Что такое корпоративная культура
/ И зачем она нужнаВ современном мире корпоративная культура служит одним из ключевых факторов успешной работы компании. Это не просто набор правил и норм, определяющих поведение сотрудников, но и важный элемент, формирующий идентичность организации. Рассказываем о целях и задачах корпоративной культуры, ее основных элементах, функциях и этапах формирования.
Содержание

Цели и задачи корпоративной культуры
Корпоративная культура — это атмосфера внутри коллектива, работающего в одной организации. Иными словами, это социально-психологический климат, который образован на базе устоявшихся ценностей, поведенческих норм и правил.
Цель корпоративной культуры — создать благоприятные отношения между сотрудниками, их руководителем, которые влияют на работоспособность и повышение рентабельности компании. Каждый член коллектива должен чувствовать принадлежность к предприятию, в котором он трудится, чтобы совместно реализовывать планы по его развитию.
Задачи корпоративной культуры заключаются в том, чтобы сформировать имидж компании, командный дух и общие коллективные ценности, правила поведения на рабочем месте, нормы неформального общения и роль каждого сотрудника в коллективе.
Зачем нужна корпоративная культура
Создание благоприятной атмосферы внутри коллектива — основная задача корпоративной культуры. Но, кроме этого, корпоративная культура выполняет еще ряд функций.
- Накопление духовных ценностей. Создает организационную идентичность и чувство надежности у сотрудников, уверенность в организации.
- Знание основных положений корпоративной культуры. Помогает новичкам легче адаптироваться. Так сотрудник быстрее вольется в рабочий процесс, что влияет на производительность предприятия или конкретного отдела.
- Вовлечение в жизнь организации. Чем ответственнее сотрудники будут справляться со своими обязанностями, тем стабильнее компания будет развиваться.
- Управление конфликтами. Корпоративная культура предлагает общую основу разрешения спорных ситуаций и минимизирует количество разногласий.
- Привлечение новых кадров. В дружный коллектив приходят надежные сотрудники, которые не только дорожат своим местом, но и профессионально выполняют свою работу.
Таким образом, корпоративная культура способствует формированию имиджа компании и ее положения на рынке, что служит весомым преимуществом среди конкурентов.
Кофе полезен офисным сотрудникамОсновные элементы корпоративной культуры
Специфика корпоративной культуры определяется сферой деятельности компании. К примеру, сотрудники в банке выглядят и ведут себя более официально, чем в супермаркете. Для первых необходимы деловой стиль одежды, работа по графику и четко сформированной инструкции, соблюдение формальностей при общении и определенные правила приема граждан. Например, все банковские операции можно проводить только после предоставления паспорта. В магазине в большинстве случаев вас обслужат и без документа, удостоверяющего личность. Нормы поведения в торговле лояльнее и демократичнее, форма одежды неофициальная. Обычно в сетевых супермаркетах требуется ношение фирменных кепок, жилетов или курток.
Наибольший вклад в развитие корпоративной культуры в области менеджмента и организационной психологии внес американский исследователь Эдгар Шейн в 1985 году. Согласно разработанной им концепции, культура предприятия состоит из нескольких частей, связанных между собой по смыслу.
- Команда. Люди, которые работают в компании и разделяют ее ценности. Именно коллектив претворяет культуру в жизнь, поддерживает и меняет ее.
- Иерархия. У каждого сотрудника должна быть четко установленная роль в рабочей структуре и ответственность за свою деятельность.
- Миссия предприятия. Основополагающая идея, которая определяет смысл деятельности организации и какую пользу она может дать обществу.
- Ценности. Принципы и установки, которые разделяют все сотрудники компании и придерживаются их при общении друг с другом, клиентами и партнерами.
- История компании. Рассказывает об этапах развития предприятия, ключевых моментах его деятельности, работающих в нем людях.
- Правила поведения. Стандарты организации рабочего процесса: график, система штрафов, дресс-код, способы взаимодействия с партнерами.
- Корпоративная символика. Фирменные знаки, которые ассоциируются с брендом компании и отражают ее ценности: логотип, слоган, корпоративный цвет, дизайн офисов. Все это делает организацию узнаваемой и отличает ее от других.
- Система мотивации. Критерии оценки работы: материальные и нематериальные. К первым относятся премии, бонусы, подарки. Ко вторым — устные поощрения и благодарности, дополнительные выходные дни.
- Коммуникационный стиль. Способы общения между собой: корпоративные мессенджеры, форма обращения друг к другу, шаблоны написания деловых писем.
- Документы. Все, что входит в культуру организации, нужно зафиксировать в документах, чтобы при необходимости к ним обратиться. Это могут быть устав, должностные инструкции, кодекс фирмы, брендбук.
- Обучение и развитие. Программы наставничества и тренинги, которые действуют в компании для развития и профессионального роста сотрудников.
- Традиции компании. Мероприятия, которые проводятся в организации на протяжении нескольких лет. Например, ежегодный летний турслет, помощь благотворительным фондам, вручение премий в конце квартала, участие в марафонах.
Интересный факт
Основатель компании Patagonia Ивон Шуинар ввел необычную традицию для своих сотрудников: когда начинается прилив, все бросают работу и идут кататься на серфе. Фирма занимается производством одежды для активного отдыха, в том числе и пошивом гидрокостюмов для плавания.
6 способов вернуть мотивациюКак формируется корпоративная культура
Корпоративная культура зачастую формируется и развивается естественным образом, однако к концу XX века управление ею вошло в общепринятую практику. Для менеджеров это стало важным инструментом привлечения и мотивации сотрудников, а также интеграции команды и координации работы компании. Официально внедренная корпоративная культура может не соответствовать реальной. Ее поверхностные признаки, не основанные на глубинных ценностях, лишены истинной значимости. О настоящей корпоративной культуре можно говорить лишь в том случае, если ее нормы и принципы стали привычными и традиционными для большинства сотрудников или для активной группы внутри организации.
Корпоративная культура формируется на трех уровнях.
- Поверхностный. На этом этапе создаются артефакты, которые отражают дух компании: корпоративная символика, лозунги и слоганы, устоявшиеся шутки, обряды и ритуалы компании.
- Ценностно-нормативный. Уровень принятия принципов работы организации, провозглашаемых руководством и зафиксированных документально.
- Глубинный. Определяются базовые представления о компании и бизнес-среде, которая ее окружает. Устанавливаются нормы общения с партнерами, стратегии развития предприятия и действия сотрудников в нем.
Последний уровень служит основой корпоративной культуры и определяет процесс принятия решений и форму поведения людей в коллективе. Если кто-то из сотрудников не разделяет базовые представления о фирме, то он автоматически попадет в культурную изоляцию. Коллектив такого человека считает чужим и не принимает в свою группу.
Успешно сформированная корпоративная культура отличается такими признаками, как стабильность, адаптивность, способность к интеграции, а у сотрудников возникает желание развиваться и реализовываться в профессиональной деятельности. В таком коллективе приветствуется взаимопомощь, доброжелательное общение, уважение к начальству. Каждый чувствует ответственность за общее дело и проявляет инициативу в решении вопросов фирмы. Если преобладают недоверие и антипатия к руководству, равнодушие друг к другу и обезличивание проблем, стагнация в развитии и полная безучастность, это означает, что сформировалась негативная корпоративная культура. Такое явление грозит большой текучестью кадров, снижением качества производимой продукции или предоставляемых услуг, закрытием компании.
Интересный факт
В маркетинговом агентстве Culture iQ Group рабочая неделя заканчивается общим рукопожатием. Жест обозначает не просто прощание перед выходными, а благодарность за проделанную работу.
Как оставаться в форме при графике 5/2Что можно сделать?
Изучить организацию, прежде чем трудоустроиться: почитайте отзывы на поисковых площадках, проанализируйте общественную деятельность на местных новостных сайтах, пообщайтесь с конкурентами и сотрудниками, которые ранее там работали. Это поможет вам создать общее представление о компании и принять решение об устройстве на работу.
Читайте, как правильно питаться в офисе:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы
почитать еще
еда не дома
Где недорого поесть в Санкт-Петербурге
В Санкт-Петербурге много бюджетных ресторанов и кафе, а формат с фиксированной стоимостью блюд становится все популярнее. Так людям легче планировать расходы и не тратить лишнего. Рассказываем о шести ресторанах с фиксированной ценой. Эти заведения популярны у жителей и гостей города — а значит, кормят в них неплохо.
еда не дома
Шведский стол
Мы уже разбирались на Food.ru с русской сервировкой стола, принятой в современных ресторанах, где блюда выносят каждому гостю персонально, а также с французской, которую проще всего иллюстрировать домашним застольем: каждый берет себе, что хочет, прямо из общей посуды на столе. Сегодня изучаем скандинавский вариант подачи блюд.
еда не дома
5 гастротеатров России, где еда превращается в шоу
Если хотите, чтобы этим вечером было не только вкусно, но и интересно, присмотритесь к одному из гастротеатров. В России их немного, но некоторые уже успели завоевать популярность. Рассказываем, куда искушенные фуди идут за едой, которая превращается в настоящее шоу.
еда не дома
Кулинарные эксперты назвали 100 лучших пиццерий мира
Гастрономический справочник 50 Top Pizza опубликовал ежегодный рейтинг лучших пиццерий мира. Нью-йоркская пиццерия Una Pizza Napoletana заняла первое место второй год подряд, но на этот раз разделила высшую ступень гастрономического пьедестала с пиццерией I Masanielli из итальянского города Казерта.
еда не дома
7 московских ресторанов, где еду подают в красивой посуде
Сегодня все больше ресторанов обращают внимание не только на качество продуктов и сервис, но и на подачу. Опытные шефы знают: посуда, в которой гости видят и пробуют блюда, влияет на настроение и вкус. Авторская керамика, фарфор ручной работы, винтаж с французского блошиного рынка превращают ужин в эстетическое удовольствие. Выбрали семь ресторанов столицы, где посуда — не фон, а важная деталь, задающая настроение.
еда не дома
Где в Москве попробовать черноморскую кухню
Черноморская кухня включает несколько регионов: Турцию, Абхазию, Крым, Краснодарский край. У каждого своя изюминка, но объединяют их солнце, море и теплые застолья. Аджика и ткемали, ароматные чебуреки и хачапури, свежая барабулька и рапаны, мясо, приготовленное на углях. Чтобы попробовать все это, не обязательно выезжать на побережье. Нашли восемь уютных столичных ресторанов, где делают ставку на южное меню и курортную атмосферу.
еда не дома
6 ресторанов Москвы, куда стоит сходить всей семьей
Ужин с родителями — всегда про заботу, тепло, традиции и немного ностальгии. Это отличный способ провести с ними время и порадовать вниманием. Выбрали шесть ресторанов Москвы, где комфортная атмосфера сочетается с понятной, но небанальной кухней, которая понравятся и старшему, и младшему поколению.