3 пищевые привычки, которые нужно привить до трех лет
/ И как с этим поможет педагогический прикорм
Масару Ибука, автор книги «После трех уже поздно», уверен: все самое важное нужно вкладывать в сознание ребенка в первые три года жизни. И хотя эта теория спорная, в ней есть рациональное зерно. Привить ребенку здоровые пищевые привычки в год-два гораздо легче, чем позже подмешивать зеленый горошек в мороженое в попытке накормить подростка овощами.
1. Есть, когда голоден
Некоторые взрослые готовы съесть три порции оладий на завтрак, а на ужин ограничиться стаканом молока. Кто-то завтракает бананом, но в обед съедает первое, второе и салат. То же и у детей. Поэтому важно формировать их здоровый пищевой интерес, учитывая личные особенности и запросы.
Дети сами знают, когда хотят есть: режим питания важен, но нужно следить за потребностями. Только с их учетом возможно настроить процесс введения прикорма и сформировать здоровое отношение малыша к еде.
По рекомендациям Союза педиатров России, в рационе детей от года до трех должны ежедневно присутствовать: овощи, фрукты, мясо, молочные и кисломолочные продукты, хлеб, крупы, растительное и сливочное масла. Рыбу и яйца можно включать в рацион два-три раза в неделю.
Также в рационе должны быть белки, жиры, углеводы — сложные и простые. Оптимальным считается соотношение 1:1:4. В среднем дети от года до полутора лет должны получать в день около 1000–1200 г пищи, в возрасте до трех лет — 1200–1500 г. Один прием составляет примерно 300–350 г.
Список запрещенных продуктов для детей от одного до трех лет:
- грибы;
- закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты;
- консервированные продукты домашнего приготовления;
- консервированные продукты в томатном соусе;
- сухие концентраты для приготовления гарниров;
- острые соусы, горчица, хрен, перец, уксус, майонез;
- натуральный кофе;
- соки и напитки в виде сухих концентратов;
- сладкие газированные напитки;
- продукты, содержащие ароматизаторы и красители искусственного происхождения, в том числе жевательная резинка;
- комбинированные жиры;
- торты и пирожные.
2. Пить простую воду
Питьевой режим важен для всех, но не нужно заставлять малыша выпивать по два литра воды в день. Куда важнее следить за качеством питья и помнить: сладкие соки, компоты, газировка, фруктовые йогурты — это больше еда, чем напитки.
Минеральную воду детям младше трех лет пить нельзя. Почки маленького человека не справятся с веществами, которые содержатся в полезной для взрослых минералке. Это касается и обычной бутилированной воды.
Новые данные и наблюдения педиатров говорят: идея, что пить нужно лишь кипяченую воду, ошибочна. На деле кипячение лишает воду кислорода и полезных веществ. А еще увеличивает концентрацию вредных нитратов и ртути, оседающих на дне посуды.
Лучше отдать предпочтение воде из бутылок с маркировкой «детская». Это вовсе не маркетинговый ход. Такая вода проходит более тщательную очистку, а микро- и макроэлементы сбалансированы под потребности детского организма.
Расчет потребности в воде для ребенка от года до трех: 100 мл воды на килограмм массы тела. То есть в три года малыш весом в 15 кг должен потреблять полтора литра воды. Сюда также входят супы, чай и другие жидкие продукты.
Возьмите за правило перед домашними делами или походом на развивающие кружки давать малышу пару глотков воды. Это активизирует работу мозга, и обучение станет эффективнее. А еще поможет сформировать здоровый пищевой интерес: привычка пить по чуть-чуть, но регулярно, научит ребенка четче различать жажду и голод.
Диетолог рассказала о питьевом режиме3. Не кусочничать
Согласно нормам, малышам от года до трех нужны пять приемов пищи в день: три основных и два перекуса. Задача родителей — оставить в открытом доступе продукты, которыми можно «легально» кусочничать.
Пять вариантов полезных перекусов для детей:
- Фруктово-ягодный шашлычок. Достаточно нанизать кусочки фруктов и ягод на шпажки, чтобы сделать блюдо привлекательнее.
- Овощные палочки. Не раскладывайте нарезанные овощи на тарелке, а аккуратно соберите в букет: малышу будет удобно держать эти полезные продукты под рукой во время игр или просмотра мультфильмов.
- Фруктовые чипсы. Отличная альтернатива вредным соленым картофельным и кукурузным. Приготовить их можно и в домашних условиях.
- Батончики из гранолы с сухофруктами. Запас можно сделать на месяц вперед и хранить в сумке на случай дальней поездки или долгой прогулки.
- Овощные спринг-роллы из рисовой бумаги. Лаваш для малышей — слишком тяжелая пища, а вот рисовая бумага вполне подходит. В нее можно завернуть не только овощи, но и сыр, курицу или индейку.
Важно не запрещать какие-то продукты, а органично вписывать их в рацион, иначе ограничение будет лишь увеличивать пищевой интерес ребенка к вредной пище. А потом, например, в период подросткового гормонального бума, этот «спящий» пищевой интерес реализует себя в чрезмерном потреблении того, что есть нельзя.
Полезные рецепты для детей 3 летПедагогический прикорм ребенка
Метод введения прикорма, который называют педагогическим, предполагает постепенное знакомство ребенка со «взрослой» едой. Это должна быть пища, вызывающая интерес, и разрешенная педиатром.
Вводя первый прикорм, родители знакомят ребенка с обычной пищей, развивая его пищевой интерес, но не отменяя вскармливания грудью или смесями. Так можно мягко сформировать здоровые пищевые привычки и научить малыша поведению за столом.
Кстати
Всемирная организация здравоохранения говорит о важности кормления грудью примерно до двух лет: до четырех-шести месяцев — в чистом виде, далее — постепенно сокращая дневные кормления и заменяя обычной едой.
Считается, что здорового ребенка можно начинать прикармливать в четыре-шесть месяцев. Педиатры чаще всего называют такие причины для введения прикорма в этом возрасте:
- другая пища не вытесняет кормление грудью, а органично дополняет его — малыш продолжает получать необходимые нутриенты;
- у здорового ребенка уже сформирована микрофлора, и организм готов принять новые продукты;
- проявляется активное любопытство ребенка и интерес к еде, если начать прикорм позже, есть вероятность, что пищевой интерес у ребенка снизится вместе с жевательными навыками.
Прикорм грудного ребенка рекомендован Национальной программой оптимизации питания детей младше года в РФ и входит в практики, рекомендованные ВОЗ. Если вводить прикорм аккуратно и мягко, к трем годам у ребенка сформируются навыки питания, интерес к разнообразной пище, собственные вкусы.
Вводить прикорм нужно по следующим принципам:
- Начинать процесс введения прикорма лучше с пюрированной пищи.
- На момент введения прикорма ребенок должен был спокоен и здоров: прикорм ребенка — не тяжкая ноша, которая должна вызывать неприятные ощущения.
- Вводите новые продукты постепенно, выждите несколько часов, чтобы убедиться в отсутствии аллергии. Если все хорошо, продолжайте прикорм ребенка, через день-два включая следующие новые продукты.
- По мере привыкания к пюре можно вводить прикорм с мягкими кусочками пищи. Вообще, для органичного введения прикорма можно использовать любые продукты в том виде, который нравится ребенку.
- Новые продукты можно выбирать произвольно — правил нет, кроме списка того, что младенцам запрещено.
- Введение в прикорм разных продуктов должно быть постепенным, в малых дозах — начните вводить прикорм с половины чайной ложки. Так можно почти сразу увидеть, какие новые продукты вызывают пищевой интерес у ребенка, а какие не нравятся.
- Применяйте индивидуальный подход и не начинайте введение прикорма без согласия педиатра — врач подскажет, с каких продуктов лучше начинать. Например, введение в прикорм рисовой каши обычно рекомендуют при жидком стуле, а овощей и фруктов — при частых запорах.
Кроме введения прикорма, помните главное: пищевые предпочтения ребенка растут из пищевой традиции семьи. Странно вводить правильный прикорм ребенка, приучая его к фруктам и овощам, если родители едят бутерброды, шоколад и чипсы. Начните с себя, покажите ребенку пример здоровых пищевых пристрастий.
Как и когда вводить прикорм и все сделать правильноЧто можно сделать?
Составить детское меню на неделю и купить все необходимые продукты. Приобрести новые яркие предметы для еды — детские приборы, пеструю кружку и яркую тарелку, чтобы ребенок проявил интерес к еде или захотел пить воду. И конечно, сообщить бабушкам и дедушкам, что конфеты и мороженое — это не самый здоровый перекус.
А вы согласны, что важные привычки нужно формировать у ребенка до трех лет? Расскажите в комментариях.
Узнайте больше о питании детей:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы
почитать еще

правильный подход
Почему ребенок пишет зеркально и что с этим делать
Многие родители замечают, что ребенок пишет буквы не слева направо, как большинство, а наоборот — справа налево, а иногда даже снизу вверх. Такое письмо называют зеркальным, или «почерком Леонардо» — по имени великого изобретателя Леонардо да Винчи, который тоже писал не как все. Разберемся, с чем связано зеркальное написание букв и как исправить ситуацию.

правильный подход
6 правил идеального перекуса для школьника
Перекусы — важная часть жизни современного человека, и дело не в том, что многие утратили привычку наслаждаться каждым приемом пищи: распорядок дня не оставляет шанса замедлиться и спокойно поесть, даже ребенку. Когда сразу после школы у него кружок по шахматам, а потом бокс и фехтование, уже не до супа, и тут в игру вступают перекусы, разумеется, полезные. Разбираемся, что дать детям на перекус.

правильный подход
Как мотивировать ребенка учиться
У многих детей бывают периоды, когда учиться не хочется. Школа кажется скучной, а знания, которые она дает, — бессмысленными. Чаще всего подобное настроение проходит. А вот если негативное отношение сохраняется, это повод подумать, в чем может быть причина. В статье расскажем о том, как мотивировать детей на учебу и какие проблемы могут скрываться за нежеланием идти в школу.

правильный подход
5 развивающих игр с ребенком без гаджетов
Помочь ребенку лучше усваивать информацию в начальной школе можно с помощью игр. Вместе с Fruittella собрали несколько развивающих занятий, для которых не понадобятся гаджеты, но они подтянут логику, математику или образное мышление. Каждый юный школьник точно справится!

правильный подход
Зачем на уроках спрашивают, что хотел сказать автор
Сегодня в сфере образования все чаще говорят о подходе, который называется аксиологическим и меняет сам взгляд на процесс обучения. В центре этого метода не только знания, но и формирование ценностных ориентиров человека. Ребенок воспринимается как уникальная личность, а ответственность и критическое мышление развиваются через школьные предметы. Расскажем, как работает эта философия на практике и какие инструменты позволяют педагогам раскрывать потенциал каждого школьника.

правильный подход
Где работать студенту во время учебы
В поисковых системах вопрос «Кем работать студенту» очень популярен. Даже повышенной стипендии не хватает на развлечения, книги и игры, поэтому желание заработать дополнительные деньги в свободное от учебы время вполне понятно. Рассказали, как заработать студенту и на что обратить внимание при поиске вакансий.

правильный подход
Как приучить ребенка есть в детском саду
Начало посещения детского сада всегда стресс для малыша: непривычная обстановка, новые люди, незнакомая еда. Поэтому часто случается так, что ребенок не ест детсадовскую пищу. Что делать в ситуации, когда происходит отказ от еды? Можно ли заказать для ребенка отдельное меню в детском саду? Или приносить домашнее и просить воспитателей подогреть? На эти и другие вопросы отвечает доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник лаборатории возрастной нутрициологии ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» Мария Гмошинская.














