Еда как проверка на зрелость
/ Разбор фильма-сказки «Варвара-краса, длинная коса»Фильмы-сказки, снятые в СССР, помнят и любят многие — не только дети, но и взрослые. Сочетая в себе волшебство и народные традиции, приключения и мораль, они вдохновляют, дарят надежду и веру в добро. Поговорили с коррекционным педагогом-психологом Ольгой Кузнецовой о фильме «Варвара-краса, длинная коса» — и о том, какое значение имеет еда для героев и сюжета.
Про что история
Как и многие другие фильмы-сказки, «Варвара-краса» создана на основе русского фольклора. Сюжет вырос из народной сказки «Морской царь и Василиса Премудрая», хотя версия режиссера Александра Роу отличается от старинных преданий. Благодаря ему, а также автору сценария Михаилу Чуприну и блестящей игре советских актеров, эта сказка обрела уникальность.
Интересный факт
Сам по себе сюжет сказки, на которой основан фильм, очень древний. Варианты этой истории можно найти в разных странах и племенах. Например, во Франции вместо знакомой нам Варвары/Василисы есть Прекрасная Жанетон, вместо подводного царя — Людоед и его жена, но повороты сюжета очень схожи.
Итак, царь Еремей и царица живут в своем тереме. Однажды, возвращаясь домой после осмотра и учета всех владений, царь сталкивается с подводным владыкой по имени Чудо-Юдо. Подводный царь вынуждает Еремея пообещать отдать то, чего он не знает в своем царстве. Дома царь узнает, что жена родила ему ребенка — а значит, родного сына придется отдать.
Однако царь с помощником решают схитрить и подменить наследника престола на чужого ребенка. Но не все происходит так, как задумывал государь, в результате в подводное царство попадают сразу двое: царевич Андрей и подменный рыбацкий сын, которого тоже зовут Андрей.
Оба они сталкиваются с волшебными жителями и проходят через испытания, чтобы сначала добраться до подводного царя, а затем вернуться на землю. Рыбацкий сын в подводном мире встречает Варвару, волшебницу и дочь Чуда-Юда. Молодые люди влюбляются друг в друга, но их ждет долгий путь к счастью.
В народном творчестве блюда и продукты питания играют важную, иногда сакральную, роль. Разберемся, как еда влияет на сюжет и героев истории.
Манная каша, леденец и караваи: еда родом из детства
Как и в любой сказке, в «Варваре-красе» много знакомых традиционных блюд. Одно из них — манная каша, а каша — это и основа рациона, и лакомство, и обрядовое блюдо.
Интересный факт
Манная каша известна на Руси давно, однако она долго была деликатесом, который могут себе позволить только знатные особы. Сейчас же она чаще всего ассоциируется с детским питанием.
В фильме царевич Андрей за обе щеки уплетает огромную порцию вкуснейшей манной каши. Хотя он выглядит взрослым, перед нами восторженный ребенок, обожаемый матерью и придворными. Вокруг него — мир долгого детства: все поют песни, суют игрушки — и даже ложку царевичу подносят прямо ко рту.
Мать очень любит и опекает царевича Андрея — а его отец, кажется, совсем не интересуется сыном. Все свое время он проводит с ребенком рыбака, которого искренне считает своим. Возможно, царица пытается компенсировать отсутствие тепла со стороны отца. Но в какой-то момент заботы оказывается слишком много, а пространства, в котором юный наследник мог бы проявить хотя бы элементарную самостоятельность, не остается совсем.
Еще одна вещь, которая ассоциируется с детством — леденец. Знаменитый петушок на палочке — атрибут праздников и ярмарок, однако в жизни царевича это обыденность. Андрей заедает сладкий леденец сладкой же кашей, вся его жизнь — карнавал и сладости, а для других вкусов и оттенков в ней мало места. В результате царевич эмоционально застревает в детском состоянии — из которого так и не сможет выбраться даже после сложнейших испытаний.
В сказке есть и другая праздничная еда — именинные караваи. Но они совсем не похожи на традиционный обрядовый хлеб, как мы его представляем.
Важно
К сожалению, нам не удалось найти оригинальные рецепты караваев из фильма. Но специально для этой статьи мы подготовили другой: настоящий именинный каравай. Испеките его: будет точно вкусно и почти как в сказке.
«Как на Чудины именины испекли пирог из глины» — поют придворные пираты. Однако каравай подводного владыки больше напоминает торт, сделан в виде головы Чуда-Юда — выглядит необычно, даже страшновато. Но на деле это сочный и нежный торт, да и сам Чудо-Юдо совсем не страшный, скорее — смешной и милый старичок.
Подводный царь доверчив: всерьез воспринимает слова Андрея-царевича о том, что рыбацкий сын хочет отнять у него все царство — но это совсем его не огорчает. Зато он в ужасе от того, что его дочь Варвару могут забрать от него на землю к людям. Чудо-Юдо очень любит ее и заботится о ней, как может. Однако ему трудно принять тот факт, что Варвара уже выросла, у нее есть свои желания и планы на будущее.
Второй каравай, который испекли для царевича Андрея, сделан в форме царских теремов со съедобными стенами, крышей и огромным количеством крема. Возвратившись обратно, царевич зажил своей прежней жизнью. К сожалению, похоже, что он воспринимает все королевство как свой именинный торт-каравай — как источник удовольствия, а не то, о чем нужно заботиться.
В отличие от царевича, Андрей-рыбацкий сын и Варвара-краса проходят через испытания и проявляют зрелось, доброту и храбрость. Они способны сами выбирать свой путь — и у них есть все, чтобы они смогли идти по нему вместе.
Вода и соленья: еда как способ навязать свою волю
Вода играет большую роль в сюжете, это связующее звено между двумя мирами — царством подводного царя и надземным миром.
Все начинается с того, что уставший от долгой дороги царь Еремей захотел напиться из колодца. Царь добродушный человек, однако он нетерпелив и импульсивен. Со своей свитой он возвращается домой, истратив все запасы, и по прибытии разочаровывается в том, что делал. Царя мучает жажда, но он отказывается потерпеть, несмотря на просьбы своего советника — поэтому смело и в полном одиночестве идет в глухой лес и видит там колодец. Еремей бросается ловить чудесный ковшик, плавающий на поверхности. Он даже не задумывается, что за странная сила с ним играет и заставляет волшебную посуду не даваться в руки. В результате он сам становится объектом охоты: его ловит за бороду подводный царь Чудо-Юдо.
Когда пришло время отправлять «подложного» царевича ко дворцу Чуды-Юды, вместо того, чтобы прямо рассказать юноше о долге, его отец со своим советником снова пускаются на хитрость. Соленые огурцы, пряная селедка и солонина — всем этим царевича угощают не для радости: царю и советнику нужно, чтобы юноше захотелось пить вдали от дома.
Возможно, Еремею кажется, что так можно избавиться от проблем: будет спокойнее, если никто ничего не узнает. И лишь в самом конце, когда царевич падает в колодец, царь внезапно задумывается «А хорошо ли это?».
Через любую водную поверхность Чудо-Юдо может проникать в надводный мир, будь то речка или царская умывальня. Заглядывая в воду, царь Еремей видит в ней лицо подводного царя, словно свое отражение. И действительно, они похожи друг на друга и во многих моментах ведут себя одинаково.
Оба царя очень любят своих детей и боятся за них, что совершенно естественно. Однако, чтобы избежать расставания, оба манипулируют, в ход идут ложь и запреты — только бы удержать рядом с собой. У обоих не получается, но это и к лучшему: как бы ни была сильна любовь к детям, приходит время отпустить их во внешний мир. Для ребенка нет лучшего подарка на дорогу в жизнь, чем честность и доверие родителей к нему. Еще ценнее, если мать и отец смогут увидеть и принять детей такими, как есть. Иногда — пережить разочарование, но все равно суметь полюбить: только тогда и возможна новая встреча и подлинная близость.
Сепарация — естественный процесс. Начинается примерно в три года, когда ребенок постепенно осознает, что он отдельный человек и его желания могут не совпадать с тем, что хотят родители. Наступает важный кризис: ребенок, как умеет, пытается отстаивать свои желания, появляется все больше свободы, расширяются социальные связи, а родители перестают быть единственно важными людьми в его жизни. Сепарация заканчивается примерно к 18-20 годам, когда человек окончательно обретает самостоятельность. А значит, умеет принимать решения осознанно и нести ответственность за последствия, опирается на близкие лично ему ценности, может не соглашаться с родителями и открыто выражать свою позицию.
В сепарации участвуют и дети, и их родители. Важно, чтобы обе стороны помнили: отдаление и уход ребенка в свою жизнь — это нормально. Задача родителей — как бы ни было сложно, отпустить. Так, Чудо-Юдо не сразу и со слезами, но отпускает Варвару жить на суше. А вот царевич Андрей не смог пройти сепарацию, и продолжает пребывать в уютном, но затянувшимся детстве.
Морковь и мед: когда еда нужна, чтобы выразить благодарность и идти дальше
Попав в подводный мир, оба Андрея встречают волшебницу — старушку из пенька. Она дает каждому юноше морковь и липовый мед, без которых нельзя добраться до места, где живет Чудо-Юдо. Дары нужно было передать помощникам на пути — волшебному ослу и медвежатам-паромщикам.
Интересный факт
И морковь, и мед — давно известные у славян продукты. С ними связаны разные обычаи народов, населявших территорию Руси. Например, есть легенда, что племена кривичей клали морковь в погребальную лодку вместе с умершим, а затем поджигали. Считалось, что морковь будет служить ему пищей в загробном мире.
С медом связана другая легенда. Считается, что существовал народный обычай «отдавать водяному» — бросать в воду первый или лучший улей, приносить в жертву мед. Предполагалось, что за это водяной охранял пасеки.
Юноши по-разному распоряжаются дарами. Царевич не оставляет ни моркови, ни меда для волшебных зверей, съедает все сам. Однако благодаря упорству и хитрости все-таки попадает ко двору подводного государя. Похоже, он думает, что все, что происходит — происходит только ради него, а мир — источник страха или удовольствия, как для маленького ребенка. Поэтому он невнимателен к обитателям волшебного мира, ему сложно проявлять к ним искренний интерес и сочувствие.
Другой Андрей, рыбак, совершенно спокойно относится к дарам. Он принимает их с искренней благодарностью и передает тем, для кого они предназначены. Он не задумывается об их ценности лично для себя, зато доволен, что смог порадовать других. Позднее Андрей узнает любимую Варвару среди одинаковых на первый взгляд голубок. А значит, он достаточно эмпатичен и внимателен, чтобы заметить, что отличает ее от всех остальных. Умение понимать свои и чужие эмоции, забота, чуткость, осознание ценности других — так проявляются по-настоящему зрелые люди.
Последствия разного подхода к дарам поджидают юношей на обратном пути. Как обычно бывает в волшебных сказках, благодарные звери помогают вежливому Андрею-рыбаку и их любимице Варваре, а «упитанному, но невоспитанному» Андрею-царевичу стараются помешать и замедлить его продвижение. В результате все получили то, что логично следовало из больших и маленьких решений, которые принимали герои и героини. Всем ли хватит смелости взять на себя ответственность за это? Возможно, да, просто некоторым потребуется больше времени.
Что можно сделать?
Провести время с родными. Хотя сепарация — важный и неизбежный этап в отношениях детей и родителей, возможность научиться слышать друг друга остается всегда. А мы подскажем, как это сделать: собрали идеи семейных традиций, которые помогут стать ближе.
Узнайте больше о любимых книгах, сказках и мультфильмах на Food.ru:
Изображения, использованные в статье, были взяты из фильма «Варвара-краса, длинная коса»: https://rutube.ru/video/29e6867ee06597b5bc976f1a296a07ad/
Комментарии(2)
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы
Влада Б.
отличный разбор любимой сказки,
благодарю 🌹🌹🌹
Елена Н.
отличная сказка 👍 спасибо