- erid: 25H8d7vbP8dTxDHjZN2jBN
Как в ритейле спасают еду
/ Рассказываем, куда отправляются продукты с полок магазиновВнешний вид и срок годности — параметры, на которые чаще всего обращают внимание покупатели в магазинах. Поэтому в корзине вряд ли окажутся сморщенные овощи, крупы в помятой коробке или несвежее молоко. Что происходит с товарами, когда их убирают с полок и из морозильных камер? На примере проектов X5 Group изучаем, как продуктовые сети делятся качественной едой вместо того, чтобы списать ее. Нам помогают эксперты.
Фудшеринг: с кем можно поделиться едой
Ежегодно на мусорные полигоны вывозится почти 17 млн тонн продуктов стоимостью 1,64 трлн рублей. Иногда в пищевые отходы попадают качественные овощи, крупы, молоко и йогурты. Например, магазины выставляют на полки больше товаров, чем успевают продать, и вынуждены их утилизировать. Такого объема хватило бы на год для 30 млн человек, что сопоставимо с населением небольшой страны, например Непала.
По последним данным, в России за чертой бедности живут около 20 млн человек. Они не всегда могут купить товары первой необходимости, а у 16% на пропитание уходит почти весь заработок. Фудшеринг, или безвозмездная передача продуктов, помогает этим людям. По оценкам «Банка еды „Русь“», ежегодно удается передать нуждающимся всего несколько тысяч тонн продуктов. Чтобы обеспечить всех, кто испытывает жизненные трудности, нужно 1,2 млн тонн продовольствия.
Если на среднестатистического жителя страны приходится 312,6 кг отходов в год, то для продуктовых магазинов эта цифра в разы больше, примерно 600 кг в неделю. Это могут быть как просроченные продукты, так и еще пригодные для употребления. Товары с истекающим через несколько дней сроком годности или просто в помятых упаковках оказываются в мусорном контейнере. Они вряд ли приглянутся покупателям, но из них еще можно приготовить еду.
Фудшеринг в России с 2015 года развивают некоммерческие организации, волонтерские объединения и просто инициативные люди, которые создают сообщества в социальных сетях и мобильные приложения. С июля 2022 года «Пятёрочка» совместно с АНО «Фудшеринг» и «Банк еды „Русь“» безвозмездно передает продукты нуждающимся.
Екатерина Демешко, менеджер направления устойчивого развития торговой сети «Пятёрочка»:
Фудшеринг реализуется в рамках программы «„Пятёрочка“ с заботой». Он имеет как экологический эффект, так и социальный. Мы сокращаем объем пищевых отходов и передаем продукты с истекающим сроком годности на благотворительность. С момента запуска проекта помощь была оказана 49 тысячам человек. Среди получателей есть одинокие пенсионеры и многодетные семьи, которые оказались в трудной жизненной ситуации.
Как собирают продуктовые корзины
Сотрудники ежедневно перебирают хлебобулочные изделия и отбирают те, срок годности которых истекает через один-два дня. В этот же день волонтеры передают ржаной и пшеничный хлеб и сухари подопечным фонда. С сентября 2023 года в четырех «Пятёрочках» стали передавать фрукты и овощи. В среднем на один магазин приходится 50–100 кг продуктов в месяц.
В дарксторе — магазине без покупателей — количество товаров, которые проходят оценку и передаются на благотворительность больше, почти 80 позиций. Это овощи, фрукты, бакалея, непродовольственные товары. Нуждающимся отдают более 500 кг в месяц.
Сейчас к проекту подключено 40 магазинов в Москве, Челябинске, Рязани, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и Томске. За 2022 год торговая сеть передала 1,5 тонны продуктов, а за 9 месяцев 2023 года — 26,5 тонн.
Фудшеринг также работает и в торговой сети «Перекрёсток».
С прилавка — на ферму
Сотрудничество с фермерскими хозяйствами — это еще одно направление программы устойчивого развития «„Пятёрочка“ с заботой». С 2017 года для сокращения пищевых отходов магазины отдают на корм для животных овощи, фрукты и хлебобулочные изделия, которые потеряли товарный вид.
Сотрудники перебирают товары, срок годности которых подходит к концу через несколько дней. Фермеры ежедневно приезжают в магазины и забирают продукты. В 2021 году фермеры получили примерно 83 тысячи тонн продуктов, а в 2022 году — порядка 90 тысяч тонн. За шесть месяцев 2023 года почти 20% продукции, потерявшей товарный вид, было передано на корм животным.
Сотрудничество ведется через агрегаторов — крупные хозяйства и кооперативы, оформленные как юридическое лицо. Их проверяет служба безопасности торговой сети. Сейчас с «Пятёрочкой» работают около десяти контрагентов из разных регионов. Агрегаторы самостоятельно подключают к проекту небольшие частные фермы и распределяют своих партнеров по торговым точкам, где можно получить продукты с истекающим сроком годности на корм животным.
Юлия Токмакова, менеджер направления экологии, клининга и санитарии:
Внутри группы компаний по такому же принципу работают и другие сети. Проект позволяет помогать не только фермерам, но и малому бизнесу в регионах. Это выигрышный для всех сторон процесс: животные получают полноценное питание, не только фураж или зерно, а компания сокращает объем отходов, которые утилизируются и размещаются на полигонах.
Получать продукты с истекающим сроком годности могут не только фермы — участие в проекте принимали зоопарки, питомники для птиц и собак.
Что можно сделать?
Осознанно подходить к покупке продуктов в магазине: не запасаться впрок, не бояться брать фрукты и овощи, слегка потерявшие товарный вид, крупы в мятых упаковках. А также применять в жизни принципы фудшеринга и делиться едой с теми, кто может в ней нуждаться. Все это позволит сократить количество органических отходов, которые отправятся на свалку.
О том, как сократить отходы и что можно делать с просроченными продуктами, читайте в статьях:
- Реклама. Общество с ограниченной ответственностью «Агроторг», ИНН 7825706086, рекламодатель ЕРИР #e-Alg-10539
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы