Чем отличается барокко от рококо

/ В архитектуре, искусстве и моде
Барокко и рококо — два визуально близких, но концептуально разных стиля, сформировавших культурную ткань Европы XVII–XVIII веков. Они определили архитектурные формы, художественные образы и даже моду своей эпохи. Разница между барокко и рококо заключается не только в эстетике, но и в мировоззрении: первый стиль возвышает порядок и мощь, второй — легкость и личную привлекательность. Разбираемся, как легко отличить друг от друга эти два стиля. 
Чем отличается барокко от рококо / В архитектуре, искусстве и моде

Исторические корни

Стиль барокко возник в Италии в конце XVI века как художественный отклик на эпоху Контрреформации. Католическая церковь стремилась вернуть утраченное после Реформации влияние и использовала искусство как инструмент воздействия. Архитектура, живопись и музыка в стиле барокко должны были восхищать, убеждать, внушать благоговение. Первыми стали римские храмы, а затем барокко как архитектурный стиль распространился на другие страны Европы: Францию, Испанию, Австрию, Польшу.
С начала XVII века стиль барокко становится официальным языком власти. Абсолютизм использует его для утверждения престижности монархий. Символом эпохи стало строительство Версальского дворца при Людовике XIV: симметрия, величие, контроль над пространством — все говорит о централизованной, иерархичной системе.
К началу XVIII века в Европе происходят социальные и политические изменения. После смерти Людовика XIV наступает эпоха Регентства: двор переезжает из Версаля в Париж, центр жизни смещается в частные салоны, а вкусы аристократии становятся более изощренными. На этой волне возникает стиль рококо — как утонченная альтернатива официальному пафосу предшествующего века. В отличие от торжественного и помпезного барокко, рококо обращается к личной жизни, уютным интерьерам и изящным легким образам.

Архитектурные особенности

Барокко в архитектуре — стиль, в котором все масштабно, богато, торжественно. Фасады украшают колонны, скульптуры, резные фронтоны, а внутри — высокие потолки, мрамор, золото, фрески, игра света и тени. Пространство спланировано так, чтобы подчеркивать порядок, иерархию и мощь, будь то церковь или королевский дворец.
Помимо собора Святого Петра в Ватикане и дворца Версаль, к выдающимся примерам барокко относятся церковь Иль-Джезу в Риме — одна из первых построек в стиле барокко, задавшая канон этого направления. В Вене стоит великолепный дворец Бельведер, демонстрирующий пышность и театральность барокко. В России — это Зимний дворец в Санкт-Петербурге, спроектированный Растрелли: он украшен лепниной и позолотой, как манифест имперского великолепия. Ведь барокко создавался именно для того, чтобы внушать восхищение и подчеркивать силу.
Рококо пришел на смену барокко в начале XVIII века. Внешне здания в этом стиле могли быть достаточно скромными, но внутри все искусно украшено. Изогнутые линии, изящная лепнина, зеркала, пастельные оттенки, фарфор, легкие орнаменты с цветами, раковинами, птичками — все продумано до мелочей, чтобы создать атмосферу комфорта и эстетического удовольствия.
Среди выдающихся образцов рококо во Франции — Отель Субиз, украшенный изящной лепниной и легким интерьерами. А также дворцы Сан-Суси, Амалиенбург и Линдерхоф в Германии. 
Если говорить образно: барокко — это театр с парадным занавесом и фанфарами, а рококо — утонченная гостиная с цветочным орнаментом и мягким светом. Первый служил государственной идее, второй — частному удовольствию.

Отличия барокко от рококо в искусстве

Художники, работающие в стиле барокко, стремились не просто изобразить события, а заставить зрителя сопереживать. На полотнах они писали героические сцены, мучеников, святых, мифологических героев. Типичен резкий свет и тень, напряженные позы, реалистичная фактура. Картины будто оживают — зрителя как бы втягивают в действие.
Примером может служить Караваджо, чьи герои — не идеализированные фигуры, а реальные люди. Или Рубенс, с его мощными телами, драматичными композициями и насыщенными красками. Также стоит вспомнить таких мастеров, как Рембрандт, чьи портреты и библейские сцены пронизаны игрой света и тени, и Диего Веласкес — испанский художник, его работы сочетают реализм и динамику, например знаменитая «Инфанта Маргарита». В скульптуре выделяется Бернини, чьи работы излучают мощь и экспрессию. В России к барокко относятся также парадные портреты и исторические полотна художников XVIII века.
Рококо, напротив, отказывается от пафоса. В центре внимания — человек в своем удовольствии, игра, флирт, мечтания. Художники выбирают камерные сюжеты: прогулки в парке, пикники, танцы, романтические встречи. Все наполнено светом, воздушной палитрой, плавными линиями. Герои стиля рококо — утонченные, нарядные, как куклы в фарфоровом театре.
Самый узнаваемый художник рококо — Антуан Ватто, автор жанра «галантных сцен». Фрагонар и Буше продолжают эту линию — легкость, чувственность и изящество. Важную роль играет Жан-Батист Шарден, прославившийся своими натюрмортами и сценами повседневной жизни. В России элементы стиля рококо в живописи встречаются реже, но прослеживаются в портретах дам Екатерининской эпохи и декоративных панно.
© Питер Пауль Рубенс. Три женщины-свидетельницы https://www.nationalgallery.org.uk/paintings/peter-paul-rubens-three-female-witnesses © Антуан Ватто. Меццетен https://www.metmuseum.org/ru/art/collection/search/437926

© Питер Пауль Рубенс. Три женщины-свидетельницы https://www.nationalgallery.org.uk/paintings/peter-paul-rubens-three-female-witnesses © Антуан Ватто. Меццетен https://www.metmuseum.org/ru/art/collection/search/437926

Отличия барокко от рококо в моде

Мода, как и архитектура или искусство, отражает дух времени. Барокко и рококо в одежде — два ярких примера того, как меняются вкусы и социальные настроения через призму внешнего вида.
В стиле барокко одежда — это символ власти и статуса. Мужчины и женщины носили тяжелые сложные наряды. Для женщин это были корсеты, кринолины и широкие юбки, часто украшенные вышивкой, золотом и драгоценностями. Мужчины надевали пышные камзолы, кружевные воротники и перчатки. Цвета — глубокие и насыщенные: бордовый, темно-синий, золото. Главная задача моды в стиле барокко — подчеркнуть величие, статус и неприкосновенность своего носителя. Одежда выглядела монументально и даже немного тяжеловесно.
В стиле рококо мода становится легче, нежнее и игривее. После тяжести барокко появляются воздушные ткани — шелк, атлас, легкое кружево. Платья приобретают более изящные и изогнутые силуэты: узкие талии, расклешенные юбки, рюши, банты и цветочные украшения. Цвета — пастельные, светлые, нежные: розовый, голубой, кремовый. Рококо-мода подчеркивает изящество и личный стиль, она более удобна и ориентирована на комфорт и эстетическое удовольствие. Важную роль играют аксессуары — веера, шляпки, перчатки с декоративными элементами. Женские прически при стиле рококо становятся выше и сложнее, дополняются лентами, цветами и миниатюрными украшениями. 
© Питер Пауль Рубенс. Маркиза Бригитта Спинола Дориа https://www.nga.gov/artworks/46159-marchesa-brigida-spinola-doria © Франсуа Буше. Мадам де Помпадур https://www.wallacecollection.org/explore/explore-in- depth/bouchers-paintings/the-paintings/madame-de-pompadours-portrait/

© Питер Пауль Рубенс. Маркиза Бригитта Спинола Дориа https://www.nga.gov/artworks/46159-marchesa-brigida-spinola-doria © Франсуа Буше. Мадам де Помпадур https://www.wallacecollection.org/explore/explore-in- depth/bouchers-paintings/the-paintings/madame-de-pompadours-portrait/

Ошибки при определении стилей

Несмотря на явные отличия, барокко и рококо часто путают. Это связано с общей декоративностью и исторической близостью этих стилей. Чтобы избежать ошибок, важно понимать ключевые отличия и обращать внимание на конкретные признаки. Так, трактовка стиля будет неверной, если:
  1. Считать рококо поздним барокко. Рококо — самостоятельный стиль с собственной эстетикой и философией, а не просто поздняя фаза барокко. Для правильного определения стиля важно ориентироваться не только на дату создания, но и на настроение и назначение объекта.
  2. Игнорировать масштаб и эмоциональный посыл. Барокко характеризуется грандиозностью, мощью и строгой симметрией, тогда как рококо — камерностью, плавными линиями и игривым настроением. Если архитектура или искусство направлены на впечатление и восхищение своим размахом — это барокко. Если же они стремятся создать атмосферу изящества и уюта — это стиль рококо.
  3. Путать декоративные элементы. Лепнину, завитки и золочение часто воспринимают одинаково в обоих стилях. Однако в стиле барокко декор строго подчинен композиции, симметричен, масштабен и торжественен. В рококо украшения легче, асимметричны, насыщены растительными и морскими мотивами и выполнены в пастельной цветовой гамме. При определении стиля следует обращать внимание на цвет, асимметрию и легкость форм.
  4. Неправильно понимать хронологию. Часто не знают точных временных рамок и считают, что оба стиля существовали одновременно. На самом деле барокко доминировал в XVII веке и начале XVIII, а рококо — это стиль первой половины XVIII века. 

Что можно сделать?

Провести эксперимент: выбрать несколько предметов или зданий в вашем городе и представить, как бы они выглядели, если бы были выполнены в рококо и в барокко. Это поможет развить художественное мышление и глубже прочувствовать различия между этими стилями. 

Узнайте больше интересного об искусстве: 

Понравился материал?
Сохранить:
Оценить:
Рассказать друзьям:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы

почитать еще

Читают сейчас
Скачайте мобильное приложение FOOD.RU: рецепты всегда с вами!
App StoreGoogle PlayRuStoreAppGallery
Главная в мобильном приложении