Что такое корпоративная культура

/ И зачем она нужна
В современном мире корпоративная культура служит одним из ключевых факторов успешной работы компании. Это не просто набор правил и норм, определяющих поведение сотрудников, но и важный элемент, формирующий идентичность организации. Рассказываем о целях и задачах корпоративной культуры, ее основных элементах, функциях и этапах формирования. 
Содержание
Что такое корпоративная культура / И зачем она нужна

Цели и задачи корпоративной культуры

Корпоративная культура — это атмосфера внутри коллектива, работающего в одной организации. Иными словами, это социально-психологический климат, который образован на базе устоявшихся ценностей, поведенческих норм и правил. 
Цель корпоративной культуры — создать благоприятные отношения между сотрудниками, их руководителем, которые влияют на работоспособность и повышение рентабельности компании. Каждый член коллектива должен чувствовать принадлежность к предприятию, в котором он трудится, чтобы совместно реализовывать планы по его развитию. 
Задачи корпоративной культуры заключаются в том, чтобы сформировать имидж компании, командный дух и общие коллективные ценности, правила поведения на рабочем месте, нормы неформального общения и роль каждого сотрудника в коллективе.

Зачем нужна корпоративная культура 

Создание благоприятной атмосферы внутри коллектива — основная задача корпоративной культуры. Но, кроме этого, корпоративная культура выполняет еще ряд функций
  1. Накопление духовных ценностей. Создает организационную идентичность и чувство надежности у сотрудников, уверенность в организации.
  2. Знание основных положений корпоративной культуры. Помогает новичкам легче адаптироваться. Так сотрудник быстрее вольется в рабочий процесс, что влияет на производительность предприятия или конкретного отдела.
  3. Вовлечение в жизнь организации. Чем ответственнее сотрудники будут справляться со своими обязанностями, тем стабильнее компания будет развиваться.
  4. Управление конфликтами. Корпоративная культура предлагает общую основу разрешения спорных ситуаций и минимизирует количество разногласий.
  5. Привлечение новых кадров. В дружный коллектив приходят надежные сотрудники, которые не только дорожат своим местом, но и профессионально выполняют свою работу.
Таким образом, корпоративная культура способствует формированию имиджа компании и ее положения на рынке, что служит весомым преимуществом среди конкурентов. 

Основные элементы корпоративной культуры

Специфика корпоративной культуры определяется сферой деятельности компании. К примеру, сотрудники в банке выглядят и ведут себя более официально, чем в супермаркете. Для первых необходимы деловой стиль одежды, работа по графику и четко сформированной инструкции, соблюдение формальностей при общении и определенные правила приема граждан. Например, все банковские операции можно проводить только после предоставления паспорта. В магазине в большинстве случаев вас обслужат и без документа, удостоверяющего личность. Нормы поведения в торговле лояльнее и демократичнее, форма одежды неофициальная. Обычно в сетевых супермаркетах требуется ношение фирменных кепок, жилетов или курток. 
Наибольший вклад в развитие корпоративной культуры в области менеджмента и организационной психологии внес американский исследователь Эдгар Шейн в 1985 году. Согласно разработанной им концепции, культура предприятия состоит из нескольких частей, связанных между собой по смыслу.
  1. Команда. Люди, которые работают в компании и разделяют ее ценности. Именно коллектив претворяет культуру в жизнь, поддерживает и меняет ее. 
  2. Иерархия. У каждого сотрудника должна быть четко установленная роль в рабочей структуре и ответственность за свою деятельность. 
  3. Миссия предприятия. Основополагающая идея, которая определяет смысл деятельности организации и какую пользу она может дать обществу. 
  4. Ценности. Принципы и установки, которые разделяют все сотрудники компании и придерживаются их при общении друг с другом, клиентами и партнерами.
  5. История компании. Рассказывает об этапах развития предприятия, ключевых моментах его деятельности, работающих в нем людях.
  6. Правила поведения. Стандарты организации рабочего процесса: график, система штрафов, дресс-код, способы взаимодействия с партнерами.
  7. Корпоративная символика. Фирменные знаки, которые ассоциируются с брендом компании и отражают ее ценности: логотип, слоган, корпоративный цвет, дизайн офисов. Все это делает организацию узнаваемой и отличает ее от других.
  8. Система мотивации. Критерии оценки работы: материальные и нематериальные. К первым относятся премии, бонусы, подарки. Ко вторым — устные поощрения и благодарности, дополнительные выходные дни.
  9. Коммуникационный стиль. Способы общения между собой: корпоративные мессенджеры, форма обращения друг к другу, шаблоны написания деловых писем.
  10. Документы. Все, что входит в культуру организации, нужно зафиксировать в документах, чтобы при необходимости к ним обратиться. Это могут быть устав, должностные инструкции, кодекс фирмы, брендбук. 
  11. Обучение и развитие. Программы наставничества и тренинги, которые действуют в компании для развития и профессионального роста сотрудников. 
  12. Традиции компании. Мероприятия, которые проводятся в организации на протяжении нескольких лет. Например, ежегодный летний турслет, помощь благотворительным фондам, вручение премий в конце квартала, участие в марафонах.
Интересный факт
Основатель компании Patagonia Ивон Шуинар ввел необычную традицию для своих сотрудников: когда начинается прилив, все бросают работу и идут кататься на серфе. Фирма занимается производством одежды для активного отдыха, в том числе и пошивом гидрокостюмов для плавания.

Как формируется корпоративная культура

Корпоративная культура зачастую формируется и развивается естественным образом, однако к концу XX века управление ею вошло в общепринятую практику. Для менеджеров это стало важным инструментом привлечения и мотивации сотрудников, а также интеграции команды и координации работы компании. Официально внедренная корпоративная культура может не соответствовать реальной. Ее поверхностные признаки, не основанные на глубинных ценностях, лишены истинной значимости. О настоящей корпоративной культуре можно говорить лишь в том случае, если ее нормы и принципы стали привычными и традиционными для большинства сотрудников или для активной группы внутри организации.
Корпоративная культура формируется на трех уровнях.
  1. Поверхностный. На этом этапе создаются артефакты, которые отражают дух компании: корпоративная символика, лозунги и слоганы, устоявшиеся шутки, обряды и ритуалы компании.
  2. Ценностно-нормативный. Уровень принятия принципов работы организации, провозглашаемых руководством и зафиксированных документально. 
  3. Глубинный. Определяются базовые представления о компании и бизнес-среде, которая ее окружает. Устанавливаются нормы общения с партнерами, стратегии развития предприятия и действия сотрудников в нем.
Последний уровень служит основой корпоративной культуры и определяет процесс принятия решений и форму поведения людей в коллективе. Если кто-то из сотрудников не разделяет базовые представления о фирме, то он автоматически попадет в культурную изоляцию. Коллектив такого человека считает чужим и не принимает в свою группу.
Успешно сформированная корпоративная культура отличается такими признаками, как стабильность, адаптивность, способность к интеграции, а у сотрудников возникает желание развиваться и реализовываться в профессиональной деятельности. В таком коллективе приветствуется взаимопомощь, доброжелательное общение, уважение к начальству. Каждый чувствует ответственность за общее дело и проявляет инициативу в решении вопросов фирмы. Если преобладают недоверие и антипатия к руководству, равнодушие друг к другу и обезличивание проблем, стагнация в развитии и полная безучастность, это означает, что сформировалась негативная корпоративная культура. Такое явление грозит большой текучестью кадров, снижением качества производимой продукции или предоставляемых услуг, закрытием компании.
Интересный факт 
В маркетинговом агентстве Culture iQ Group рабочая неделя заканчивается общим рукопожатием. Жест обозначает не просто прощание перед выходными, а благодарность за проделанную работу. 

Что можно сделать?

Изучить организацию, прежде чем трудоустроиться: почитайте отзывы на поисковых площадках, проанализируйте общественную деятельность на местных новостных сайтах, пообщайтесь с конкурентами и сотрудниками, которые ранее там работали. Это поможет вам создать общее представление о компании и принять решение об устройстве на работу.

Читайте, как правильно питаться в офисе: 

Понравился материал?
Сохранить:
Оценить:
Рассказать друзьям:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы

почитать еще

Читают сейчас
Скачайте мобильное приложение FOOD.RU: рецепты всегда с вами!
App StoreGoogle PlayRuStoreAppGallery
Главная в мобильном приложении