Как выбрать дополнительные занятия для ребенка
/ И почему секции и кружки важныКаждый родитель мечтает, чтобы его ребенок был здоровым, всесторонне развитым, хорошо учился и имел много надежных друзей. Поэтому хочется найти своим детям занятия помимо школы — такие, которые разовьют в них разные навыки, дадут знания и помогут в социализации. Рассказываем, как правильно подойти к выбору дополнительных занятий.
Почему дополнительные занятия важны
Многие родители стремятся занять детей внешкольными активностями, чтобы они развивались интеллектуально и физически, а не проводили время впустую за социальными сетями. И в этом родители абсолютно правы — дополнительные занятия полезны детям в любом возрасте. Что они дают:
- Всестороннее развитие. Можно дополнить школьную или детсадовскую программу, расширяя знания и кругозор ребенка.
- Навыки общения. Опыт взаимодействия с преподавателями и другими детьми научит общаться или подарит лучших друзей на всю жизнь.
- Укрепление эффективной связки «тело — мозг». Исследования показывают, что умеренная физическая нагрузка не только укрепляет тело, но и стимулирует работу мозга.
- Опыт конкуренции. Раннее и бережное знакомство ребенка с соревновательной средой, тестированием и аттестациями формирует у него устойчивость к серьезным экзаменам в будущем. Подобный опыт позволяет ему приобрести навыки подготовки, испытать как победы, так и поражения — что впоследствии облегчает процесс сдачи экзаменов.
- Улучшение успеваемости в школе. Как правило, дети, посещающие дополнительные занятия, учатся лучше — во многом благодаря тому, что кружки и секции укрепляют их знания и помогают формировать уверенность в себе: например, об этом говорит исследование современного детства Института образования НИУ ВШЭ.
Какие дополнительные занятия бывают
Исследовательский центр портала SuperJob регулярно проводит опросы, которые показывают, что семейные предпочтения мало меняются со временем. Так, для дошкольников часто выбирают курсы подготовки к школе, для младших школьников — танцы, а для подростков — курсы иностранных языков.
Но каждый год появляются новые формы обучающих, спортивных и творческих программ. Поэтому все разнообразие вариантов проще разделить на группы — по тем задачам, которые они решают.
1. Спорт
Привычка держать тело в порядке, быть ловким, сильным и выносливым хороша для всех. Также важно, что регулярные занятия спортом приучают детей к дисциплине и тренируют навык побед и поражений. У каждого вида спорта есть свои основные задачи:
- художественная и спортивная гимнастика, акробатика: формируют правильную осанку, походку и гибкость, учат выдержанности и самообладанию. Начинать можно с 4–6 лет, а иногда и раньше;
- плавание: укрепляет мышцы и суставы, учит правильно дышать, улучшает координацию и формирует правильную осанку. Начинать можно с 5–8 лет, но важно внимательно следить, чтобы ребенок правильно сушил волосы после занятий, во избежание отитов или ОРВИ, пока он мал и не научился контролировать это сам;
- фигурное катание: развивает координацию, пластичность, грацию, укрепляет опорно-двигательный аппарат, учит правильно дышать, воспитывает самодисциплину. Начинать можно с 4–8 лет;
- командные игры — волейбол, баскетбол, футбол, хоккей и другие: развивают ловкость, силу и выносливость; учат взаимодействовать с командой, тренируют ответственность и умение быстро принимать решения. Начинать можно с 5–8 лет, заниматься баскетболом и волейболом — чуть позже, с 8–10 лет, когда ребенок подрастет;
- единоборства — дзюдо, бокс, самбо, карате, тхэквондо, айкидо, кендо и другие: развивают выносливость, гибкость мышц, периферическое зрение, точность движений и в целом вестибулярный аппарат; тренируют способность выстраивать стратегию боя, целеустремленность, уважение к сопернику и философию «лучшая драка — та, которой удалось избежать». Единоборства, больше ориентированные на выносливость (например, тхэквондо или айкидо), можно начинать с 4–6 лет, более активные и боевые (бокс, самбо) — чуть позже, с 9–10 лет;
- экстремальные виды спорта — например, скалолазание, альпинизм, дайвинг, картинг: при соблюдении правил безопасности такие виды спорта учат снимать агрессию, развивают координацию, силу, логику и стратегическое мышление. Но для этих видов спорта обычно более строгие ограничения по физической готовности: например, на скалодроме можно заниматься с 5–6 лет, а вот альпинизмом — не раньше 16. Детский картинг, как правило, возможен с 7–9 лет, а дайвинг или фридайвинг, связанные с рисками, — не ранее 12–16 лет;
- конный спорт: приводит в тонус мышцы, учит самообладанию, координации движений и взаимодействию с животным. Начинать можно с 5–6 лет с занятий на пони, а затем уже переходить к настоящим тренировкам с лошадьми;
- танцы — хореография, балет и так далее: развивают чувство ритма, выносливость, пластичность и точность движений, формируют правильную осанку и грациозность. Начинать можно с 4–6 лет.
Интересный факт
Профессор биологического факультета МГУ Вячеслав Дубынин рассказал, что ученые считают танцы лучшими из всех активностей по их пользе для мозговой деятельности. Необходимость запоминать и точно повторять движения тренирует сразу несколько участков мозга, способствуя их развитию.
Мы привели примерные возрастные периоды для начала тех или иных занятий. Точнее о том, подходит ли секция вашему ребенку, могут сказать лишь тренер, педиатр и сам ребенок — своим интересом и физическими способностями к определенным видам спорта.
2. Творчество
Творческие занятия не только пробуждают творческий потенциал ребенка, но и тренируют его мелкую моторику, развивают пространственное мышление и формируют оригинальный подход к решению жизненных задач:
- музыкальные занятия — хоровое и сольное пение, учеба игре на музыкальных инструментах: развивают слух, ритм, память, речь, дают опыт публичных выступлений. Начинать можно в кружках примерно с 5–6 лет, а в музыкальной школе — с 6–12 лет в зависимости от вида занятий.
- живопись, в том числе песком, скульптура, керамика и т. п.: развивают пространственное мышление, вкус и чувство прекрасного, отлично тренируют моторику, обучают пониманию разных форм и видов искусства. Начинать можно в любом возрасте (в раннем детстве можно ограничиться безопасными пальчиковыми красками), а в художественную школу лучше идти с 5–10 лет;
- театральные студии, студии актерского или ораторского мастерства: улучшают дикцию и артикуляцию, развивают слух и память, учат взаимодействию и творческому подходу к разным ситуациям, дают опыт публичных выступлений. Начинать можно с 7–12 лет;
- рукоделие — вязание, вышивание, аппликации, плетение из бисера и иное: развивают моторику и творческие задатки ребенка, приучают к усидчивости и внимательности. Начинать можно с 5–8 лет.
3. Наука
Увлечь ребенка сложной наукой могут интересные курсы, где он не просто получит сухую теорию, но и поучаствует в практических занятиях.
Начинать можно в любом возрасте, когда у ребенка проявляется интерес к каким-то наукам. Ищите занятия с уклоном в экспериментальную работу и с преподавателями, умеющими интересно и оригинально представлять учебный материал.
4. Техника и мышление
Кажется, все современные дети уже родились с встроенным навыком управления гаджетами. Если вы хотите, чтобы ребенок не просто сидел в соцсетях и играх, а превратил хобби в полезный навык или мастерство, рассмотрите кружки соответствующей направленности:
- конструирование и моделирование: развивает пространственное мышление и логику, приучает к усидчивости и внимательности при сборке разных моделей. Начинать можно с 5–7 лет;
- электро- и радиотехника, робототехника, лего-программирование: нередко логически продолжает увлечение моделированием — ребята учатся конструировать радио, машинки на радиоуправлении или роботов под определенные функции. К навыкам внимательно собирать сложные предметы добавляется изучение электричества и других разделов физики. Начинать можно с 5–8 лет или раньше, при наличии тяги у ребенка к этому;
- компьютерные занятия — гейм-дизайн, программирование, создание сайтов, основы создания и управления нейросетями: кроме поддержки интереса к увлечениям, развивают логику, техническую грамотность, системно структурируют знания, учат правильно работать с разной информацией. Начинать можно с 7–8 лет;
- шахматы: логика, внимание, память, концентрация, стратегическое мышление — все это прививают шахматы. Начинать можно с 4–5 лет.
5. Образование и кругозор
Кроме науки и техники, детям может быть интересно то, что расширяет знания о мире и его обитателях:
- природоведение, экология: кроме знаний о флоре и фауне, дети учатся бережному отношению к окружающему миру, узнают правила поведения на природе. Начинать можно с 3–7 лет.
- кружок юных натуралистов, кинологов и т. п.: дети изучают биологию, повадки разных животных, знакомятся с географией их обитания, ухаживают за ними. Благодаря этому они учатся ответственности и дисциплине. Начинать можно с 5–8 лет;
- кулинарные курсы: кроме тренировки мелкой моторики и аккуратности, занятия развивают вкус, учат самостоятельно готовить пищу, уважать любой труд и соблюдать правила безопасности и гигиены. Почти такие же задачи помогают решать кружки столярного мастерства или иных поделок. Начинают ходить на занятия примерно с 9–10 лет, но можно пробовать и раньше;
- журналистика: расширяет кругозор в самых разных областях знаний, учит правильно создавать тексты, комбинировать их с фото- или видеоконтентом, умело обращаться с камерой, микрофоном или диктофоном, способствует развитию дикции и улучшает навыки самопрезентации. Начинать можно с 7–10 лет;
- иностранные языки: развивают кругозор за счет знаний о традициях и истории других стран; тренируют мышление, развивают дикцию и артикуляцию за счет языковых особенностей произношения.
6. Туризм и путешествия
Совместить знания о биологии, географии с физической активностью и тягой к впечатлениям помогут кружки, связанные с туризмом. И в советские времена, и сейчас работают клубы спортивного ориентирования, секции пешего туризма и т. п.
Дети осваивают навыки обустройства быта на природе, узнают, как вести себя в экстренных ситуациях, учатся оказывать первую помощь. Подобные клубы обучают детей организованности, самостоятельности и умению действовать сообща в команде.
Как выбирать кружки и секции
Каждый родитель обоснованно полагает, что может вместе с ребенком правильно подобрать нужные секции и кружки. Это так, но все же есть несколько общих моментов, на которые стоит обращать внимание:
- Не надо следовать советам других людей. Прислушиваться к опыту друзей, рекомендациям учителей и медиков, конечно, нужно. Но принимать решение необходимо только вам. Важно делать его обдуманно, с учетом способностей и характера ребенка, а не по анекдотическому принципу «все побежали — и я побежал».
- Учитывайте интересы ребенка. Предлагайте занятия из того, что ему нравится. Не давите родительским авторитетом — иначе из-за этого любое дополнительное занятие будет восприниматься им как тяжелая повинность.
- Берите во внимание темперамент и возраст ребенка. Так, если он никогда не занимался в кружках или секциях, ему может быть поначалу неуютно (это касается прежде всего детей дошкольного возраста). Во многих кружках есть бесплатные ознакомительные занятия — используйте это: вдруг выяснится, что ребенку не нравится курс, а вы уже оплатили абонемент и купили дорогую форму.
- Прислушивайтесь к рекомендациям врачей, особенно для детей младшего возраста. Следуйте их советам по выбору подходящих видов спорта, допустимой нагрузке на занятиях и другим аспектам.
- Если вашим детям 11–12 лет и больше, то можно предложить им пройти профориентационный тест, чтобы по его итогам запланировать подходящие занятия по интересам и способностям.
- Считайте бюджет заранее. Важна не только стоимость одного занятия или месячного абонемента, но и все дополнительные затраты: покупка формы или инструментов, оплата участия в соревнованиях, а также расходы ребенка на проезд, перекусы и прочее.
- Используйте сертификат ПФДО (сертификат персонифицированного дополнительного образования), чтобы снизить свои затраты на кружки и секции. По сертификату занятия ребенка будет оплачивать государство. Хотя в ряде случаев ПФДО не покрывает все расходы (например, покупку спортивной формы), но все же он позволит существенно экономить семейный бюджет. Например, нередко «умные продленки» в школах с дополнительными занятиями по разным предметам полностью покрываются сертификатом ПФДО.
- Не спешите «подключаться» ко всем предлагаемым занятиям (например, в школе, в самом начале учебного года) — все дети по-разному переносят нагрузку.
- Заранее рассчитайте логистику — дни, время и местоположение тех занятий, которые хочет посещать ребенок (или вы хотите, чтобы он посещал). Даже для взрослых детей желательно искать занятия не слишком далеко от дома или школы, чтобы дорога не расхолаживала ребенка и не отнимала время от сна, отдыха и школьной учебы.
И еще один совет: заранее настройтесь на то, что кружок, который поначалу интересовал ребенка, вдруг ему разонравится. Желательно понять, почему такое случилось, но все же стоит помнить: у детей так случается — какая-то тема без видимой причины перестает быть интересной.
Как понять, что ребенок не справляется
Когда выбранные дополнительные занятия полезны и эффективны, это очень заметно. Ребенок увлеченно пересказывает, чем занимался в кружке, с радостью ждет нового занятия, а вы видите, что его успеваемость по близким дисциплинам в школе улучшилась.
Однако бывает, что ребенок переутомляется незаметно для себя. Так случается и с малышами из детского сада, и со школьниками выпускных классов — даже подросток может не суметь верно определить свое состояние. Родителям стоит обратить внимание на такие моменты:
- вялость и апатия или, наоборот, избыточная активность;
- проблемы со сном;
- тревожность, капризность;
- агрессивность или вспыльчивость без серьезных причин.
Обычно переутомление зависит от нескольких факторов, но дополнительные занятия могут усиливать ситуацию. Представьте, что ребенку-спортсмену нужно сбросить 200–500 граммов веса для участия в соревнованиях в перспективной для него категории. При этом он еще ходит в кружок робототехники и серьезно загружен в школе. Как тут не переутомиться?
Помните, что задача родителей — не только в том, чтобы дать ребенку возможность развиваться. Важно еще научить его точно оценивать свое физическое и эмоциональное состояние. Этот навык планирования собственной активности очень пригодится во взрослой жизни!
Что можно сделать?
Договориться с ребенком, что для любого кружка или секции есть «пробный период» в один месяц. Этого времени достаточно, чтобы понять, подходит ли ему выбранное направление. Такой договор позволит попробовать разные виды активности и выбрать то, что действительно ему нравится.
Чтобы у ребенка были силы на учебу и дополнительные занятия, ему нужно правильно питаться:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы