Как проявляется переходный возраст

/ И что делать, чтобы наладить отношения с подростком
У пятиклассника-отличника вдруг появляются тройки, юная любительница танцев уходит в спорт, а обычная просьба к ребенку вынести мусор превращается в скандал. Так происходит, потому что подростковый кризис накладывается на школьный — меняются учителя, программа, требования. Если стресс от учебы можно снизить, убрав дополнительные занятия, то процесс полового созревания надо просто пережить. Рассказываем, что такое пубертатный период, сколько он длится и когда стоит обратиться к психологу.
Содержание
Как проявляется переходный возраст / И что делать, чтобы наладить отношения с подростком

Что такое переходный возраст

Переходный, или пубертатный, возраст — это период полового созревания человека, по прошествии которого он становится способным продолжать род. Это время характеризуется гормональными, эмоциональными, физическими и психологическими изменениями. Половозрелость наступает до окончания роста, причем у девочек раньше, чем у мальчиков.
Пубертатный период важен для формирования личности. В это время закладываются основы характера, сознательности, нравственности, социального поведения. При этом статус человека не меняется: подросток — тот же ребенок, который зависит от родителей и учится в школе. Однако он уже хочет быть взрослым.

Когда начинается переходный возраст

Современные дети вступают в пубертат раньше своих сверстников из предыдущих поколений. Ученые дают два объяснения такому явлению:
  1. У современных ребят лучше питание, условия проживания, они реже болеют, поэтому ничто не мешает им развиваться.
  2. На эндокринную систему влияют химикаты, гормоны, пестициды, микропластик и другие соединения, которые попадают в организм из еды, косметики, моющих средств.
Время пубертатных изменений у девочек наступает в восемь-девять лет. У мальчиков переходный возраст приходится на 10–12 лет. Цифры средние, могут меняться как в меньшую, так и в большую сторону, зависят от индивидуальных особенностей ребенка. 

Сколько длится сложный период

Британский эндокринолог Джеймс Таннер разработал шкалу, с помощью которой удобно отслеживать и оценивать пубертатные стадии. Всего он выделяет пять периодов, отражающих последовательное развитие вторичных половых признаков. Это усредненная модель, и отклонения от описанных норм — это не обязательно патология. Не занимайтесь самодиагностикой, обращайтесь к педиатру, эндокринологу, гинекологу или андрологу, если подозреваете нарушения в развитии ребенка.

Первая стадия — предпубертат

Начальный период, во время которого внешних признаков взросления еще нет, но уже запускаются гормональные процессы. У детей активизируются гипофиз и гипоталамус, вследствие чего вырабатываются гонадотропины, регулирующие работу половых желез.

Вторая стадия — появление внешних признаков

Под действием гормонов у мальчиков темнеет и становится тоньше кожа мошонки, объем яичек увеличивается, появляются волосы на лобке. У девочек начинается телархе — развитие молочных желез. Также у них могут вырасти первые волоски в паховой области. Стадия начинается у девочек в 10,5–12 лет, а у мальчиков примерно в 11,7 года.

Третья стадия — скачок роста

В этот период продолжают активно развиваться половые признаки. У мальчиков появляются поллюции, иногда временно набухают грудные железы. У девочек округляются бедра, в подмышках растут волосы. Выраженный скачок роста — у девочек до восьми сантиметров в период 12–13 лет. А у противоположного пола — до восьми — десяти сантиметров в год приблизительно в 13,2 года.

Четвертая стадия — продолжение развития внешних признаков

У мальчиков все еще увеличивается мошонка. Голос ломается, усиливается рост волос на теле. У девочек происходит менархе — первая менструация. У ребят такой период наступает в 14,7 года, у девочек — в 13–14 лет.

Пятая стадия — завершение пубертатных изменений

На финальном этапе формируются все взрослые половые признаки. У юношей растут борода и усы, мышечная масса увеличивается, лобковые волосы распространяются на внутреннюю поверхность бедра. Фигура девочек окончательно складывается, приобретая характерные очертания. У мальчиков этот период приходится на 15,6, а у девочек на 15,8 года.
Скорость прохождения пубертатных стадий индивидуальна для каждого ребенка. У некоторых подростков половое созревание завершается быстрее, у других — медленнее. Однако, если видите значительные отклонения от норм, покажите сына или дочь врачу.

Физиологические изменения в пубертате

В период активного роста и пубертатных перестроек в организме ребенка многое меняется.
  • Быстро начинают расти трубчатые кости. Формируется грудная клетка. Руки и ноги стремительно удлиняются. Человек становится непропорциональным. Иногда это нарушает координацию движений.
  • Из-за физиологических пубертатных изменений возникают повышенная утомляемость, головные боли, проблемы с аппетитом, снижение концентрации внимания, плохой сон, нестабильное давление.
  • Легкие, сердце и кровеносная система развиваются скачкообразно. Из-за этого в головной мозг поступает меньше кислорода. Ребенку становится сложнее делать два дела одновременно: например, разговаривать по телефону и следить за футбольным матчем по телевизору. Подросток чаще ощущает усталость, отсутствие желания заниматься учебой.

Психологические особенности переходного периода

В процессе пубертатного созревания у детей перестраивается самосознание. Ребенок пытается понять себя, свои особенности, сходства и отличия от других людей. Часто возникает психологический подростковый кризис из-за изменения статуса, установления новых взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Появляется чувство взрослости, которое идет вразрез с реальностью. Мальчикам и девочкам кажется, что к ним пора относиться как ко взрослым, но ведут они себя все еще как дети: кричат, кривляются, играют в догонялки, не доводят важные дела до конца.
Многие дети недовольны собой в этот период. Им не нравится внешность, они перестают замечать собственные достижения. В то же время подростки стремятся к самостоятельности, яро защищают собственное достоинство, даже если со стороны кажется, что его никто не ущемляет. Они бывают демонстративно недовольны — но не потому, что получили плохое воспитание, а потому что остро нуждаются в признании.
Большинство детей осознают, что их взрослость ненастоящая, и это порождает чувство неуверенности в себе, в своей позиции. Поддержку они находят, как правило, у сверстников. Общение с ними выходит в этот период на первый план. Благодаря ему ребенок получает жизненные знания, развивает социальные навыки, примеряет на себя разные роли: лидера, ведомого, помощника. Авторитет взрослых людей — родителей, учителей — падает.
Важно
Подростки некритично относятся к мнению лидера группы, друзей. Раз они так говорят — значит, так оно и есть на самом деле. Поэтому подростки уязвимы к манипуляциям.

Чем характеризуется окончание пубертатного периода

Окончание полового развития приходится на 15–18 лет. Завершается формирование вторичных половых признаков. Фигура становится классической женской либо мужской. У девочек стабилизируются менструации, у мальчиков активнее развивается мускулатура.
Исследования среди учеников среднего звена показали, что пубертатный стресс дети испытывают в начале взросления. Если в пятом классе у детей наблюдается тревожность, усталость, агрессия, заниженная самооценка, раздражительность, эмоциональная нестабильность, то в шестом большинство адаптируются. Работоспособность и уверенность в себе повышаются. Это связано с окончанием школьного кризиса, который случается при переходе детей из младшей школы в среднюю.

С какими проблемами сталкивается подрастающее поколение

Чтобы понять, какие проблемы волнуют ребят в период пубертата, как они живут и ощущают себя, было проведено исследование. Специалисты опросили 40 детей в возрасте 13–17 лет. Им предоставили короткие, состоящие из пяти вопросов анонимные анкеты. Что удалось выяснить:
  • большинство подростков отметили сложности в общении. 53% опрошенных испытывают их при взаимодействии со сверстниками, 32% — с родителями, 15% — с учителями;
  • от травли, буллинга страдали 43% детей;
  • возникающие проблемы дети обычно решают самостоятельно — так сказали 58% опрошенных, 22% обращаются к родителям и 20% — к товарищам;
  • 47% детей предпочитают проводить время с друзьями, 23% — с семьей: родителями, братьями, сестрами; 30% любят одиночество, охотнее сидят дома с гаджетами;
  • 74% мальчиков и девочек рассказали, что их волнуют изменения во внешности. Довольны ею 40%, недовольны — 34%, а 26% респондентов относятся к внешности безразлично.

Советы родителям, как общаться с детьми пубертатного возраста

Без разногласий между родителями и детьми обходится редко. Однако сохранять теплые отношения можно. Для начала расскажите ребенку о тех изменениях, которые происходят и будут происходить с его телом. Так он будет понимать, что все нормально и не у него одного что-то меняется. С девочками лучше говорить мамам или бабушкам, старшим сестрам, с мальчиками — папам, дедушкам, старшим братьям. Даже если кажется, что упоминать об этом еще рано, расскажите детям о контрацепции, венерических заболеваниях, беременности.
Будьте готовы, что даже безобидные, на ваш взгляд, слова могут ранить, вызвать обиду. Относитесь к этому серьезно и берегите чувства подростков.
Несколько полезных советов:
  • Найдите общие интересы, наладьте дружеское, доброжелательное общение, чтобы вы всегда могли обсудить ту или иную проблему как бы между делом.
  • Говорите с ребенком о его хобби, узнавайте его мнение по разным вопросам, разделяйте увлечения.
  • Терпеливо относитесь к эмоциональным качелям. Не повышайте тон.
  • Предоставьте свободу: личное пространство, комнату, выбор секций и способ времяпрепровождения.
  • Откажитесь от нотаций — они вызывают агрессию и быстрое переключение на другие дела.
  • Меньше критикуйте внешность, одежду, выбор аксессуаров и школьных принадлежностей, не навязывайте свое мнение.
Не требуйте и не ждите многого. Подростку сложно распределять время, планировать выполнение разных дел, контролировать эмоции, даже если он понимает, что это важно. Обсуждайте границы: до которого часа можно гулять, нужны ли экстремальные виды деятельности, какая ответственность бывает за те или иные поступки. В пубертатном возрасте ребенку очень нужны родители. Любите и оберегайте своих детей.

Когда стоит обратиться к психологу

Наступление времени полового созревания — еще не повод идти к врачу. Однако если вас тревожат изменения в поведении ребенка, сходите к психологу сами. Он расскажет, что такое пубертат, чего вам ждать и как правильно реагировать в тех или иных ситуациях. Ребенка же стоит показать специалисту:
  • если успеваемость снижается и это выглядит системно, касается всех предметов;
  • подросток не общается с друзьями, не ходит в гости, избегает людных мест;
  • регулярно прогуливает школу;
  • постоянно или, наоборот, слишком мало спит;
  • совершенно не интересуется тем, что его волновало раньше.
Единичные «странности» в поведении — норма, а резкая смена интересов, апатия, которая длится дольше месяца, — повод сходить к психологу.

Что можно сделать?

Оценить сбалансированность питания ребенка. Если до 16 лет на вес в большей степени влияет увеличение костной и мышечной массы, то после — жировые отложения. Когда питание нерациональное, повышаются риски ожирения и развития связанных с ним метаболических нарушений. Уберите из меню фастфуд, жирное, жареное, добавьте овощей, фруктов, ягод, белка.

Если в вашей семье есть подросток, эти статьи могут вам пригодиться:

Понравился материал?
Сохранить:
Оценить:
Рассказать друзьям:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы

почитать еще

Читают сейчас
Скачайте мобильное приложение FOOD.RU: рецепты всегда с вами!
App StoreGoogle PlayRuStoreAppGallery
Главная в мобильном приложении