Как соблюдали пост на Руси
/ Привычки и традицииРелигиозный пост — важный период в жизни верующего человека, когда можно искупить грехи и почувствовать себя ближе к Богу. В древней Руси к таким дням относились особенно серьезно. Рассказываем, как раньше постились на Руси христиане и почему несоблюдение поста каралось позором.
Зачем нужен пост
Пост — период воздержания от мирских радостей, который включает отказ от праздных светских развлечений, особую диету и укрепление духовности через молитву. Главная цель этой аскезы — отринуть все мирское и таким образом позаботиться о бессмертной душе. Другими словами, пробудить свою добродетель.
В современном каноне Православной церкви предусмотрено 4 крупных многодневных поста:
- Великий или Даниловский пост
Самый важный и строгий. Его основная часть длится 40 дней, включает Страстную седмицу, дни перед распятием Иисуса Христа, которые заканчиваются его воскрешением на Пасху.
- Петров пост
Второй по важности после Великого. Не имеет фиксированного срока и длится от 8 до 42 дней. Начало поста зависит от дня, на который назначена Пасха, а говение заканчивается всегда 12 июля — в день памяти святых апостолов Петра и Павла.
- Успенский пост
Приурочен к празднику Успения Пресвятой Богородицы. Длится две недели с 14 по 28 августа.
- Рождественский пост
Финальный пост года, который готовит верующих к празднику Рождества Христова. Длится 40 дней и заканчивается в сочельник 6 января.
Есть и 4 малых поста. Они проходят по средам и пятницам, действуют в Крещенский сочельник, в день воздвижения Креста Господня, в день усекновения главы святого Иоанна Крестителя.
Как постились на Руси
Пост всегда был важной частью быта в древней Руси. Любой порядочный христианин строго соблюдал все предписания, даже считал это своей обязанностью. Традиции распространялись на всех независимо от сословия. Постились и бедняки, и богатые и даже князья и цари. Последние подавали пример остальным. А те, кто отказывались следовать священному посту, подвергались общественному порицанию и даже изгонялись из семей.
Подход к посту не был один на всю Русь. Изначально существовало три устава, которые определяли обряды и традиции церковной жизни славян.
- Студийский, названный в честь преподобного Феодора Студита, был более мягок. Он не требовал от верующих истязать тело голоданием и снисходительно относился к тому, если человек отступал от постной диеты.
- Другой устав, Иерусалимский, призывал следовать самой строгой аскезе.
- Афонский был приближен по смыслу к Студийскому.
Сперва христианская церковь отдавала предпочтение Студийскому уставу, но затем баланс сместился в пользу Иерусалимского.
Самым главным постом считался Великий. О нем осталось больше всего документальных свидетельств. Его было принято соблюдать особенно строго в первую и Страстную седмицу. Например, в понедельник и вторник первой седмицы предписывался полный отказ от еды — нельзя было сделать даже глотка воды. То же касалось пятницы и субботы Страстной недели. В остальные дни поста можно было питаться только пищей растительного происхождения.
Как было принято вести себя в дни поста
Пост следовало обязательно встречать в чистоте. Хозяйки тщательно убирали дом, мыли и подметали полы. Вся семья ходила в баню и полностью очищала тело, чтобы подготовить его к аскезе. От супружеского долга тоже предписывалось отказаться.
В первую неделю поста люди старались не выходить из дома, не веселиться, вести себя скромно. Все магазины и питейные заведения также были закрыты. Встретить кого-либо можно было только в храме за усердной молитвой или на причастии.
Что ели на Руси в пост
Владимир Даль в словаре приводит такие данные:
«Постный крестьянский стол: пирог с заварной капустой или с грибами, ломтевой картофель с уксусом, похлебка с груздями, вареный горох, пшенная, ячная, овсяная или гречишная каша, соленые огурцы, грузди и капуста, пареная репа, морковь, свекла в горячем сусле, гороховый кисель с маслом; пироги: репник, морковник, свекольник, грибной с крупою; блины, шанежки, оладьи, мерзлая брусника и клюква с медом; пирог с одной малиной или маковник с медом, орехи, пряники, изюм».
В целом, еда была простой и скромной. В самые строгие дни можно было есть только хлеб, воду и овощи. По большим праздникам разрешалось включить в рацион рыбу.
Для славян пост не являлся каким-то тяжелым испытанием, наоборот, они радостно и ответственно принимали его, как часть религиозной и мирской жизни. Желание очиститься от греха и спасти бессмертную душу напрямую исходило из их веры и помогало стойко переносить этот период.
Несмотря на то что эти времена давно прошли, их влияние продолжает чувствоваться в современной православной церкви.
Что можно сделать?
Узнайте больше о постных блюдах на Food.ru:
Комментарии(1)
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы
Ирина Ч.
Великий пост - Даниловский???? Вот Рождественский называют Филипповским. Петровский пост нестрогий и самый лёгкий. Успенский по строгости близок к Великому, но короче. .