Что такое ассамбляж в искусстве
/ И почему каждый может создать работу в этом стилеНаправление окончательно сформировалось в середине XX века как способ художников выйти за рамки привычной живописи и скульптуры. В ассамбляже в ход идет все: от сломанных игрушек и деталей техники до стекла, ткани, дерева и песка. Главное — соединить эти элементы в выразительную объемную композицию. В этой статье мы расскажем, что такое ассамбляж, кто первым использовал этот термин, какие художники работали в этой технике и как попробовать ее дома.
Содержание
Как появился ассамбляж
Ассамбляж, от французского assemblage — сборка, соединение, — художественная техника создания произведений искусства путем комбинирования разнородных объектов и их фрагментов в единую объемную или рельефную композицию. В отличие от плоского коллажа, ассамбляж подчеркнуто трехмерен. Художник выступает здесь не столько создателем новых форм с нуля, сколько «демиургом», который наделяет новым смыслом уже существующие предметы, вырванные из их привычного контекста.
Корни ассамбляжа уходят глубоко в историю искусства. Можно вспомнить натюрморты старых мастеров, где предметы несут символическую нагрузку, или народное творчество с его умением создавать красоту из подручных средств. Однако как осознанный художественный метод он сформировался из волне авангардных течений начала XX века. Кубисты, такие как Пабло Пикассо и Жорж Брак, начали включать в свои картины реальные предметы (обрывки газет, обоев, веревки) и создавать первые гибридные работы на стыке живописи и скульптуры. Знаменитая работа Пикассо «Натюрморт с плетеным стулом» 1912 года с настоящей клеенкой и веревкой — яркий предвестник ассамбляжа.
Дадаисты и сюрреалисты подхватили и развили эту идею. Для них ассамбляж превратился в идеальное оружие против традиционного искусства и буржуазных ценностей, он стал способом шокировать, провоцировать и исследовать бессознательное. Работы Курта Швиттерса, который создавал свои «Мерцбау» из билетов, обрывков, проволоки и мусора, или загадочные, наполненные символами коробки Джозефа Корнелла стали классикой зарождающегося направления. Именно в этот период ассамбляж оформился как самостоятельный и мощный язык визуального искусства.
Кто ввел термин «ассамбляж» в искусство
Хотя практика создания объемных композиций из разных объектов существовала и раньше, сам термин «ассамбляж» в его современном художественном значении был официально введен и популяризирован гораздо позже. Это заслуга французского художника Жана Дюбюффе. В 1953 году он использовал слово «ассамбляж» для описания своих работ, созданных из крыльев бабочек.
Однако решающим моментом стала нью-йоркская выставка 1961 года в Музее современного искусства, куратором которой выступил Уильям Зейтц. Выставка так и называлась — «Искусство ассамбляжа». Именно здесь термин, предложенный французским художником Жаном Дюбюффе, был широко представлен публике и закреплен в словаре визуального современного искусства. Экспозиция включала работы как пионеров — Пикассо, Дюшана, Швиттерса, так и современных на тот момент авторов — Роберта Раушенберга, Луизы Невелсон.
Интересно, что термин «ассамбляж» применяют по отношению не только к изобразительному искусству. В театре он может обозначать метод построения спектакля из разнородных сцен или элементов. В литературе встречается понятие текстового ассамбляжа, когда произведение строится из цитат, документов, разных стилей. В виноделии так называют процесс купажирования — соединения вин из разных сортов винограда или разных урожаев для получения сбалансированного вкуса. В философии — создание сложной структуры из разнородных элементов, также это определение применяют по отношению к одноименной философской концепции.
Тем не менее именно в изобразительном искусстве этот термин приобрел особую глубину — как способ собрать новый образ из фрагментов реальности.
Знаковые художники и произведения в жанре ассамбляжа
Помимо французского художника Жана Дюбюффе, важным представителем ассамбляжа считается Роберт Раушенберг. Его работы, получившие название Combines, сочетали живопись, объекты и фотографии. На своих холстах он размещал все: от велосипедных шин до чучел животных. В 1955 году он создал работу Bed — покрыл краской собственные одеяло, простыню и подушку и повесил на стену. Это стало настоящим манифестом нового подхода к визуальному искусству.
Нельзя не упомянуть и Луизу Невелсон. Она прославилась черными монументальными ассамбляжами из дерева, созданными из ящиков, дверей, архитектурных фрагментов. Скульптор придавала найденным вещам новый порядок и глубину, создавая композиции, отсылающие к архитектуре и мифологии.
Среди других художников — Джозеф Корнелл с его магическими коробками, наполненными старинными куклами, книжными страницами, песком и стеклом; Эдвард Кинхольц с политическими и социальными инсталляциями; Арман, который работал с серийным накоплением предметов (вилок, часов, инструментов) и создавал эффект «археологического среза современности».
Ассамбляж — искусство, доступное каждому
Популярность направления обусловлена его доступностью. В отличие от академического рисунка или масляной живописи, здесь не требуются специальные навыки. Это открытая форма, в которой каждый может выразить собственное видение мира. Поэтому технику все чаще используют в образовательных проектах, арт-терапии, творчестве с детьми и, конечно, в домашнем декоре.
Для создания ассамбляжа в домашних условиях достаточно собрать материалы, которые вызывают эмоциональный отклик: кусочки ткани, пуговицы, винтики, коробки, старые фото, обрезки дерева, стекло, бусины. Основа может быть любой — фанера, холст, картон. Объекты допустимо приклеивать, крепить с помощью булавок, скрепок, ниток, гвоздей, обрабатывать красками или лаками. В результате может получиться что-то совершенно неожиданное.
Некоторые авторы используют ассамбляж в дизайне интерьера, создают арт-объекты из элементов архитектурного декора, строительных материалов, винтажной фурнитуры. Такая работа не только украшает пространство, но и рассказывает свою, порой очень личную, историю.
Важно лишь помнить, что ассамбляж — это не столько про технику, сколько про отношение к миру. Это приглашение к диалогу с предметами, к игре с формой и смыслом, к поиску красоты в случайном.
Что можно сделать?
Провести арт-вечер с друзьями, используя старые вещи: детские поделки, сломанные игрушки, ненужные украшения, собранные в путешествиях камешки, упаковки, билеты, марки, открытки. Такие «вторичные» материалы могут неожиданно обрести художественную ценность.
Узнайте больше о необычных направлениях в искусстве:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы