«Это бомба замедленного действия, и однажды она взрывается»

/ Личный опыт борьбы с компульсивным перееданием
Жительница Москвы Ульяна рассказывает: «Первый приступ переедания со мной случился больше трех лет назад. За один присест я могу съесть несколько шоколадок, целый торт и чипсы. Это не предел и, конечно, не повод для гордости. Когда ситуация вышла из-под контроля, я обратилась за помощью к психотерапевту. За полтора года сеансов мое состояние заметно улучшилось, и я готова рассказать свою историю борьбы с РПП».
«Это бомба замедленного действия, и однажды она взрывается» / Личный опыт борьбы с компульсивным перееданием

Причины переедания и группы риска

Компульсивное переедание — пищевое расстройство, которое включено в Международную классификацию болезней. Им чаще страдают женщины и подростки. Мужчины переедают меньше, но если случается, то они не винят себя, а воспринимают как данность.
Если это разовая акция, например, после праздничного застолья — повода беспокоиться нет. Говорить о наличии расстройства пищевого поведения (далее — РПП) есть смысл, если переедания повторяются и вызваны желанием «заесть» стресс, неприятную ситуацию на работе или плохое настроение. Под перееданием понимается прием пищи в неконтролируемых размерах.
Спровоцировать нервный приступ может все что угодно: расставание с партнером, смерть близкого, ссора, критика начальства и даже банальная скука. Еда дает возможность расслабиться и забыться, как наркотик. При этом хочется еще и еще. Приступ обжорства приходит, как правило, не в момент голода. Голод ощущается не в желудке, а в голове.
Основные симптомы компульсивного переедания:
  • Употребление аномально больших порций за короткий промежуток времени;
  • Еда — единственный способ справиться с грустью, тоской, обидой и переживаниями;
  • Отсутствие чувства насыщения. Возможность остановиться — предчувствие рвоты;
  • Потеря контроля над процессом приема пищи. После приступа сложно вспомнить, что было съедено;
  • Желание есть в одиночестве, скрытно. Некоторые отказываются от встреч с друзьями или традиционных семейных посиделок;
  • Чувство вины и отвращения к себе после приема пищи.

Как я стала эмоциональным едоком

Назвать конкретный момент сложно. Просто однажды моей жизнью стала управлять еда: я обнаружила себя за единовременным поеданием чипсов, торта и пачки пельменей. Это похоже на бомбу замедленного действия, и однажды она взрывается. Но есть основные причины.
Семья
В каждой семье есть свои ритуалы, связанные с приемом пищи. В моей сначала нужно съесть суп, потом — второе, а напоследок — чай с десертом. В меня буквально силой засовывали конфеты и торты. Бабушка-диабетик и дедушка-сладкоежка упрашивали меня есть сладкое. Без десерта каждый прием пищи казался незавершенным.
Ограничения
В подростковом возрасте было модно сидеть на диетах. Я спокойно могла неделю есть одну гречку, а потом возвращаться к привычному питанию — это не заканчивалось срывами. А в 18 лет мой парень поставил условие: хочешь быть со мной — похудей. Я сбросила 10 килограммов, а он все еще говорил, что я толстая, запрещал есть десерты и мучное. Тогда я и стала терять связь с собой: перестала есть то, что хочу, активно занималась спортом. Все действия были направлены на то, чтобы удержать возле себя этого человека. Казалось, что кроме него меня никто не полюбит.
Аллергия
Примерно в то же время, у меня началась сильнейшая аллергия. Я съела небольшую порцию фруктов и моментально покрылась крапивницей: чесалось все тело. Аллерголог поставил диагноз: непереносимость фруктозы и сахарозы, и запретил есть все, что содержит сахар. Через пару лет обнаружились новые аллергии, и разрешенных продуктов становилось все меньше.
В первые приступы я объедалась не джанк-фудом, а полезной едой: литр миндального молока, авокадо, пачка сыра, орехи, фрукты. Но с прогрессированием РПП тяга к вредной еде становилась невыносимой, и я стала есть все запрещенные продукты. На удовлетворение приступов уходит не только много сил, но и денег: выбирая между авокадо и чипсами, эмоциональный едок сделает выбор в пользу второго.
Стрессовая работа и выгорание
Несколько лет я работала редактором новостей. Это очень нервная работа с огромным потоком информации и сумасшедшей текучкой. Параллельно я училась в университете, занималась спортом и гордилась своей продуктивностью. А когда появилось больше свободного времени, организм вышел из состояния «выжить любой ценой» и запустил процесс «выгорание». По новому сценарию я выходила из офиса, заряжалась энергией от быстрых углеводов, чтобы как-то доковылять до дома, а потом лежала и ничего не делала. Мой вес рос, я начала сильно отекать, потеть, постоянно чувствовала себя уставшей.
Эмоциональные триггеры
Я долго находилась в абьюзивных отношениях: партнер критиковал мои внешность, стиль и любые проявления индивидуальности. В итоге я почти полностью утратила контакт со своим телом и вместе с психотерапевтом восстанавливаюсь до сих пор. Я ела вследствие стресса, полнела, еще больше от этого расстраивалась, снова объедалась. Из этого замкнутого круга выйти сложно, но можно.

Как справиться с компульсивным перееданием

Компульсивное переедание со мной уже три года. Пожалуй, лишь последние месяцы мне стало легче. Думаю, это накопительный эффект от того, что я уже полтора года хожу на психотерапию, сменила работу, стала больше времени проводить наедине с собой и перестала удерживать токсичных людей. Иногда приступы случаются, но в большинстве случаев мне удается с собой договориться.
Я только на пути к исцелению, но могу поделиться своими эффективными способами управления приступами переедания.
  • Принять. Мой совет: не нужно бороться. Переедание — это симптом. Ваш организм сигнализирует: «Эй, со мной что-то не так!». Мне помогло воспринять переедание как часть меня и относиться к нему с заботой и сочувствием. Прислушайтесь, что хочет сказать ваше тело. Следующий шаг — найти причину.
  • Обратиться за помощью. Советую искать группу поддержки среди людей, которые также пострадали от РПП. В моем окружении таких не нашлось, а друзья не смогли меня понять. Родители говорили: «Да ты всегда ела ненормальное количество сладкого». Парень внушил, что мне недостает силы воли, ведь «можно просто взять и не есть». Да, здоровый человек может остановиться, но не эмоциональный едок.
  • Вести дневник настроения. Эмоциональные переедания потому так и называются: их вызывают эмоции. Часто справиться с приступами не получается, потому что больной отказывается разбираться в своих чувствах. Проживать детские травмы и снять розовые очки страшно и неприятно. Потребуется мужество. Можно начать с малого: прислушиваться к себе в течение дня, чтобы понять, от чего хочется объесться.
Поставьте несколько будильников и спрашивайте себя: что чувствуете, какое настроение, какие эмоции? Можно сверяться с колесом эмоций американского психолога Роберта Плутчика. В конце дня заполняйте дневник настроения. Записывайте, как прошел день: что вас обрадовало, а что — огорчило.
  • Избавиться от ограничений. Как известно: запретный плод сладок. Составьте список продуктов, которыми вы обычно объедаетесь. У меня это чипсы, медовик, глазированные сырки, творожные колечки. А дальше мне помогла техника из книги Светланы Бронниковой «Интуитивное питание». Ее суть — легализовать всю еду. Например, я закупала пирожные в таком количестве, в котором при всем желании не смогла бы съесть. Брала пять упаковок: две съедала, три оставались. И с каждым днем их хотелось все меньше, потому что понимала: они всегда доступны. Нужно разрешить себе есть все.
  • На всякий случай проговорю: человеку с РПП запрещены любые диеты. У вас есть безусловное право есть все, что вы хотите.
  • Составить список приятных дел. Еда — самый простой способ быстро получить удовольствие. Эмоциональные едоки — такие же зависимые люди, как наркоманы или алкоголики. Я не знала других способов получить удовольствие, но в ходе психотерапии начала узнавать себя и находить эти возможности. У меня есть собственный список приятных дел: порисовать, принять ванну с пеной, сходить на массаж, выпить кофе, почитать увлекательный детектив, встретиться с подругой за бокалом вина, поговорить по телефону с родителями, сделать маску для лица
Смешно, но самый успокаивающий и эффективный способ справиться с приступом — сделать уборку. Когда понимаю, что еще пять минут, и я переем, — берусь мыть посуду. Это более быстрый способ замедлиться и «переждать» приступ.
Мой любимый способ восстановления — погулять в одиночестве. Но поначалу каждый выход из дома был чреват тем, что я отправляюсь не в парк смотреть уточек, а в магазин объедаться. Так что прогулки я добавила в список позднее, когда состояние стало стабильнее.
  • Быть себе лучшим другом. Поначалу переедания очень злили меня. Психолог посоветовала представить на моем месте любимого друга. Стала бы я его ругать? Нет. Будьте к себе добрее, ведь вы самый близкий для себя человек, главная опора и поддержка.
Напоследок хочется поддержать людей, которые столкнулись с эмоциональным перееданием. Очень часто кажется, что это никогда не кончится, вы не станете нормальным человеком, ведь вся ваша жизнь сосредоточена вокруг еды. Но когда-нибудь все обязательно наладится. Для этого нужно признать проблему и начать работать со своими эмоциями.

Читайте также

Аватар автора

Автор: ,
кулинарный редактор Food.ru

Понравился материал?
Сохранить:
Оценить:
5
Рейтинг из 3 оценок
Рассказать друзьям:
Комментарии(1)
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы
Анастасия Л.
А как быть человеку, у которого есть запреты в еде по состоянию здоровья? У меня удален желчный пузырь и есть много каких продуктов, которые мой организм не переваривает, однако из-за рпп у меня наступают моменты, когда я обьедаюсь всем запретным, и мой организм начинает бунтовать, ему плохо, я прекращаю, лечусь. Как только все приходит в норму, я начинаю по новой, и так уже 4 года.головой я понимаю, что многие продукты для меня под запретом, но при этом остановиться не могу.
13.06.24 в 14:10

почитать еще

Читают сейчас
Скачайте мобильное приложение FOOD.RU: рецепты всегда с вами!
App StoreGoogle PlayRuStoreAppGallery
Главная в мобильном приложении