«Ложечку за маму, ложечку за папу»
/ Как родители провоцируют РПП у детей и подростковАнорексия, булимия, компульсивное переедание — все это расстройства пищевого поведения, которые в нашем веке диагностируют все чаще. И как ни печально, им подвержены все больше детей и подростков. А виноваты в этом не только СМИ и генетика, но подчас и сами родители. Разобрались вместе с гастроэнтерологом Ольгой Горячевой и психиатром Мариной Гармаш, какие родительские фразы и поведение провоцируют развитие у детей психических расстройств, связанных с едой.
Согласно данным статистики Национальной ассоциации по расстройствам пищевого поведения США, порядка 70 миллионов людей во всем мире борются с РПП прямо сейчас. Самые высокие показатели в Японии, Индии, Аргентине и Израиле.
Исследования показывают, что уже в начальных классах 42% девочек хотят быть стройнее, а среди десятилетних уже 81% боятся быть толстыми. Более того, 46% детей в возрасте 9-11 лет сидят на диетах «время от времени» или «часто». А 37% девочек-подростков голодают, сидят на жесткой диете и самостоятельно вызывают рвоту.
По разным оценкам от 28 до 74% рисков в возникновении РПП связано с генетической наследственностью. Еще в 2019 году были обнаружены общие локусы в генах людей, склонных к РПП. Эти локусы отвечают за метаболизм, а точнее, за его скорость. Ученые предполагают, что у людей, имеющих подобные локусы, может быть нарушена система регуляции сытости и голода.
Детский психиатр клиники DocDeti Марина Гармаш объясняет, что специалисты различают РПП — расстройства пищевого поведения, и РП — расстройства питания.
РПП — это нервная анорексия и нервная булимия, а также их атипичные формы и компульсивное переедание.
РП — это ARFID, или избегающе-ограничительное расстройство питания; руминаторное расстройство; поедание несъедобного или пикацизм.
Гармаш разъясняет:
В основе РПП лежит недовольство собственным весом, фигурой, которое приводит к поведению, направленному на их изменение: ограничительное питание, очищение, компенсаторные физические нагрузки и так далее.
РП же не связаны с недовольством внешним видом, а базируются на чувствительности детей и подростков к определенным типам еды, избирательности в выборе продуктов, отвращении к некоторым текстурам и страхе незнакомой еды.
И если мы говорим про РПП, то это сложная по своей структуре и причинам возникновения группа заболеваний.
Всегда есть риск и соблазн упростить причины возникновения РПП до критики со стороны родителей или транслируемого образа худого тела в СМИ.
Но этиология, то есть причины возникновения этих расстройств — многофакторные:
- генетические причины: у ряда РПП есть генетическая предрасположенность, определенным гены кодируют вероятность возникновения анорексии;
- психологические характеристики конкретного человека и его уязвимости: люди с перфекционизмом, высокими стандартами, тревожностью более склонны к самокритике и сравнению себя с другими, что может приводить к недовольству внешним видом и, как следствие, к соблюдению диет;
- ограничения в питании, соблюдение диет — риск развития РПП. Во-первых, по причине того, что любые ограничения в перспективе и в большинстве случаев ведут к эпизодам переедания, что провоцирует еще большие ограничения. Так возникает замкнутый круг, в итоге приводящий скорее к набору веса и еще большему недовольству человека собой. А во-вторых, есть вероятность, что диеты «включат» гены, ответственные за РПП. Так работают законы эпигенетики;
- пребывание в среде, где ценность человека определяется через его вес и параметры. Так, возникает большая опасность для детей, которые вовлечены в такие виды спорта, как, например, художественная или спортивная гимнастика. Сюда же можно отнести балет. Так как в этих направлениях вес имеет большое значение, определяет успешность, и с раннего возраста создаются сверхтребования к детям и их весу, то пропагандируются ограничения в питании и неусыпный контроль за весом.
Гармаш отмечает:
Родители также могут создать чрезмерное напряжение вокруг темы того, сколько весит ребенок, какой размер одежды носит, сравнивать его со сверстниками. Часто такое происходит еще и оттого, что у родителей есть длительная личная история взаимодействия со своими телом, опыт диет, узкий стандарт в отношении того, как следует выглядеть.
И детский гастроэнтеролог Ольга Горячева также уверена, что РПП встречается все чаще в том числе и потому, что «родители своими действиями и своими речами провоцируют их развитие».
1. «Ты голодный, садись есть», «Опять самую силу не доел»
Эти фразы многие нередко слышали от мам и бабушек, а иногда нет-нет да и говорили детям. Безусловно, у ребенка должен быть определенный режим питания, пять приемов пищи и порции, соответствующие возрастным физиологическим потребностям. Однако родители нередко в своей гиперопеке и тревожности склонны кормить детей насильно, даже когда они не хотят. По словам Горячевой, это чревато тем, что ребенок попросту перестает различать голод и сытость, а это прямой путь к перееданию.
Как правильно?
- малышей до года, находящихся на грудном вскармливании, кормить по требованию, а не по часам;
- детей на ГВ не допаивать водой;
- с началом введения прикорма не заставлять доедать всю положенную по возрасту порцию: ребенок сам знает, когда он уже наелся. Если нужно, он доберет необходимые ему калории маминым молоком;
- не кормить насильно;
- следить, чтобы в детском саду воспитатели не заставляли доедать порцию. У каждого ребенка свой пищевой интерес и свои потребности, и они могут не совпадать с усредненными нормами, предусмотренными для дошкольных учреждений.
2. «Ложечку за маму, ложечку за папу», «Открой ротик — залетит бегемотик»
Привычка накормить любой ценой, под сказки, прибаутки, потешки, мультики, по мнению эксперта, также ведет к РПП. Все просто: когда мы отвлекаем ребенка от самого процесса поедания пищи, нарушается связка мозга и желудка. Мозг, занятый обработкой визуальной или аудиальной информации, попросту не отдает команду, что все, хватит есть. А параллельно с этим формируется вредная привычка, условно говоря, «ужинать под телевизор». Доказано, что во время просмотра кино или развлекательных программ люди съедают намного большие порции.
Как правильно?
- прием пищи — отдельно, развлечения — отдельно;
- предоставлять ребенку максимальную свободу в еде. По возможности, предлагать выбор блюд, учить владению столовыми приборами.
3. «Сначала суп — потом сладкое»
Манипулятивные техники не совместимы, по мнению Горячевой, с едой. Ребенок будет есть не потому, что он проголодался, а потому что в конце его ждет некая награда. Такие действия родителей могут сформировать отвращение к определенным продуктам или приемам пищи. Когда ешь печень, только чтобы получить мороженое, во взрослом возрасте ты и смотреть на нее не захочешь.
Как правильно?
- сладкое — отдельный прием пищи;
- предлагать ребенку разные продукты и блюда, прислушиваться к его вкусовым предпочтениям;
- развивать пищевой интерес мягко и без насилия.
4. «Не ешь эту гадость!»
Родители постоянно пытаются донести до ребенка, что есть еда хорошая и есть плохая. Горячева напоминает, что это неправильно:
Нет плохой еды как таковой, есть неумение ее совмещать, комбинировать, балансировать и так далее.
Как правильно?
- не накладывать строгие запреты на фастфуд и «мусорную еду»: чипсы, сухарики и прочие снеки. Все можно в меру;
- не пытаться пичкать ребенка только полезной едой. Когда у него появится возможность выбирать продукты самому, это может вылиться в чрезмерное злоупотребление всем тем, что было запрещено.
Кроме того, Ольга отмечает, что еще одной причиной развития у детей и подростков РПП и РП может быть то, что дети попросту не видят, как мы едим что-то здоровое и полезное:
Мы пытаемся накормить ребенка брокколи, тыквой, отварной куриной грудкой и другими полезными, на наш взгляд, продуктами, а сами ночью втихаря едим бургеры, потому что это единственное, что осталось в доставке, когда у нас нашлось время поесть
С какой стати ребенок будет рад тому, что сами родители не едят? Нотации и морализаторство не работают, только личный пример может стать импульсом к правильному питанию. Исправить ситуацию можно, введя традицию совместных завтраков, обедов, ужинов.
Исследование, проведенное в 2018 году в JAMA Network Open, показало, что семейные трапезы помогают формированию правильных пищевых привычек. А также выявило, что дети, которые едят за одним столом с родителями, употребялют больше фруктов и овощей, и у них меньше соблазн перекусить бутербродом и выпить газировки. А в статье 2012 года утверждается, что у совместных семейных трапез есть и еще ряд плюсов.
Подростки, которые хотя бы два-три раза в неделю проводят время за совместной едой с семьей, реже курят и употребляют алкоголь, а также имеют более высокие оценки в школе. Кроме того, Горячева настоятельно рекомендует не разделять стол на детский и взрослый и с момента приучения ребенка к еде разрешать ему «воровать еду со своей тарелки».
Гармаш уверена, что в силах родителей не допустить развития РПП и РП у детей.
- Родителям важно понять, что призыв ребенка к диетам и соблюдение их как раз и может привести к формированию РПП. Первая диета часто является спусковым крючком для запуска биологической уязвимости к РПП. Если хотите помочь ребенку и сформировать у него хорошие отношения с едой, лучше снижать значимость внешности и делать акценты на сильных сторонах детей, хвалить за конкретные достижения и успехи в учебе и хобби.
- Стараться избегать разговоров о других людях с позиции хвалы перемен в их внешнем виде из-за уменьшения веса или, напротив, критики того, насколько они потолстели.
- Родителям важно формировать уважительное и доброе отношение к собственному телу, иначе ребенку будет сложно понять, почему он должен принимать свое тело, если родитель придирчиво рассматривает себя в зеркало и критикует свои физические несовершенства. Поэтому если у родителей наблюдаются симптомы РПП, есть очевидная необходимость обращения к специалистам и лечение этого расстройства.
- Большую роль в формировании правильных пищевых привычек играет разнообразие ассортимента продуктов дома. Чаще готовьте вместе, не избегайте десертов и не заменяйте их на низкокалорийные сладости — при такой замене риски переедания существенно выше. Ходите на совместные прогулки или пробуйте разные виды активности.
«Девять истин о расстройствах пищевого поведения» Академии РПП:
- Многие люди, страдающие нарушениями пищевого поведения, внешне выглядят совершенно здоровыми, однако на самом деле могут быть очень больны.
- Семья не ответственна за болезнь, но родственники могут стать лучшими союзниками пациентов и врачей в процессе лечения.
- Диагноз «расстройство пищевого поведения» — это серьезная проблема, нарушающая личное и семейное функционирование человека.
- Расстройство пищевого поведения — это не личный выбор человека, а серьезное, обусловленное рядом причин заболевание.
- Расстройствам пищевого поведения подвержены люди любого пола, возраста, расы, национальности, размера и веса, социально-экономического положения.
- Расстройства пищевого поведения несут в себе риск суицида и осложнения для здоровья.
- И гены, и окружающая среда играют важную роль в развитии расстройств пищевого поведения.
- Сами по себе гены не предопределяют заболеваемость.
- Полное выздоровление при расстройствах пищевого поведения возможно. Ранняя диагностика и вмешательство очень важны для улучшения самочувствия.
Что можно сделать?
Наладить режим питания и обратиться за помощью к специалисту, если самостоятельно справиться с проблемой не получается.
Подробнее о том, как распознать РПП у ребенка и как самим не стать причиной расстройств пищевого поведения у детей:
Комментарии(2)
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы
Елизавета Л.
РПП штука страшная ,хотя и не всегда связано с похудением..У меня было абсолютное отвращение о еды,хотя не волновало состояние фигуры/вес.
Очень много кормили насильно,потом рвало,от переполненного желудка. Так и сохранилось,стоит поесть сразу тошнота(непроизвольная).
Диагноз ставили рпп,но не лечили(родители были против,как так,ребенок псих,позор)Так и живем
Яна М.
было было
дошло до рпп,про которое я рассказала только близким друзьям и сама смогла с ним справиться