Логотип Food.ru

Что такое кешбэк простыми словами

/ Как работает и как получить
Банки, магазины и разные сервисы постоянно предлагают своим покупателям выгодный, повышенный и какой угодно еще кешбэк. Порой кажется, что людей под предлогом экономии просто убеждают тратить больше. Так ли это? Действительно ли кешбэк позволяет заработать, или это рекламная уловка? Разбираемся в деталях.
Что такое кешбэк простыми словами / Как работает и как получить

Что представляет собой кешбэк

Понятие кешбэка пришло к нам из английского языка: cashback — возврат наличности. И определяется как возврат части суммы от оплаченных банковской картой товаров и услуг. По сути, это своего рода скидка, только она представляется не до совершения покупки, а после.
Изначально, в 1980-е, эту финансовую операцию придумали, чтобы стимулировать людей активнее использовать карты вместо наличности. Сначала в США, а потом и во всем мире механика кешбэка стала все более популярной. 
В России кешбэк появился ближе к 2010-м годам и тоже почти сразу стал востребован. Сейчас этот финансовый инструмент используется для возврата не только в денежной форме, но и в специальных бонусных баллах, дополнительных милях и других форматах. 
Виды и суммы кешбэка определяются в банке. При этом учитывается специфика товаров или услуг, для которых применима опция. В среднем покупателю может вернуться на карту от 1 до 5% затрат на совершенную покупку. 
Но не стоит забывать про акции! Например, на сезонных глобальных распродажах, когда магазины и банки охотно повышают процент возврата, покупатель может вернуть гораздо больше средств — от половины стоимости покупки до 80–90%. 
Кстати
В печати можно встретить разное написание: «кешбэк» или «кэшбэк», иногда даже «кэш бэк». Однако по-русски это слово правильно пишется с первой буквой «е» — «кешбэк». Об этом, опираясь на академические нормы, сообщает справочная служба сервиса Грамота.ру

Как начисляется и используется кешбэк

Система возврата денег или бонусов устроена так:
  1. Банк или кешбэк-сервис открывает партнерскую программу с продавцами разных товаров и услуг, обещая привлечь к ним держателей карт. 
  2. За расширение аудитории за счет пользователей банка продавец отчисляет ему комиссию в виде оговоренного процента с каждой покупки. 
  3. Банк или сервис, получив комиссию, дарит ее часть покупателю — возвращает в том или ином виде на карту.
  4. Полученные денежные возвраты или баллы покупатель копит или расходует в порядке, указанном в правилах кешбэк-программы.
Наверняка многие из вас уже десятки раз получали кешбэк, ведь для этого сейчас есть множество возможностей. Его можно получить при оплате картой в обычном супермаркете или при покупке онлайн. Вы платите картой или смартфоном и через какое-то время получаете возврат части потраченной суммы на карту. 
Если первые кешбэк-программы проводились банками для вовлечения клиентов в безналичные формы платежей, то сейчас убеждать никого в удобстве и пользе банковской карты не нужно. Поэтому кешбэк стали использовать шире, чем раньше.
Например, кешбэк сейчас можно получать не только от банка, но и от самого магазина или торговой сети. Это часть системы лояльности — чтобы покупатель чаще и охотнее приходил в эту сеть, а не к конкурентам. Есть и смешанный вариант — когда покупатель может получить бонусы или возврат части средств и от банка, и от продавца.
Уже работают специальные кешбэк-сервисы, которые сотрудничают с сотнями продавцов, предоставляя пользователям выгодные условия на тысячи товаров и услуг. 
Поскольку скидки в тех или иных формах всегда популярны, кешбэк используют даже в государственных программах. Например, для стимулирования внутреннего туризма в России была разработана программа возврата части средств, потраченных на билеты и проживание.
Организаторы таких программ хотят, чтобы человек, получив кешбэк, возвращался к ним, а не расходовал деньги где-то в другом месте. Именно поэтому возврат средств происходит не только в денежной, но и в другой форме.

Какие категории кешбэка существуют

Формально существуют три вида кешбэка — процент от покупки, бонусы или баллы и мили.
Процент от покупки
Базовая форма — покупателю на карту возвращается часть суммы от оплаченной покупки. 
Если покупка была не прямой, а проводилась через кешбэк-сервис, то деньги зачисляются не на карту, а на счет. Потом они выводятся на баланс телефона, банковскую карту или в электронный кошелек. 
Бонусные баллы
Вместо денег можно получить бонусы или баллы на следующие покупки у того же продавца. Как правило, один бонусный балл приравнивается к одному рублю, но иногда бывают и другие соотношения.
Баллы или бонусы редко бывают бессрочными: чтобы стимулировать покупателя приобретать товары или услуги снова, на возможность использования баллов устанавливается определенный срок, по истечении которого баллы или бонусы сгорают.
Мили
Этот вид кешбэка используют компании-перевозчики. Они начисляют бонусные баллы, которые называют милями, за покупку билетов и дополнительных сервисов. У многих перевозчиков есть партнеры — отели, магазины для туристов или рестораны. За покупки у них тоже начисляются бонусные мили.
Если мили не потратить, они сгорят. Правда, иногда компании позволяют переводить или дарить свои мили другим участникам программы.

Где и как еще применяется кешбэк

Не всегда то, что зовется кешбэком, им является. Часто этим словом называют привычные накопительные программы формата «Купи пять товаров, получи шестой бесплатно!».
Например, сеть кофеен предлагает нечто подобное с определенным напитком, как бы возвращая часть прошлых покупок товаром. Да, это скидка постфактум, очень похожая на кешбэк. Но формально это не он — просто продавец использует модное слово для привлечения клиентов.
Возврат в форме товара завершает цепочку операций между покупателем и продавцом: кофе можно выпить и больше никогда не вернуться к продавцу. А специфика кешбэка в том, что покупателю возвращаются средства, которые он снова вложит в покупку у того же продавца или банка. То есть кешбэк стимулирует продолжать покупки.
Но все же и такие формы возврата используются для удержания покупателя. Например, онлайн-сервисы продают свою подписку на полгода или год, предлагая в качестве бонуса пробный доступ к каким-то услугам или другим площадкам. Еще может быть предложен кешбэк на следующую подписку.
Банки и финансовые учреждения, имея партнерские программы с разными продавцами, могут использовать кешбэк как подарок лояльным клиентам. 

Почему кешбэк выгоден банкам и продавцам

Может казаться, что магазинам или банкам возврат части уже оплаченных товаров не очень выгоден. Но вряд ли кто-то поверит, что онлайн-площадки, операторы розничной торговли и финансовые учреждения будут делать что-то себе в убыток. Выгода в такой системе есть у всех ее участников:
  • Покупатели. Их интерес — в экономии на покупках и возможности, соответственно, покупать больше тех товаров, которые в ином случае они не могли бы себе позволить.
  • Банки, платежные системы и финансовые организации. Они стремятся нарастить оборот через кредитные, дебетовые карты или системы переводов. 
  • Продавцы товаров и услуг. Их выгода — в получении новой аудитории от партнеров и в том, чтобы удержать постоянных покупателей, позволяя им увеличить средний чек или частоту покупок.
  • Онлайн-продавцы. Кешбэк для них — простой и эффективный канал привлечения трафика.
Основные категории бизнеса, которые успешно используют кешбэк-программы:
  • Гостиницы. Программы такого типа, хоть государственные, хоть частные, позволяют сезонному бизнесу привлечь и удержать клиентскую аудиторию. Операторы могут управлять загрузкой в низкий сезон, предлагая хорошие условия и возвраты в периоды, когда загрузка отелей минимальна. Потребителям выгодно тратить такой кешбэк в высокий сезон, когда цены ощутимо растут. 
  • Автозаправки. Заинтересованы в том, чтобы удерживать постоянных клиентов: те куда охотнее будут заправляться на любой АЗС сети с применением кешбэка, получая дополнительные бонусы вроде контроля за расходом топлива, бесплатного кофе, баллов на покупки.
  • ЖКХ-сервисы. Не такая уж частая категория в кешбэк-программах, но даже небольшой процент возврата в ней может быть выгоден для обычных людей. Вряд ли можно говорить о серьезной выгоде для служб ЖКХ и банков, но это все же формирует их имидж, как заботящихся о клиентах.

Откуда берутся деньги на кешбэк

Ответ на этот вопрос следует из главной выгоды для всех, кто предлагает кешбэк — и продавцы, и сервисы, и банки получают численное увеличение аудитории и рост оборота. Поэтому деньги на финансовую систему берутся из:
  • роста оборота операций по картам;
  • комиссий платежных систем, которые те выплачивают банкам за безналичные операции;
  • привлечения клиентских денег в другие программы — когда человеку выгодно пользоваться конкретной банковской картой, растут шансы на то, что он оформит вклады или запросит другие услуги в том же банке.

Как получать больше кешбэка

Понятно, что никто не работает себе в убыток. Кешбэк-программы имеют свои ограничения, обусловленные банковскими лимитами, условиями тарифа карты и конкретными программами.
Иногда кешбэк имеет ограниченный срок использования, иногда — потолок в рублевом выражении, например можно получить не более 5000 рублей или баллов в месяц.
Но получать больше кешбэка и выгод можно. Вот несколько советов:
  • Постоянно анализируйте расходы: это важно не только для разумного потребления, но и для того, чтобы понять, какие категории товаров вы покупаете чаще всего.
  • Исходя из фактических или планируемых расходов, назначайте любимые категории в личном кабинете банковского приложения, чтобы получать по ним повышенный кешбэк. При необходимости можно перенастраивать эти категории ежемесячно.
  • Сравнивайте предложения разных банков, выбирая карты с выгодным кешбэком в нужных вам категориях. Используйте несколько карт, каждая из которых имеет свои пользовательские плюсы.
  • Изучайте условия начисления кешбэка и тарифы выбранной карты — важно, чтобы доход от этой опции превышал возможные банковские комиссии. Тогда вы в плюсе!
  • Отслеживайте акции, специальные предложения и обновления списков продавцов в приложениях или на сайте банка.
  • В стремлении получать максимальные возвраты средств не тратьте слишком много на ненужные вам покупки — все-таки карта с кешбэком нужна для экономии.

Что можно сделать?

Участвовать в акции Food.ru, благодаря которой вы можете получить 2000 Апельсинок на свою карту лояльности «X5 Клуба» за авторский рецепт для нашего сайта. 

Советы, как грамотно спланировать бюджет для полноценного рациона:

Аватар автора

Автор: ,
кулинарный редактор Food.ru

Понравился материал?
Сохранить:
Оценить:
Рассказать друзьям:
    Комментарии(0)
    Будьте первым, кто оставит комментарий
    Хотите прокомментировать?
    Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы

    почитать еще

    Читают сейчас
    Скачайте мобильное приложение FOOD.RU: рецепты всегда с вами!
    App StoreGoogle PlayRuStoreAppGallery
    Главная в мобильном приложении