Как соска влияет на развитие речи и зубов ребенка
/ И когда от нее лучше отказаться
Молодые родители часто сталкиваются с выбором: давать или не давать малышу соску. Есть много стереотипов, связанных с этим вопросом, а избыток противоречивой информации заставляет мам и пап волноваться. Рассказываем, как пустышка действует на формирование речи и зубов малыша, и постараемся развеять популярные заблуждения.
Что общего между использованием пустышки и развитием речи
Когда малыш активно сосет пустышку, он непроизвольно тренирует язык и губы. Эта своеобразная гимнастика позволяет ему подготовиться к успешному освоению разговорной речи. Особенно полезно это в период, когда ребенок начинает пробовать повторять звуки и слоги. Таким образом, использование пустышки становится подготовительным этапом перед началом активного изучения родного языка.
Действительно ли пустышка негативно влияет на развитии речи
Есть утверждение, что долгое использование пустышки мешает развитию речи. Ученые провели ряд исследований и выяснили: если пустышку давать малышу умеренно, вреда для речи практически не будет.
Но большее значение имеют другие факторы. Прежде всего, это качественная речевая среда. Важно, чтобы родители много общались с ребенком, читали вслух, играли с ним. Именно вовлеченность взрослых способствует формированию хорошей речи у детей.
Когда можно отдавать малыша в яслиМожет ли пустышка испортить зубы
Да, такое возможно, но важно учитывать возраст. Проблема возникает, когда ребенку исполняется три, а он продолжает использовать пустышку. Если отказаться от нее раньше, состояние зубов не пострадает.
Привыкание к пустышке — это нормально. У новорожденного есть сосательный инстинкт, который естественным образом ослабевает примерно к двум–четырем годам. В это же время дети переходят от младенческого типа глотания молока, при котором основную работу выполняют губы, к взрослому, включающему активное участие языка и первых зубов. Этот процесс необходим для правильного роста и формирования челюсти.
Долгосрочное увлечение пустышкой может помешать такому переходу. Ребенок, привыкший постоянно держать во рту соску, продолжает неправильно двигать языком при глотании. Вместо того чтобы поднимать кончик к небу, он прижимает его к нижней губе, словно помещая язык между зубами. Одновременно пустышка слегка сдвигает верхнюю челюсть вперед, а губы и щечки оттягиваются назад, уменьшая необходимое давление на зубы. Все это приводят к тому, что зубы начинают двигаться, образуя неправильный прикус.
Чаще всего формируется так называемый открытый прикус, когда верхние зубы выступают вперед. Реже встречаются случаи перекрестного, когда нижние зубы оказываются впереди верхних.
Степень искажения прикуса зависит от длительности и интенсивности сосательной привычки. Чем больше времени ребенок проводит с пустышкой, тем серьезнее изменения.
Глобальный анализ последствий использования пустышек показал такую картину:
- Если ребенку не давать пустышку после двух–трех лет, существенных изменений прикуса не произойдет.
- Риски серьезных дефектов заметно увеличиваются после трех лет, причем наибольшие трудности наблюдаются у детей пяти лет и старше. Например, известно, что пятилетние дети, регулярно пользующиеся пустышкой, сталкиваются с проблемами открытого прикуса почти в 22 раза чаще, чем их сверстники, отказавшиеся от нее вовремя.
- Наиболее выраженные дефекты прикуса формируются у детей, использующих соску более четырех–шести часов в день.
Важно
Опасны и аналогичные привычки вроде длительного сосания пальца. Они тоже могут привести к проблемам с прикусом.
Поможет ли ортодонтическая пустышка избежать проблем с прикусом
Некоторые считают, что особые ортодонтические пустышки менее опасны для детских зубов, чем обычные. Однако научные исследования этого не подтверждают.
Специальные соски для правильного формирования прикуса оказывают на расположение зубов то же влияние, что и традиционные модели. Поэтому вероятность смещения зубов остается одинаковой независимо от формы пустышки.
Почему пальчик хуже, чем пустышка
Иногда родители думают, что если уж давать ребенку что-нибудь сосать, пусть лучше это будет собственный пальчик.
Давайте разберемся, почему малыши не сразу начинают сосать пальцы. В первый месяц жизни грудничкам сложно управлять руками: координация движений у них еще развита слабо. Из-за этого они не могут осознанно поднести ладошку ко рту, их движения случайные и бессистемные. Примерно к началу третьего месяца жизни дети начинают осознавать свои руки, учатся контролировать движения. Сначала рассматривают и изучают кулачки, потом пытаются засунуть их в рот.
Безусловно, своему пальчику ребенок доверяет больше, чем искусственной пустышке. Но постоянное сосание пальцев приводит к негативным последствиям:
- Кожа на руках повреждается, что вызывает дискомфорт и боли.
- Постоянная нагрузка на зубы меняет прикус.
- Избавиться от привычки сосать палец труднее, чем от пустышки. Дело в доступности: пальчики всегда рядом, в отличие от соски, которую легко потерять или забыть.
- Даже самая заботливая мама не сможет круглосуточно отслеживать чистоту рук малыша. А значит, бактерии и грязь обязательно попадут в организм. За гигиеной пустышки следить проще: ее моют и дезинфицируют. Чего нельзя сказать о руках, особенно когда ребенок начинает ползать, вставать, исследовать мир. Потребность успокоиться останется прежней, а грязные пальцы вновь окажутся во рту.
Что можно сделать?
Найти альтернативу пустышке. Например, объятия, сказки или спокойные игры. Если сделать это пока сложно, сократите время использования соски, особенно после того, как ребенку исполнится два года. Тщательно мойте пустышку, чтобы защитить малыша от микробов. Регулярно посещайте стоматолога, чтобы убедиться, что все в порядке, и получить советы по уходу за первыми зубами.
А вы давали ребенку пустышку? Расскажите в комментариях.
Узнайте, как помочь ребенку расти здоровым и счастливым:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы
почитать еще

правильный подход
Почему ребенок пишет зеркально и что с этим делать
Многие родители замечают, что ребенок пишет буквы не слева направо, как большинство, а наоборот — справа налево, а иногда даже снизу вверх. Такое письмо называют зеркальным, или «почерком Леонардо» — по имени великого изобретателя Леонардо да Винчи, который тоже писал не как все. Разберемся, с чем связано зеркальное написание букв и как исправить ситуацию.

правильный подход
6 правил идеального перекуса для школьника
Перекусы — важная часть жизни современного человека, и дело не в том, что многие утратили привычку наслаждаться каждым приемом пищи: распорядок дня не оставляет шанса замедлиться и спокойно поесть, даже ребенку. Когда сразу после школы у него кружок по шахматам, а потом бокс и фехтование, уже не до супа, и тут в игру вступают перекусы, разумеется, полезные. Разбираемся, что дать детям на перекус.

правильный подход
Как мотивировать ребенка учиться
У многих детей бывают периоды, когда учиться не хочется. Школа кажется скучной, а знания, которые она дает, — бессмысленными. Чаще всего подобное настроение проходит. А вот если негативное отношение сохраняется, это повод подумать, в чем может быть причина. В статье расскажем о том, как мотивировать детей на учебу и какие проблемы могут скрываться за нежеланием идти в школу.

правильный подход
5 развивающих игр с ребенком без гаджетов
Помочь ребенку лучше усваивать информацию в начальной школе можно с помощью игр. Вместе с Fruittella собрали несколько развивающих занятий, для которых не понадобятся гаджеты, но они подтянут логику, математику или образное мышление. Каждый юный школьник точно справится!

правильный подход
Зачем на уроках спрашивают, что хотел сказать автор
Сегодня в сфере образования все чаще говорят о подходе, который называется аксиологическим и меняет сам взгляд на процесс обучения. В центре этого метода не только знания, но и формирование ценностных ориентиров человека. Ребенок воспринимается как уникальная личность, а ответственность и критическое мышление развиваются через школьные предметы. Расскажем, как работает эта философия на практике и какие инструменты позволяют педагогам раскрывать потенциал каждого школьника.

правильный подход
Где работать студенту во время учебы
В поисковых системах вопрос «Кем работать студенту» очень популярен. Даже повышенной стипендии не хватает на развлечения, книги и игры, поэтому желание заработать дополнительные деньги в свободное от учебы время вполне понятно. Рассказали, как заработать студенту и на что обратить внимание при поиске вакансий.

правильный подход
Как приучить ребенка есть в детском саду
Начало посещения детского сада всегда стресс для малыша: непривычная обстановка, новые люди, незнакомая еда. Поэтому часто случается так, что ребенок не ест детсадовскую пищу. Что делать в ситуации, когда происходит отказ от еды? Можно ли заказать для ребенка отдельное меню в детском саду? Или приносить домашнее и просить воспитателей подогреть? На эти и другие вопросы отвечает доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник лаборатории возрастной нутрициологии ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» Мария Гмошинская.















