Почему мы покупаем впрок Объясняют эксперты

В ситуации кризиса поход в супермаркет или онлайн-шопинг для многих заканчивается одинаково: попыткой купить все, что есть, и даже немножко больше. На подобные решения не влияют логика, здравый смысл и финансовые возможности. Понимание, что магазины не закроются, не помогает. Очереди за гречкой, туалетной бумагой, сахаром и подгузниками — стандартная паническая реакция. Выяснили у экспертов, почему так происходит.
Почему мы покупаем впрок / Объясняют эксперты

Причины стихийных покупок

Исследователи называют несколько причин, влияющих на панические закупки:
  • режим выживания;
  • эффект дефицита;
  • чувство контроля;
  • опыт поколений.
В случае с российскими покупателями можно отметить еще и влияние исторической памяти.
Рассмотрим каждую из этих причин подробнее.

Режим выживания

«Примитивная» часть нашего мозга берет верх над нами, когда речь идет о выживании. По крайней мере, если ситуация кажется человеку неопределенной или угрожающей, все доводы разума перестают работать. Цель мозга проста — сохранение жизни любым способом.
Наталья Манухина, психолог:
Чем дольше и глубже кризис, тем меньше осознанности и больше инстинктивных проявлений. Поэтому люди ищут союзников, которые будут одобрять и принимать их способы выживания в неизвестной, новой, неуправляемой ситуации. Вместе выживать проще, чем в одиночку. Но лишь пока достаточно ресурсов.
При их истощении на первый план выходит борьба за личное выживание. Поэтому создание запасов пищи — инстинктивный путь продления существования, своего и значимого окружения.

Как с этим справиться

  • поговорить о страхах с психологом;
  • иметь дома стабильный запас продуктов первой необходимости, чтобы не чувствовать беспокойство;
  • отказываться от походов в магазины в минуты паники.

Эффект дефицита

Реальный или искусственно создаваемый дефицит провоцирует покупателей к тому, чтобы считать те или иные товары более ценными. Это может заставить брать ненужное, потому что кажется: все дорожает или вот-вот пропадет с полок.
Именно поэтому в разгар пандемии туалетную бумагу вытаскивали из чужих корзин — есть страх, что «потом не будет». В некоторых случаях такие опасения не лишены оснований, поэтому многие стремятся купить больше.
Мария Удальцова, основатель маркетингового агентства Malina Digital:
Как мы побуждаем клиентов к покупке в разных сферах? Например, снова начали хорошо работать скидки с коротким сроком действия, особенно если этот товар раньше таким образом не продавался. У потребителей сформировался некий излишек денежных средств, которые они раньше тратили, в том числе на одежду и путешествия.
Теперь они начали активнее тратить на еду с акцентом на тот опыт, что получали раньше. То есть люди готовы платить больше, если бренд донесет им ценность этого. Нет ценности — нет смысла.

Как с этим справиться

  • покупать товары онлайн, чтобы было время подумать над каждой покупкой;
  • отслеживать маркетинговые ходы, которые используют бренды;
  • приобрести с запасом дорогую продукцию, например, определенные сорта кофе, чая, крепкий алкоголь.

Чувство контроля

Еще одна важная причина нерациональных походов в магазин — желание чувствовать контроль хоть в какой-то сфере. Кажется, что пока мир сходит с ума, семья будет в порядке: это уже немало в состоянии неопределенности.
Наталья Манухина, психолог:
В кризис у любого человека активизируются психологическая защита и личностные особенности. Так, тревожные люди начинают метаться, накупать много и беспорядочно. Флегматичные могут откладывать даже необходимые покупки, будто замедляясь в стрессе. Или, наоборот, закупать только отдельные продукты, зато оптом.
Если кризис затягивается, растут страхи. Именно они побуждают искать, как утвердить самооценку. Шопинг подходит для этого своей доступностью и вещественностью. Я покупаю, значит, я существую. Неважно что, главное — происходит совершение активного действия по собственному выбору.

Как с этим справиться

  • принять факт, что мир не всегда управляем;
  • найти другую сферу, где сохранен контроль;
  • позвонить другу или родственнику, чтобы поговорить о своих переживаниях.

Опыт поколений

Не стоит недооценивать историческую память: главное — не остаться голодным, а дальше будь что будет.
Причин много: бабушки и дедушки рассказывали о трудном детстве; в доме никогда не выбрасывали еду. Родители так поступали, когда хотели обеспечить безопасность, собственную и детей. Триггерами являются пугающие внешние или внутриполитические события.
Наталья Манухина, психолог:
На поведение людей в кризисе влияет опыт семьи, в которой они росли. Если старшие поколения голодали, младшие могут обнаружить склонность не только делать запасы впрок, но и сразу начинать экономить, урезать порции и ассортимент пищи.
Если в семье было изобилие, то покупки про запас могут откладываться до тех пор, пока из магазинов не станут исчезать жизненно важные продукты. Покупать такие люди станут в первую очередь то, что сохранит их статус и стиль жизни в достатке: деликатесы, сладости, алкоголь, фастфуд.

Как с этим справиться

  • купить запас продуктов и средств гигиены, без которых вы чувствуете себя дискомфортно, хотя бы на месяц;
  • выделить полчаса раз в два дня на просмотр одного проверенного источника новостей: этого будет достаточно, чтобы быть в курсе событий, но не нервничать слишком сильно;
  • не сокращать порции еды и ее разнообразие, даже если кажется, что сейчас все продукты исчезнут.

Советы по грамотным закупкам

  • Цикл акций обычно составляет два-три месяца, поэтому на этот срок можно закупаться сухими завтраками, консервами, чаем, кофе, соусами. Они успеют закончиться к началу следующей акции.
  • Бытовую химию, средства гигиены, приправы и специи, батарейки и лампочки можно закупать на год вперед.
  • Задавайте себе вопросы: «Использует ли моя семья упаковку этого продукта до истечения срока годности?», «Я покупаю из-за распродажи или мне это действительно нужно?»
  • Имейте представление о стандартных ценах на те или иные товары, чтобы понимать, насколько скидка реальна.
  • Выбирайте выгодную упаковку — большая часто дешевле.
  • Следите за скидками и акциями в каталогах и приложениях супермаркетов.
  • Покупайте в федеральных сетях: из-за оборотов у них есть возможность делать существенные скидки.
  • Используйте карты лояльности и программы кешбэка.

Что можно сделать?

Замораживать продукты. Например, заморозке хорошо поддаются практически все овощи. Помимо свежести, это позволяет сохранить в них витамины и минералы. Так, замороженная черника сохраняет на 150% больше витамина C, чем свежие ягоды, пролежавшие в холодильнике три дня. Подробнее о правилах заморозки разных продуктов читайте в специальном разделе Food.ru.
А вы покупаете впрок? Если да, то какие продукты и как их храните? Расскажите в комментариях.

Читайте больше о разумной экономии на Food.ru:

Аватар пользователя

Автор: Валерия Темкина,
кулинарный редактор Food.ru

Понравился материал?
Сохранить:
Оценить:
5
Рейтинг из 1 оценки
Рассказать друзьям:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы

почитать еще

Скачайте мобильное приложение FOOD.RU: рецепты всегда с вами!
App StoreGoogle PlayRuStoreAppGallery
Главная в мобильном приложении