Еда в поездах тогда и сейчас

/ От станционных буфетов до вагонов-бистро
Жареная курица, вареные яйца и пирожки с капустой — обязательный набор на поездах дальнего следования, если не хотите остаться голодными. Но почему люди стали брать еду с собой, если существуют вагоны-рестораны? Рассказываем, как развивалась культура питания в поездах и что с ней происходит сейчас.
Еда в поездах тогда и сейчас / От станционных буфетов до вагонов-бистро

Как все начиналось

Появление железных дорог навсегда изменило историю человечества. Первые поезда пугали, но вскоре люди приспособились и оценили важность технического изобретения. Тогда о еде в дороге сложно было подумать. Пассажиры сидели в открытых вагонах и глотали только сажу и пепел от двигателя. Единственные перекусы были доступны только на 20-минутных остановках, во время которых покупали что-нибудь в ближайших лавках. Люди, которые опасались за качество такого питания, брали еду с собой.
Чуть позже в вагонах стали появляться «новостные мальчики» — они продавали газеты, сигареты, конфеты и яблоки в надежде заработать. Но подобная деятельность чаще вызывала публичное недовольство, а детей считали будущими преступниками.
В качестве альтернативы американские железнодорожники задумались о создании станционных ресторанов. Они нанимали подрядчиков, которые организовывали питание для пассажиров. В 1870-х особенно популярной стала сеть ресторанов Fred Harvey Houses, которая предвосхитила систему фастфудов. Пассажирам заранее сообщали, что через две остановки они смогут перекусить у Фреда Харви. Информацию о количестве желающих передавали по телеграфу в ресторан. К моменту остановки еда была готова, но обедать приходилось все еще за пределами поезда.

Кто придумал вагон-ресторан

История знакомых всем вагонов-ресторанов началась примерно в то же время. По легенде, американский промышленник и предприниматель Джордж Мортимер Пульман был настолько недоволен поездкой в поезде, что из-за бессонницы стал продумывать вариант комфортабельного вагона.
В итоге получилось шикарно: огромные окна, удобные спальные места, масляные лампы вместо свеч, дорогая французская обивка и гравюры на стенах. Удовольствие прокатиться в подобном вагоне было не из дешевых, но все равно стало популярным среди американского высшего общества.
На этом Джордж Пульман не остановился. И в 1867 году представил первый вагон-ресторан. Теперь пассажиры могли устроить трапезу прямо в поезде, где на специально оборудованной кухне высококвалифицированные повара готовили блюда отменного качества.
Попадали в вагон-ресторан через коридор-гармошку, который защищал пассажиров от непогоды и летящего пепла. Это нововведение стало первым прототипом тамбуров закрытого типа, которые известны сегодня.

Как обстояли дела в России

До нашей страны подобные новшества дошли лишь в 1896 году. Первый вагон-ресторан в Российской Империи принадлежал «Международному обществу спальных вагонов и скорых европейских поездов» и действовал на «Северном экспрессе», который шел по маршруту Санкт-Петербург — Париж.
В начале поездки пассажирам выдавали билеты на обслуживание в вагоне-ресторане, которое обычно проходило по сеансам. Каждому предлагали стандартное меню, лишь некоторым было позволено самостоятельно выбирать блюда. Для сервировки в вагонах использовали настоящий фарфор, стекло, столовое серебро. Понятно, что подобная роскошь была по карману только дворянам.
На внутренних рейсах доступные вагоны-рестораны появились лишь в XX веке. До тех пор самым популярным вариантом перекуса была еда, заготовленная с собой, и станционные буфеты. Их открывали на всех крупных остановках, где поезд стоял продолжительное время.
Некоторые буфеты получили культовый статус, и пассажиры специально приезжали, чтобы в них отобедать. Большая часть подобных заведений была открыта нэпманами, поэтому после ликвидации НЭП в 1930-х годах советское правительство стало агитировать туристов питаться в поездах.
Вагоны-рестораны открывали только в поездах дальнего следования. Меню было стандартным: первое, второе, холодные закуски, хлебобулочные и кондитерские изделия, напитки. Каждое блюдо предлагали в нескольких вариантах. Питание в поезде стоило чуть больше рубля. Но вокруг вагонов-ресторанов все равно сложился стереотип, что они недоступны простым смертным, да и контингент там специфический.
Пассажиры с детьми по-прежнему предпочитали брать еду из дома, доверяя только своим продуктам. Эта практика настолько укоренилась в нашем культурном коде, что сложно представить поездку в поезде без заботливых тетенек, которые раскладывают снедь и угощают соседей.
Так как популярность вагонов-ресторанов продолжала падать, в 2021 году компания РЖД решила от них отказаться. И приняла новую концепцию питанию. В рамках эксперимента в поездах стали открывать вагоны-бистро, первые — в «Сапсанах».

Чем вагоны-бистро отличаются от вагонов-ресторанов

В вагонах-ресторанах еду готовили из сырых продуктов и полуфабрикатов. Все это происходило на кухне во время движения поезда. Для вагонов-бистро еду готовят на специализированных фабриках, а затем отправляют в поезд в стерильных контейнерах. Это позволяет повысить качество продуктов и контролировать его на всех этапах, а также сократить время ожидания и снизить средний чек.
Пресс-служба РЖД прокомментировала изменения так:
Перед запуском новой концепции питания был проведен опрос пассажиров. Около 40% высказали мнение, что хотят видеть в меню простую домашнюю еду. Пассажиры просили предусмотреть блюда для тех, кто не употребляет в пищу мясо и рыбу. Исходя из результатов опроса, в поезде нужна понятная, доступная по цене, безопасная еда. Наша задача — сделать так, чтобы люди могли поесть с учетом вкусовых предпочтений, финансовых возможностей.
Меню разрабатывали совместно с диетологами и операторами питания, оно должно было быть полезным и демократичным: сытные каши и закуски, питательные супы, сэндвичи и пасты, простые десерты. Полный список блюд доступен на официальном сайте РЖД.

Как еще можно поесть в поезде

Помимо вагонов-бистро, на поездах дальнего следования пассажирам доступна функция доставки еды из городских кафе, которые встречаются по пути.
Чтобы подключить услугу, достаточно заполнить форму заказа при покупке билетов и выбрать пункт «Доставить еду» из перечня на сайте. Доставка будет доступна через приложение РЖД. Сейчас заказ можно сделать из 88 предприятий в 63 населенных пунктах.

Что можно сделать?

Прочитать, какую еду можно взять в самолет, чтобы провести время в пути с комфортом.
А вы как обычно питаетесь в поезде? Расскажите в комментариях.

Читайте о гастрономических путешествиях:

Аватар автора

Автор: ,
кулинарный редактор Food.ru

Понравился материал?
Сохранить:
Оценить:
4
Рейтинг из 2 оценок
Рассказать друзьям:
    Комментарии(0)
    Будьте первым, кто оставит комментарий
    Хотите прокомментировать?
    Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы

    почитать еще

    Читают сейчас
    Скачайте мобильное приложение FOOD.RU: рецепты всегда с вами!
    App StoreGoogle PlayRuStoreAppGallery
    Главная в мобильном приложении