если рулевая колонка разболталась, немного раскрутите боковые болты выноса руля и подтяните винт крепления, который находится сверху. Затягивайте с таким усилием, чтобы руль вращался легко и свободно, но при этом не было никакого зазора между колонкой и рамой или управляющей деталью. Выставьте руль перпендикулярно относительно переднего колеса и затяните боковые болты на выносе. Закручивайте их понемногу, поочередно, чтобы вынос стягивался равномерно. Затем снова проверьте, насколько легко вращается руль и нет ли зазора между ним и колонкой.
Подвеска
Для проверки подвески зафиксируйте заднее колесо, для чего аккуратно наступите на обод, чтобы прижать его к полу. Одной рукой возьмитесь за верхнюю часть рамы и двигайте велосипед вверх-вниз. Второй проверяйте соединения с амортизаторами и другими деталями.
Когда в этих местах чувствуется разболтанность, подтяните болты шестигранным ключом. Если зазор не исчезнет, то обратитесь к специалисту, так как для дальнейшей регулировки потребуется специальное оборудование.
Педали
Крепления педалей могут во время долгой эксплуатации ослабнуть. Перед тем как их подкручивать, очистите любым острым предметом разъем. Если там останется грязь, то ключ войдет неплотно, и есть риск сорвать грани. Потом аккуратно подтягивайте педаль до упора. Если у вашей модели нет разъема под шестигранный ключ, то подкручивайте рожковым.
Важно
У крепления педалей зеркальное направление резьбы. С правой стороны обычное, а с левой — зеркальное, ее нужно закручивать против часовой стрелки.
Тормоза, цепь, переключатель
Осмотрите тормозные колодки со всех сторон, чтобы понять, сколько рабочего материала на них осталось. Если они стерлись, то обратитесь к специалисту, чтобы он подобрал и заменил их. Осмотрите все стыки гидролинии, не выступает ли там влага. Если появляются следы жидкости, то нужно обращаться в мастерскую для технического обслуживания.
Когда ручка гидравлики при любом количестве нажатий доходит до грипсы руля, систему нужно прокачать в мастерской. Если после нескольких повторений тормоз начинает работать нормально, можно немного поездить, но потом все равно нужно обращаться к специалистам.
Цепь должна быть чистой, не скрипеть и не трещать. Грязную и скрипящую деталь нужно снять, промыть, надеть обратно и смазать. Переверните велосипед и прогоните цепь по всем передачам, чтобы посмотреть, не сбились ли настройки скоростей.
Болтовые соединения
Последовательно проверьте, насколько хорошо затянуты все болты. В каждый крепежный элемент вставляйте ключ по размеру и с небольшим усилием пробуйте прокрутить его по часовой стрелке. Чем меньше болт, тем аккуратнее проверяйте это соединение. Если крепежи не ослабли, то они не будут прокручиваться совсем.
При осмотре оси колес будьте внимательны: у некоторых болтов левая резьба, и их нужно закручивать против часовой стрелки. Эту особенность обычно указывают на самой детали и в документах к велосипеду.
Важно
В некоторых моделях на болтовых соединениях используют разъем не под шестигранник, а под звезду, для которой используйте ключ пятилучевой Torx.
Смазка вилки
Переверните велосипед вверх колесами и оставьте на 30 минут. Это нужно, чтобы масло в амортизационной вилке прилило к сальникам и напитало поролоновые прокладки, которые будут смазывать ее ноги, оставляя тонкую масляную пленку.
Высота седла и руля
После того как подготовка велосипеда к сезону закончится, отрегулируйте высоту седла. Оно должно находиться на таком уровне, чтобы, сидя на велосипеде, вы могли поставить вытянутую ногу на педаль в нижнем положении. Руль должен находиться выше седла.
Экипировка велосипедиста
Не забудьте проверить и экипировку. Выбирайте одежду из ткани, которая будет отводить влагу, и надевайте несколько слоев. Футболка или ветровка должна быть яркой, еще лучше, если на ней будут светоотражающие детали. Надевайте узкие брюки или легинсы, широкие штанины могут зацепиться за звезду. Обувь подбирайте удобную и с глубоким протектором, чтобы было хорошее сцепление с педалями.
За зиму дорога на вашем прогулочном маршруте может измениться, и есть риск, что вы можете упасть, поэтому надевайте наколенники и налокотники. Не забывайте о велошлеме, он предохранит голову от травмы. Еще возьмите с собой удобный рюкзак и бутылку с питьевой водой или изотоником.
Что можно сделать?
Выбрать велосипед, если у вас его до сих пор нет, и отправиться на прогулку. Соберите с собой необходимые вещи: питьевую воду, документы, ремонтный набор и не забудьте зарядить телефон. Приготовьте в дорогу перекусы: сухофрукты или питательные сэндвичи.
Соберите все нужное в поездку на велосипеде и познакомьтесь с новыми маршрутами:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы