Почему мы покупаем впрок
/ Объясняют экспертыВ ситуации кризиса поход в супермаркет или онлайн-шопинг для многих заканчивается одинаково: попыткой купить все, что есть, и даже немножко больше. На подобные решения не влияют логика, здравый смысл и финансовые возможности. Понимание, что магазины не закроются, не помогает. Очереди за гречкой, туалетной бумагой, сахаром и подгузниками — стандартная паническая реакция. Выяснили у экспертов, почему так происходит.
Причины стихийных покупок
Исследователи называют несколько причин, влияющих на панические закупки:
- режим выживания;
- эффект дефицита;
- чувство контроля;
- опыт поколений.
В случае с российскими покупателями можно отметить еще и влияние исторической памяти.
Рассмотрим каждую из этих причин подробнее.
Режим выживания
«Примитивная» часть нашего мозга берет верх над нами, когда речь идет о выживании. По крайней мере, если ситуация кажется человеку неопределенной или угрожающей, все доводы разума перестают работать. Цель мозга проста — сохранение жизни любым способом.
Наталья Манухина, психолог:
Чем дольше и глубже кризис, тем меньше осознанности и больше инстинктивных проявлений. Поэтому люди ищут союзников, которые будут одобрять и принимать их способы выживания в неизвестной, новой, неуправляемой ситуации. Вместе выживать проще, чем в одиночку. Но лишь пока достаточно ресурсов.При их истощении на первый план выходит борьба за личное выживание. Поэтому создание запасов пищи — инстинктивный путь продления существования, своего и значимого окружения.
Как с этим справиться
- поговорить о страхах с психологом;
- иметь дома стабильный запас продуктов первой необходимости, чтобы не чувствовать беспокойство;
- отказываться от походов в магазины в минуты паники.
Эффект дефицита
Реальный или искусственно создаваемый дефицит провоцирует покупателей к тому, чтобы считать те или иные товары более ценными. Это может заставить брать ненужное, потому что кажется: все дорожает или вот-вот пропадет с полок.
Именно поэтому в разгар пандемии туалетную бумагу вытаскивали из чужих корзин — есть страх, что «потом не будет». В некоторых случаях такие опасения не лишены оснований, поэтому многие стремятся купить больше.
Мария Удальцова, основатель маркетингового агентства Malina Digital:
Как мы побуждаем клиентов к покупке в разных сферах? Например, снова начали хорошо работать скидки с коротким сроком действия, особенно если этот товар раньше таким образом не продавался. У потребителей сформировался некий излишек денежных средств, которые они раньше тратили, в том числе на одежду и путешествия.Теперь они начали активнее тратить на еду с акцентом на тот опыт, что получали раньше. То есть люди готовы платить больше, если бренд донесет им ценность этого. Нет ценности — нет смысла.
Как с этим справиться
- покупать товары онлайн, чтобы было время подумать над каждой покупкой;
- отслеживать маркетинговые ходы, которые используют бренды;
- приобрести с запасом дорогую продукцию, например, определенные сорта кофе, чая, крепкий алкоголь.
Чувство контроля
Еще одна важная причина нерациональных походов в магазин — желание чувствовать контроль хоть в какой-то сфере. Кажется, что пока мир сходит с ума, семья будет в порядке: это уже немало в состоянии неопределенности.
Наталья Манухина, психолог:
В кризис у любого человека активизируются психологическая защита и личностные особенности. Так, тревожные люди начинают метаться, накупать много и беспорядочно. Флегматичные могут откладывать даже необходимые покупки, будто замедляясь в стрессе. Или, наоборот, закупать только отдельные продукты, зато оптом.Если кризис затягивается, растут страхи. Именно они побуждают искать, как утвердить самооценку. Шопинг подходит для этого своей доступностью и вещественностью. Я покупаю, значит, я существую. Неважно что, главное — происходит совершение активного действия по собственному выбору.
Как с этим справиться
- принять факт, что мир не всегда управляем;
- найти другую сферу, где сохранен контроль;
- позвонить другу или родственнику, чтобы поговорить о своих переживаниях.
Опыт поколений
Не стоит недооценивать историческую память: главное — не остаться голодным, а дальше будь что будет.
Причин много: бабушки и дедушки рассказывали о трудном детстве; в доме никогда не выбрасывали еду. Родители так поступали, когда хотели обеспечить безопасность, собственную и детей. Триггерами являются пугающие внешние или внутриполитические события.
Наталья Манухина, психолог:
На поведение людей в кризисе влияет опыт семьи, в которой они росли. Если старшие поколения голодали, младшие могут обнаружить склонность не только делать запасы впрок, но и сразу начинать экономить, урезать порции и ассортимент пищи.Если в семье было изобилие, то покупки про запас могут откладываться до тех пор, пока из магазинов не станут исчезать жизненно важные продукты. Покупать такие люди станут в первую очередь то, что сохранит их статус и стиль жизни в достатке: деликатесы, сладости, алкоголь, фастфуд.
Как с этим справиться
- купить запас продуктов и средств гигиены, без которых вы чувствуете себя дискомфортно, хотя бы на месяц;
- выделить полчаса раз в два дня на просмотр одного проверенного источника новостей: этого будет достаточно, чтобы быть в курсе событий, но не нервничать слишком сильно;
- не сокращать порции еды и ее разнообразие, даже если кажется, что сейчас все продукты исчезнут.
Советы по грамотным закупкам
- Цикл акций обычно составляет два-три месяца, поэтому на этот срок можно закупаться сухими завтраками, консервами, чаем, кофе, соусами. Они успеют закончиться к началу следующей акции.
- Бытовую химию, средства гигиены, приправы и специи, батарейки и лампочки можно закупать на год вперед.
- Задавайте себе вопросы: «Использует ли моя семья упаковку этого продукта до истечения срока годности?», «Я покупаю из-за распродажи или мне это действительно нужно?»
- Имейте представление о стандартных ценах на те или иные товары, чтобы понимать, насколько скидка реальна.
- Выбирайте выгодную упаковку — большая часто дешевле.
- Следите за скидками и акциями в каталогах и приложениях супермаркетов.
- Покупайте в федеральных сетях: из-за оборотов у них есть возможность делать существенные скидки.
- Используйте карты лояльности и программы кешбэка.
Что можно сделать?
Замораживать продукты. Например, заморозке хорошо поддаются практически все овощи. Помимо свежести, это позволяет сохранить в них витамины и минералы. Так, замороженная черника сохраняет на 150% больше витамина C, чем свежие ягоды, пролежавшие в холодильнике три дня. Подробнее о правилах заморозки разных продуктов читайте в специальном разделе Food.ru.
А вы покупаете впрок? Если да, то какие продукты и как их храните? Расскажите в комментариях.
Читайте больше о разумной экономии на Food.ru:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы