Что такое техника рисования эбру
/ Как и зачем ею заниматьсяЭбру — это техника рисования на воде особыми красками, а полученные узоры можно переносить на бумагу, ткань, дерево или керамику. Каждый рисунок выходит авторским и неповторимым, а само рисование нередко сравнивают с медитацией. Рассказываем, откуда к нам пришла эта техника и как можно ее освоить.
История эбру
Точно не определено, кто придумал оригинальный стиль живописи. Нередко вспоминают японских монахов XII века и их особое рисование «cуминагаши», что переводится как «плавающие чернила». Нечто похожее на эбру было в искусстве Древней Индии и Персии.
Но поскольку по факту самое древнее произведение в стиле эбру датировано 1554 годом и находится в Турции, то эта техника официально признана турецкой. С 2014 года эбру включено в список нематериального наследия человечества ЮНЕСКО.
В древнем подвиде тюркского языка слово ebre означает «волнообразный». В арабском языке есть понятие ab-ru, переводимое как «вода для лица», а персидское ebri означает «облако».
В современном варианте термин «эбру» переводят как «искусство облаков» — такое толкование распространено в Турции, где техника особенно популярна.
Какие понадобятся материалы и инструменты
Для работы в технике эбру не нужны экзотические материалы и инструменты. Хотя есть и некоторые особенности, весь инвентарь найдется в магазинах для творчества.
Загуститель
Рисование красками на обычной воде вряд ли возможно: жидкость должна быть плотной, чтобы краски не тонули и не расплывались по поверхности. Поэтому потребуется загуститель — обычно это экстракт каучуконосного дерева гевеи.
Совет
Вместо гевеи можно использовать загустители на основе крахмала, желатина или агар-агар.
Краски
Краски должны быть менее плотными, чем раствор для жидкой основы. Новичкам часто рекомендуют начинать с акриловых или масляных красок, смешанных с растворителем. В продаже имеются специальные наборы красок для эбру.
Кисти
Рекомендуется использовать натуральные кисти, лучше из конского волоса. Их толщина и форма могут быть разными в зависимости от концепции рисунка и техники его создания.
Важно
Для каждого используемого цвета требуется отдельная кисть.
Емкость для жидкости
Поддон должен быть прямоугольным и иметь бортики не ниже трех сантиметров — это позволит работать, не расплескивая содержимое. Размер емкости должен быть таким, чтобы на поверхность жидкости легко укладывался бумажный лист формата А4.
Гребни
Плоский гребень с иглами распределяет краски по жидкой основе. Рекомендуется иметь несколько разных гребней, чтобы не отвлекаться на их мытье и очистку после работы с каждым цветом.
Шило
Шилом создают мелкие элементы: точки, линии и завитки. При смене цветов кончик шила нужно протирать от остатков предыдущей краски. Кроме шила для тех же целей используют шпажки, зубочистки, спички или вязальные спицы. Выбор зависит от толщины требуемого узора и привычек художника.
Бумага
В технике эбру используется, как правило, грунтованная бумага: матовая, не глянцевая и не мелованная. Бумага для акварели не годится: она имеет фактурную поверхность и иногда покрывается специальной пропиткой, что затрудняет перенос красок на лист.
Пошаговая техника работы
Работа происходит в несколько этапов.
- Подготовка воды. Жидкая основа для работы — это смесь воды и загустителя. Ее заливают в специальный поддон так, чтобы лист бумаги было удобно класть и вынимать пинцетом или пальцами.
- Подготовка красок. Нужные цвета разводят в отдельных емкостях и помещают на рабочую поверхность. Рядом раскладывают кисточки, гребни, шила.
- Создание фона. Фон обычно делают из красок одного-двух цветов или оттенков. Стандартная техника создания фона — аккуратно побрызгать краски на водную основу кисточкой. Далее брызги разводят по основе гребнем: разная механика движений гребня позволяет создавать гладкие или текстурные фоны.
- Основное рисование. Кисти окунают по очереди в краски разных цветов и брызгают каплями на основу. После формируют узор, растягивая инструментами краску в различные линии, завитки, орнаменты. Главное — сохранять границы между каплями, чтобы разные цвета не смешивались на поверхности.
Совет
Новичкам лучше начинать с простых рисунков: кругов, овалов или волн. По мере овладения мастерством рисование на воде можно усложнять, превращая капли в разные фигуры и орнаменты.
- Перенос рисунка на поверхность. Чтобы перенести рисунок на бумагу, нужно аккуратно, стараясь на смазать изображение, приложить к рисунку на воде лист бумаги. Чтобы узор перенесся на бумагу, нужно немного подождать. Если бумажные края стали подниматься — значит, краски впитались и узор уже перенесен.
- Сушка. Картины сушат горизонтально, чтобы краски не «плыли». Нужно уложить лист на ровную поверхность и можно чуть подсушить его феном, но только не на горячем режиме.
Важно
Чтобы картина выглядела законченной, поместите ее в раму. Мастера эбру обычно рекомендуют выбирать багет цвета, который есть на рисунке, или в нейтральных тонах.
Разновидности техники эбру
За века развития в этом своеобразном искусстве возникло множество разных стилей и направлений. Расскажем о самых популярных из них.
Баттал (Battal Ebru)
Крупные капли краски разбрызгиваются на основу широкими движениями. Полученный узор выходит красочным и спонтанным, затем переносится на бумагу без доработки. Существуют подвиды баттал с разными техническими нюансами нанесения красок.
Осветленное эбру
Части готового рисунка высветляются или же в краску добавляется вода, чтобы получить пастельные оттенки. Такой вид эбру используют, создавая фоны для каллиграфии или леттеринга.
Шаль эбру (Şal Ebrusu)
Рисунок формируется так, чтобы имитировать орнаменты турецких и восточных шалей. Сложные переплетающиеся узоры получаются за счет работы шилом.
Хатип эбру (Hatip Ebru)
Полученные в этой технике узоры образуют сложные композиции. Краску разных цветов брызгают на основу так, чтобы центры всех капель совпадали. Затем из многослойных капель выводят линии, получая цветочный орнамент.
Тараклы эбру (Taraklı Ebru)
Используя гребень, мастер создает узоры, которые могут выглядеть по-разному, исходя из особенностей самого гребня. Название вида происходит от турецкого слова «тарак» — так зовется соответствующий гребень.
Мастер, окуная гребень в краску, наносит на основу узоры. Близкой, но не идентичной тараклы техникой можно назвать «соловьиное гнездо»: в ней узор прорисовывается шилом или гребнем из разбрызнутых на основу капель.
Вписанное эбру
Сложная техника, похожая на коллажирование. Сначала создается фон, затем на него наносят различные узоры и надписи, часто по трафарету. Такой вид эбру с элементами леттеринга требует опыта, навыка и терпения.
Что можно сделать?
Помнить, что эбру развивает мелкую моторику, тренирует концентрацию внимания и помогает успокоиться и снять стресс. О том, чем еще полезно рисование, можно узнать из нашего специального материала.
Читайте, чему еще можно научиться:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы