Какие сладости выпрашивали дети в разные времена

/ От жженого сахара до чупа-чупсов
Сегодня на полках супермаркетов можно найти сладости на любой вкус: от классического горького шоколада и пастилы до веганских конфет и кислого мармелада. Однако такое разнообразие было не всегда. Ведь сахар долгое время и в допетровской Руси, и в годы Российской империи оставался роскошью. Леденцы или шоколад были на вес золота. Чем же тогда угощали детей? Выяснила редакция Food.ru.
Какие сладости выпрашивали дети в разные времена / От жженого сахара до чупа-чупсов

XVIII век

Сахар был на Руси экзотикой. О его существовании знали, но позволить себе дорогую зарубежную сладость могли только зажиточные люди. Некоторое время он даже продавался в аптеках и стоил эквивалентно серебру. В 1653 году царь Алексей Михайлович подписал указ о взимании таможенной пошлины на сахар, которая составляла от одного до полутора рублей. На эти деньги можно было купить примерно восемь овец или несколько десятков куриц.
В 1718 году Петр І поручил купцу Вестову строительство первой в России «сахарной мануфактуры». После этого в Петербурге возвели завод по переработке привозного сахара. Однако более доступной сладость не стала — ее по-прежнему можно было увидеть только на столе у царской семьи и богатых людей. Дети крестьян и работяг угощались ягодами и сушеными фруктами.
К концу столетия заводы начинают работать на отечественном сырье — сахарной свекле. Сахар из нее не отличался по вкусу от зарубежного. С этого времени сам продукт и сладости на его основе становятся более доступными. Сахар начинают добавлять чай, а на заводах изготавливать леденцы в форме петушков, солнца, лисичек и домиков. Они становятся не просто символом российской кондитерской промышленности, но и символом детства.
Интересный факт
Леденцы на палочке известны еще со времен Древнего Китая. Более 2000 лет назад их делали из замороженной смеси ягод и фруктов с медом. В Европе леденцы появились в XVII веке. Их использовали в лечебных целях — к сахарной основе добавляли травы. Считалось, что они помогают избавиться от боли в горле и кашля.

XIX век

В начале XIX века на ярмарках большим спросом пользовались тульские пряники. Делали их при помощи уникальных деревянных форм — по отпечатку на готовом изделии можно было узнать, какой кондитер испек пряник. Здесь же можно было купить пирожки, крендели, бублики и баранки. Уйти с ярмарки, не взяв ничего детям, было практически невозможно.
Также популярны стали прототипы современных ирисок — тянучки. Готовили их из сахарной пудры, ванили и воды. Оттенок сладости зависел от времени приготовления: чем дольше ее держали, тем темнее становилась тянучка. В отличие от ирисок, она не прилипала к зубам, а таяла во рту.
В конце XIX века производство сладостей становится по-настоящему массовым. В Москве и других крупных городах открываются кондитерские. Прилавки с изысканными пирожными собирают вокруг покупателей. В их числе родители, спешащие порадовать детей. В это время появляются знаменитые бренды — «Сиу» и «Эйнем». Они производят настоящие шоколадные конфеты и помадки. Упаковывали продукцию в расписные коробки из жести. В семьях баночки из-под сладостей не выбрасывали — в них хранили сыпучие продукты, нитки и пуговицы. 
Интересный факт
Реклама «Эйнем» печаталась на театральных программках, также компания выпускала наборы-сюрпризы, где в каждой коробочке лежала открытка. У фабрики был даже свой композитор: к конфетам и другим сладостям покупатель получал в подарок ноты «Шоколадного вальса», «Вальса-монпасье» или «Кекс-галопа».

XX век

В начале XX века одной из пяти ведущих кондитерских компаний в России стало «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова и сыновей». Они производили около 50% всех сладостей в стране, а ассортимент фабрики насчитывал более 400 наименований: глазированные фрукты, зефир, шоколад, мармелад, десятки видов конфет. Около каждого из прилавков стояли дети, выпрашивая родителей взять что-нибудь домой. Однако и взрослые не отказывались от продукции кондитерской, а московские модницы даже использовали железные шкатулки от леденцов как аксессуар.
Кстати
Благодаря Абрикосовым, появилась традиция дарить детям на Новый год шоколадных зайцев и Дедов Морозов. 
В 1920-е годы шоколад перестал быть угощением только для богатых. В конце десятилетия крупнейшие фабрики стали специализироваться на определенном виде продукции: например, «Бабаевская» (бывшая фабрика Абрикосовых) — на выпуске карамели, «Красный Октябрь» (бывшая «Эйнем») — на шоколадных конфетах, «Большевик» (бывший торговый дом «Сиу и К») — на печенье. 
В суровые 1940-е годы дети мечтали о простом кусочке сахара и сладком чае, а не то, чтобы о конфетах. Но в 1950-е кондитерские фабрики заработали в новую силу, появились новые виды конфет, например, «Птичье молоко», «Аленка», «Вдохновение», «Космическая Одиссея». 
Сладости 1990-х годов
После распада СССР прилавки заполнили западные сладости. Если раньше дети только слышали и мечтали о шоколаде в необычно-ярких обертках и жвачке со вкладышами, то теперь их можно было купить практически в любом ларьке.
«Кока-Кола», «Фанта», «Спрайт» и «Доктор Пеппер» пришли на замену сладкой содовой. Конкуренцию газировкам и компотам составляли растворимые порошковые напитки — Yupi, Invite и Zuko.
На замену леденцам, монпасье и сахарным петушкам пришел Chupa Chups. Интересно, что название карамели произошло от испанского слова chupar, что в переводе означает «сосать». Яркая конфета с разнообразными вкусами, которую к тому же удобно есть, очень многим пришлась по вкусу. В 1994 году Chupa Chups даже доставили космонавтам на МКС.
Интересный факт
Логотип Chupa Chups придумал художник Сальвадор Дали всего за час. Он также порекомендовал создателю карамели — Энрику Бернату — размещать логотип в верхней части упаковки.

XXI век

Несмотря на разницу между ассортиментом разных веков, неизменным остается одно — любовь детей к сладкому. Сейчас на полках магазина можно найти практически все. Например, для фанатов кислой посыпки есть мармеладки Chupa Chups Роллсы, а для тех, кому нравятся жевательные конфеты — Fruittella.
Медвежата Fruittella радуют интересной формой мармеладки и ярким фруктовым вкусом. А тот самый Chupa Chups из 90-х заставит поностальгировать даже взрослых.

Что можно сделать?

Устроить день сладостей: купить мармелад и жевательные конфеты от Fruittella, а также Роллсы и карамель Chupa Chups. Пригласить семью на дегустацию, чтобы выбрать любимый вкус.

Еще больше о сладостях читайте в нашей подборке:

Реклама. ООО «ПЕРФЕТТИ ВАН МЕЛЛЕ», ИНН: 5017051394, erid: 2VtzqxMV3sX
Аватар автора

Автор: ,
Кулинарный редактор Food.ru

Понравился материал?
Сохранить:
Оценить:
5
Рейтинг из 1 оценки
Рассказать друзьям:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы

почитать еще

Читают сейчас
Скачайте мобильное приложение FOOD.RU: рецепты всегда с вами!
App StoreGoogle PlayRuStoreAppGallery
Главная в мобильном приложении