Чем удивил фестиваль керамики в Екатеринбурге
/ Барабаны из глины, гигантский подсвечник и атмосфера творчества и красотыКазалось бы, уж чем-чем, а еще одним фестивалем, даже если он московский, екатеринбуржцев точно не удивить: в городе регулярно проводятся самые разные мероприятия. И тем не менее утром в субботу в креативном кластере «Домна», где открылся первый на Урале фестиваль керамики 4ceramics, было не протолкнуться.
Фестиваль 4ceramics в Екатеринбурге
- Когда проводится: впервые прошел 18-19 ноября 2023 года.
- Где проходит: креативный кластер «Домна», в центре Екатеринбурга.
- Сколько стоит билет: бесплатно.
- Как добраться: из Челябинска на автобусе — от 3,5 часов, на машине — 3 часа; из Перми на «Ласточке» — 5 часов, на машине — 5,5 часов; из Тюмени на поезде — от 4,5 часов, на машине — то же время.
Как появился фестиваль
В Москве 4ceramics уже 6 лет объединяет любителей и профессионалов гончарного искусства. В течение года в столице под этим брендом проводится множество мероприятий разных форматов: от уютных воркшопов до масштабных выставок керамических изделий.
В 2023 году география фестиваля расширилась — его впервые провели в Екатеринбурге. Такая идея еще весной пришла в голову уральским керамистам и понравилась организаторам.
Мы не хотели привозить сюда Москву, наоборот, главной идеей было — объединить Урал. Поставить еще одну точку, где разным авторам было бы удобно встречаться.
Как проходит фестиваль
Мероприятие объединило разные форматы: маркет керамики ручной работы, лекторий с историями и опытом, а также зоны мастер-классов, где каждый желающий мог вообразить себя художником-керамистом и унести домой приятную вещицу, сделанную своими руками. Уютная атмосфера располагала к душевному общению и приятным впечатлениям.
Екатерина и Михаил, увлеченно рассматривавшие стенд с ретро-тумбочкой и необычным керамическим предметом, поделились, что стараются не пропускать подобные события.
Я работаю в цифровой сфере, и мне часто не хватает чего-то материального — аналоговых вещей, сделанных вручную. Поэтому я хожу на маркеты, чтобы насладиться этими ощущениями. Красивые люди, творческий вайб — идеальный вариант для выходных, — поделилась впечатлениями Екатерина.
Организаторы собрали художников из разных городов страны, каждый из которых представлял свое направление. Было все — от милых елочных игрушек до предметов интерьера внушительных размеров. Например, Татьяна из Калининграда привезла ламповые истории на китах.
Участие в этом фестивале — отличная возможность посмотреть Россию за Уралом. Просто так поехать сюда из Калининграда я бы, наверное, не решилась. Здорово, что Екатеринбург порадовал приятным морозцем, снежком и солнцем, а фестиваль — отличной организацией и невероятными знакомствами.
Действительно, кого там только не было! Например, автор из Челябинска — Станислав Курамин задавал ритм фестиваля, играя на барабанах, которые сам же и сделал. А посетители и коллеги по цеху удивлялись: «Что, барабаны тоже из глины?» Кажется, этот стенд не оставил равнодушным ни одного гостя. Станислав рассказал, что созданием барабанов занялся случайно. Некоторые из заказанных ему оснований не вписывались в чертежи, но когда он натянул на них кожу, выяснилось, что звучат инструменты отлично.
Керамические барабаны авторства Курамина часто используют на концертах альтернативной музыки, в различных эзотерических практиках и инклюзивных спектаклях. Свой самый необычный инструмент мастер сделал на заказ для девушки с ограниченными возможностями. Этот барабан плоский, поэтому играть на нем можно, положив на стол или колени. Звук при этом прекрасный, хотя многие барабанщики уверяли Станислава, что звук будет плохим.
Еще один яркий экспонат маркета керамики — огромный желтый подсвечник, мимо которого, кажется, не смог пройти практически никто. Его создала известный гончар из Уфы Ольга Сайранова. Она поделилась, что сделать такой предмет интерьера было весьма непросто, но в итоге все удалось, и он приехал на Урал целым и невредимым.
Я работала над ним несколько дней. Выгончарила форму из цельного куска глины, потом крутила бублики-торы, собирала, скрепляла, следила, чтобы ничего не упало. Очень боялась задеть его. Думала, если что-то отколется, я просто сяду и заплачу. Потом еще 1,5 месяца сушила подсвечник, обжигала, везла, — и вот он здесь!
Кроме необычных предметов, на маркете можно было найти и более привычные изделия: кружки, тарелки и другую посуду. Кстати, несмотря на то, что ее привезли ожидаемо много, ощущения, что все одно и то же — не было. Наоборот, каждая коллекция обязательно отражала характер мастера. Так, например, керамист из Челябинска Рита Шаповалова считает, что посуда не должна быть излишне художественной.
Для меня утилитарная керамика — это то, что не отвлекает на себя внимание и подчеркивает красоту еды на тарелке. Это то, что каждый день с тобой, а значит, ты не должен на это сильно отвлекаться. Но, если ты захочешь, можешь взять стакан и не просто попить кофе, а поразглядывать те рисунки, которые в нем проступают.
Конечно, ни один маркет, который проводится в середине ноября, невозможно представить без милого домашнего декора и елочных авторских украшений.
Посетительница фестиваля Ольга поделилась, что именно керамические елочные игрушки, расписанные вручную, впечатлили ее на фестивале чуть ли не больше всего.
Я просто обожаю творчество и керамику, поэтому никак не могла пропустить такое прекрасное мероприятие в Екатеринбурге! Такие красивые люди и их замечательные творения. Хочется унести частичку души и тепла каждого художника домой.
От обилия предметов декора глаза действительно разбегались. Каких только не было: и классических и оригинальных, наивных и ярких. Вот, Мария из Москвы привезла на фестиваль очень необычные елочные шары. Она расписывает их сама, вдохновляясь бытом и историей русского Севера. Любимые герои Марии — смешные мифические львы. Очень добрые и забавные. Своим новым хозяевам они улыбались с елочных шаров, праздничных блюд и светильников.
Эти узоры созданы по мотивам Вологодских и Архангельских домовых росписей, которыми украшали дома в этих местах. На фасадах часто встречаются лев с единорогом, но поскольку там никогда не видели, как выглядят настоящие львы, их рисовали по наитию, по каким-то рассказам, поэтому львы получились сказочными. Мне очень нравится, что они смешные, милые, добрые!
На маркете можно было отыскать не только посуду и предметы. Были также украшения: подвески, серьги, брошки и другие приятные авторские мелочи.
Что еще было на фестивале
Два дня в лектории аутентичные художники и креативные команды делились опытом соприкосновения и работы с керамикой. Открыла череду встреч Ольга Сайранова — автор того самого желтого подсвечника. Ее выступление удивило публику не меньше, чем яркие и масштабные изделия! Во время лекции девушка одновременно создавала кувшин на гончарном круге и рассказывала об истории этого древнего ремесла.
Несколько десятков людей завороженно следили за руками Ольги и кувшином, который буквально на их глазах появился из куска глины… Но закончив свое выступление, мастер неожиданно смяла незавершенное произведение искусства, снова превратив его в массу. В этот момент зрители были в восторге и смятении.
По словам Ольги, этап создания формы будущего керамического изделия — лишь вершина айсберга. Потом кувшин пришлось бы сушить, сохранять, обжигать. А это уже сложно сделать в походных условиях. К тому же керамика требует полного погружения, поэтому когда делаешь изделие для жизни, от процесса ни в коем случае нельзя отвлекаться, иначе все может пойти не так.
В пространстве лектория также выступили авторы и участники нашумевшего проекта «Антихрупкость», которые занимаются возрождением завода «Фарфор Сысерти», и другие креативщики Екатеринбурга.
Лекции — это возможность напрямую соприкоснуться с опытом, командой проекта. И онлайн, конечно, остается, онлайном, но оффлайн-общение и вот эта вот коммуникация — она, конечно же, очень важна. Именно за этим люди и приходят на такие фестивали. — отметила автор и арт-директор проекта «Антихрупкость» Алина Рахматулина.
А пока одни гости фестиваля слушали живые истории о керамике, другие пытались научиться ее создавать. На мастер-классах можно было расписать елочную игрушку, вручную слепить подсвечник или пиалу, а самое главное — поработать на гончарном круге. Сделать это впервые удалось и нашему автору.
Впечатления от процесса остались самые яркие, как и у всех, кто успел попробовать себя в роли художника-керамиста. Участники мастер-классов забрали с собой эмоции и впечатления, а свои творения на память смогут только через месяц, после того, как те пройдут двойной обжиг.
Маленький начинающий керамист, узнав об этом, с удивлением спросил у папы:
А что, мы из тарелки и кружки потом сможем есть и пить?
Всего за два дня фестиваль посетили 3000 влюбленных в керамику людей. Организаторы и участники мероприятия поделились, что не ожидали такой отдачи от екатеринбуржцев. Так что теперь мероприятие, скорее всего, станет традиционным и на Урале!
Что можно сделать?
Не пропустить другие гастрономические фестивали и успеть запланировать поездку. Читайте наш гид на 2024 год.
Прочитайте о других необычных праздниках и фестивалях на Food.ru:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы