• erid: BRBCaQT7cqSGYN7sDLG36p6yq8iqwAf

Что такое фудшеринг

И почему делиться продуктами — правильный тренд
По оценкам ООН, каждый год почти треть всей производимой в мире еды — 1,3 миллиарда тонн — оказывается на помойке. Часто это хорошие продукты с истекающим сроком годности или косметическими дефектами. Сегодня тренд на фудшеринг (англ. foodsharing — «делиться едой») набирает обороты во всем мире. Люди все больше думают о рациональном обращении с ресурсами и стремятся отдавать еду тем, кто в ней нуждается.
Что такое фудшеринг / И почему делиться продуктами — правильный тренд

Фудшеринг в мире

«Классический» фудшеринг — это общественное движение. Его цель — сохранение и перераспределение еды, которую в любом случае выбросили бы из ресторанов, кафе и магазинов.
Идея появилась в Германии в 2012 году благодаря волонтерам-энтузиастам и вдохновила многих людей в разных точках планеты. Основное правило — продавать продукты нельзя, только отдавать: людям или некоммерческим организациям.
При этом в некоторых странах фудшеринг стал частью государственной политики. Во Франции с 2016 года магазинам площадью больше 400 кв.м запретили выбрасывать продукты на законодательном уровне: штраф до 75 тысяч евро может мотивировать любого владельца.
В Финляндии списанные продукты из супермаркетов отправляют в благотворительные фонды. В Хельсинки даже есть ресторан Loop, работающий только на продуктах с истекающим сроком годности. Например, там варят пиво из черствого хлеба.

Фудшеринг в России

С 2015 года движение фудшеринга начало развиваться в России. Появились группы, в которых организаторы предлагали не только обмениваться своей едой, но и забирать ненужные продукты у партнеров: фабрик, магазинов, кафе.
Но процесс и сегодня идет медленно. Во-первых, по закону безвозмездная передача продуктов с истекающим сроком годности другому юридическому лицу облагается НДС, так как относится к реализации продукции. Во-вторых, федеральный закон №29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (статья 25) требует уничтожения некоторых их видов, когда истекает срок годности. Получается, что для представителей бизнеса отдавать что-то невыгодно, проще уничтожить. А те, кто занимается фудшерингом, всегда идут на риск.
Кроме того, есть проблемы другого свойства. У людей есть опасения, что едой, которую предложат забрать, можно отравиться — нет подходящих законов, нет ответственности за качество, нужных сертификатов и условий хранения.
Еще большую роль играет ментальность: для многих получать молоко, хлеб или овощи просто так — стыдно, какими бы хорошими они ни были.

Новая законодательная база

При этом многое в развитии фудшеринга зависит от государства.
По данным Минэкономразвития, в России в год образуется 17 млн тонн пищевых отходов. Если на законодательном уровне освободить бизнес от налогов при передаче продуктов в благотворительные организации, то можно сократить эти объемы на 1 млн и помочь нуждающимся. Однако пока закон не принят.
Отметим, что кроме освобождения от налогов, нужна будет система некоммерческих организаций и большое количество волонтеров. Не обойтись и без прозрачности контрактов с бизнесом, чтобы избежать «серых» схем. Работа предстоит большая, и ее уже начали представители ритейла.

Проект «Пятёрочки» по фудшерингу

Летом 2022 года в магазинах «Пятёрочка» запустили пилотный проект по фудшерингу. Людям, которые нуждаются в помощи, передают качественные продукты с истекающим сроком годности. Волонтеры забирают то, что для них отобрали сотрудники магазина, и в течение нескольких часов отвозят все по адресам.

Алина Юхневич, руководитель устойчивого развития торговой сети «Пятёрочка»:

Цели нашего проекта:
  • Сокращение пищевых отходов, вывозимых на полигон, — это сильно загрязняет природу и увеличивает выбросы парниковых газов при гниении.
  • Благотворительная составляющая — помощь нуждающимся в рамках нашей цели по устойчивому развитию — ликвидация голода.
Мы начали экспериментировать только в категории «Хлеб», в следующем году возможно расширение и на другие продуктовые группы. Планируем расширить программу в следующем году на 1000 магазинов.
У нас два партнера по проекту: банк еды «Русь», с которым мы уже не один год делаем проект «Корзина доброты», и АНО «Фудшеринг». Волонтеры фондов получают сигнал от директора магазина о наличии продуктов, забирают в тот же день и развозят благополучателям. У фондов свои большие базы благополучателей, и они сами определяют наиболее нуждающихся на текущий момент.

Что можно сделать?

Стараться выбрасывать меньше продуктов. Например, замораживать остатки или передавать ненужное нуждающимся. Экологично утилизировать еду и помогать планете, покупая «некрасивые» огурцы и одинокие бананы.

Что еще нужно знать, чтобы начать рационально использовать продукты:

Аватар пользователя

Автор: Валерия Темкина,
кулинарный редактор Food.ru

  • Реклама. Общество с ограниченной ответственностью «Агроторг», ИНН 7825706086, рекламодатель ЕРИР #e-Alg-article-7558
Понравился материал?
Сохранить:
Оценить:
5
Рейтинг из 1 оценки
Рассказать друзьям:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы

почитать еще

Скачайте мобильное приложение FOOD.RU: рецепты всегда с вами!
App StoreGoogle PlayRuStoreAppGallery
Главная в мобильном приложении