Как мультики развивают эмоциональный интеллект у детей
/ Разбираемся с FruittellaМультфильмы и книги для детей — не просто увлекательный досуг и способ занять ребенка. Они учат распознавать эмоции, говорить о своих чувствах и понимать других. Вместе с Fruittella и психологом Ольгой Кузнецовой выяснили, как детский контент развивает эмоциональный интеллект у детей и почему важно смотреть и читать вместе с ребенком.
Устройте семейный киновечер со снеками и сладостями, например, фигурным мармеладом Fruittella со вкусом клубники и малины, в составе которого есть фруктовый сок.
Зачем смотреть мультики и читать сказки
Сказки и мультфильмы помогают ребенку узнавать мир, который выходит за пределы его повседневного опыта. Через вымышленные истории он знакомится с разными ситуациями, учится понимать, как ведут себя другие люди, какие чувства они могут испытывать. Герои часто переживают то же самое, что и ребенок. Он начинает видеть, что он не один такой — кто-то тоже может бояться, злиться, грустить или радоваться. Это придает ему уверенности и учит лучше понимать себя.
Ольга Кузнецова, коррекционный педагог-психолог:
Во время просмотра или чтения ребенок узнает, какие есть чувства и эмоции, что герои переживают и как ведут себя в разных ситуациях. Происходит интересный процесс — познание через ассоциацию себя с героем. В результате ребенок начинает лучше понимать свои и чужие чувства, учится эмпатии и переносит эти знания в свое общение в реальном мире.
Разберем этот процесс на примере фильма «Король Лев». Ребенок видит, что Симба теряет отца, и сопереживает ему. Это ключевой момент сюжета, который учит состраданию. Родителю очень важно признать чувства ребенка: «Я понимаю, что тебе грустно, ты переживаешь». Здорово рассказать и о своих чувствах в этот момент. В будущем это поможет ребенку быть более чутким к чужим переживаниям и лучше распознавать собственные эмоции.
Что важно учитывать при выборе контента
Когда вы выбираете мультфильмы или книги для ребенка, учитывайте его возраст и личные особенности характера. Насколько он чувствителен? Сколько времени может оставаться сосредоточенным? Ответы на эти вопросы упростят выбор контента.
Ольга Кузнецова:
Экранное время дает большую нагрузку на нервную систему и может вызвать перевозбуждение. Каждый родитель сам решает, когда и сколько времени ребенок проводит за просмотром, но есть и общие рекомендации. До двух лет лучше сосредоточиться на развитии слухового восприятия. Читайте ему вслух сказки, простые рассказы — так он научится воспринимать речь, слушать и различать интонацию. Более того, это очень важно для развития воображения. С двух до четырех лет можно подключать аудиовизуальный контент — короткие мультфильмы с понятным сюжетом и простой графикой. В этом возрасте ребенку пока сложно долго концентрироваться, и слишком яркие картинки и сцены могут его утомить. Следите, чтобы в мультфильме не было моментов, которые могут напугать малыша — например, сцен жестокости или резкой смены кадров. Реалистичные и доброжелательные истории помогут ребенку понять окружающий мир и не вызовут лишнего возбуждения.
С возрастом интерес к динамике и конфликтам растет. Детям постарше важно видеть, как герои сталкиваются с трудностями и преодолевают их. Такие сюжеты не стоит сразу запрещать. Лучше посмотреть вместе и обсудить: что произошло, как вели себя герои и что можно из этого вынести.
Как правильно выделять время
Выбирайте спокойное время для чтения или просмотра мультфильма, когда никто не торопится. Например, книга может стать частью вечернего ритуала перед сном, а мультфильм — занять утреннее время, когда ребенок проснулся и готов воспринимать информацию. Важно, чтобы он не был утомлен или перевозбужден.
Для взрослого чтение и просмотр видео — способ расслабиться. Для ребенка это, напротив, активный процесс: он обрабатывает новую информацию, учится понимать и интерпретировать происходящее. Поэтому при чтении старайтесь говорить медленно и спокойно, чтобы ребенок мог усваивать содержание, различать интонации и формировать представление о связной речи. Плавная речь помогает не только восприятию, но и стимулирует развитие речи у самого ребенка.
Если ребенок испугался происходящего на экране и отказывается смотреть дальше, не настаивайте. Обратите его внимание на то, что история еще не завершена — перед ним только один из этапов сюжета. При необходимости, обсудите с ним увиденное и попросите его визуализировать свои эмоций — например, нарисовать рисунок по мотивам сюжета.
Наблюдайте за состоянием ребенка. Иногда сильные эмоции возникают не из-за содержания истории, а из-за переутомления или общего эмоционального напряжения. В таких случаях лучше сделать паузу и вернуться к занятию позже.
Нужно ли всегда подключаться родителям
У родителей, которые только начинают вводить в повседневную жизнь чтение или мультфильмы, часто возникает вопрос, нужно ли всегда смотреть или читать вместе с ребенком.
Ольга Кузнецова:
Все зависит от потребностей родителей и ребенка. Обычно дети с удовольствием читают или смотрят мультфильмы вместе с родителями. Здорово, если в семье есть традиция собираться вечером и проводить время вместе. Но это не обязательно должно происходить каждый раз.
Иногда ребенку, особенно постарше, хочется побыть одному. Родителям тоже нужно личное время, и это нормально. Не стоит сдерживать стремление к самостоятельности. Главное — обсудить впечатления сразу, пока они свежи. Дети быстро переключаются, и вернуться к разговору позже может не получиться.
Многие родители также задаются вопросом, как обсуждать мультики и книги со своим ребенком: на чем делать акцент и как доносить свою позицию. На самом деле процесс довольно естественный и не требует особой подготовки. Важно не только делиться своим мнением, но и слушать ребенка. Задавайте вопросы, интересуйтесь, как он воспринимает сюжет. Старайтесь не навязывать свою точку зрения — ориентируйтесь на его интерес и реакции. Но если в истории затронуты важные темы, например, чувства, безопасность, конфликты — их стоит проговорить вместе.
Ольга Кузнецова:
Если в мультфильме герои ссорятся, обратите внимание ребенка на этот момент и задайте вопросы: «Как ты думаешь, почему это произошло?», «Что исправило бы ситуацию?», «Как бы ты сам поступил на их месте?». Поделитесь и своим мнением — детям важно знать, что близкие люди интересуются их увлечениями и готовы обсуждать их всерьез.
Не ругайте за «неправильные» ответы. Постарайтесь понять, что чувствует ребенок и как он рассуждает. Сначала спросите себя: «А почему мне не понравился его ответ?». Возможно, он просто предложил другой, но вполне логичный подход. Обсудите это спокойно, без давления и назидания.
Если ребенок, к примеру, говорит: «Зачем договариваться, если я прав?», — предложите ему посмотреть на ситуацию глазами другого участника конфликта. Вспомните похожие случаи из жизни или из своего детства. Это поможет ребенку научиться видеть разные стороны одной ситуации и развивать эмпатию.
Дошкольникам чаще всего достаточно простых и коротких объяснений. Сложные темы, вроде устройства Солнечной системы, пока будут для них слишком запутанными. А вот со старшими детьми уже можно обсуждать подробнее, объяснять, как все устроено, и делиться своими знаниями.
Не пугайтесь, если у вас недостаточно экспертности по какому-то вопросу. Главное — показать свою заинтересованность, откликнуться на интерес ребенка. Если вы сами не слишком хорошо разбираетесь в теме космоса, предложите вместе посмотреть документальный фильм о том, как устроена Солнечная система. Узнаете больше, поддержите интерес ребенка и сможете обсудить увиденное.
Что можно сделать?
Выбрать несколько мультфильмов, чтобы посмотреть и обсудить их с ребенком. А в качестве снека взять мармелад Fruittella — пусть познание мира будет не только полезным, но и вкусным.
Реклама. ООО «Перфетти Ван Мелле», ИНН: 5017051394, erid: 2VtzqwS9SSJ
Узнайте больше о сказочных сюжетах и о том, как перенести их в повседневность:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы