Что такое стартап простыми словами

/ Как его запустить и привлекать инвесторов
Благодаря фильмам и сериалам вроде «Кремниевой долины» или «Социальной сети» многие полагают, что стартап — это что-то связанное с IT-энтузиастами. Это не совсем так, да и вообще само слово окружено мифами. Давайте разбираться с правдой и мифами в этом материале.
Содержание
Что такое стартап простыми словами / Как его запустить и привлекать инвесторов

Что такое стартап

Стартап (от англ. start up — «запускать») — это компания или проект, основанные на инновационной идее и нуждающиеся в финансировании для развития. Впервые слово использовали в прессе в конце 1970-х, а затем оно получило широкое распространение в период «пузыря доткомов» — так назвали время с 1995-го до 2001 год, когда стремительно росла стоимость акций американских технологических компаний. 

Миф 1. Стартап — только про IT

Сегодня это и правда часто так. Но основная идея стартапа иная: он предлагает рынку радикально новые, инновационные решения. И они не всегда связаны исключительно с компьютерными технологиями.
Так, в свое время McDonald's был стартапом, когда предложил рынку оптимальную эффективную сетевую систему быстрого питания. Многие современные проекты по созданию экологичных тканей или упаковки тоже часто начинаются как стартапы.

Миф 2. Это про маленькую группу людей

Благодаря популярным фильмам принято считать, что команда стартапа — это всегда юные гики, которые придумывают нечто оригинальное в гараже. На деле команда может быть и большой, и отнюдь не юной. Нередко внутри большой компании можно найти бизнес-единицу, функционирующую как внутрикорпоративный стартап.

Миф 3. Это про желание быстро получить прибыль

Стартап, как и почти каждый бизнес, стремится к прибыли. Но куда важнее другое: проект должен предложить рынку нечто уникальное. А придумать такое и убедить людей в том, что им это нужно, непросто. Поэтому прибыль в стартапе чаще возникает не сразу: сначала нужно серьезно проработать проект и найти инвестора, который захочет вложиться в него.

Правда 1. Это про новую модель бизнеса 

Суть стартапа — нечто новое, чего раньше не было. Это идея, продукт, технология, способ организации процесса или услуга.
Например, сегодня открывать онлайн-школу — уже не стартап в отличие от «нулевых», когда это было чем-то новым. Но и в этой нише может появиться стартап, который предложит ранее неизвестные технологии, схемы продаж или уникальное позиционирование.

Правда 2. Это про неординарное мышление

Чтобы начать стартап, нужно мыслить нестандартно. Важно не только найти идею, нужно уметь грамотно продать ее миру и инвесторам и не бояться рисковать. Еще важно не бояться провалов. А они, скорее всего, будут как минимум на этапах питчинга, когда потенциальные инвесторы не заинтересуются проектом.
Кстати
По статистике 90% стартапов не взлетает: 10% закрывается в первый год и 70% — в первые два-три года. Это не значит, что закрывшиеся проекты плохие. Чаще всего они проваливаются из-за неверной оценки рынка, ухода инвесторов или неэффективной команды.

Типы стартапов

Как и в обычном бизнесе, существуют разные типы и цели стартапов. Например, их можно поделить на два вида: бизнес и лайфстайл. В первом случае проект заточен под прибыль, во втором — это дело жизни, для которого прибыль не столь важна. А по подходу к проектам обычно выделяют пять типов стартапов.

1. Стартап в малом бизнесе

Небольшие компании и частные предприниматели могут открывать проекты без намерения выйти на международные рынки. Обычно на свои средства или под небольшие кредиты. 
Впрочем, можно открывать компактный проект, который позже перерастет в нечто большее. Например, всемирно известная компания Benetton когда-то начиналась с вязаных вручную свитеров для родных и друзей. 

2. Дочерний или внутрикорпоративный стартап

Нередко большие компании могут создавать собственные стартап-команды. Это выгодно и команде, что получает нужные ресурсы от материнской компании, и самой компании, которая получает решение задач от надежных специалистов.
Например, производитель одежды может открывать специальный отдел или фирму для производства вещей из переработанного пластика. Или у ритейлера может появиться отдел по разработке инновационных способов доставки.

3. Социальный стартап

Такие проекты занимаются социальными вопросами: например, создают рабочие места для людей с ограниченными возможностями или такси для маломобильных граждан, могут открывать производство инновационных протезов. Такие бизнесы — важный элемент развития и гуманизации общества, но им нужны деньги и поддержка государства или фондов.

4. Масштабируемый стартап 

Задача такого проекта — создать уникальный продукт и распространить его по миру. Уже упомянутый McDonald's стал мировой сетью быстрого питания именно после того, как им занялся Рэй Крок. Он стал масштабировать сеть и открывать точки по всему миру.

5. Стартап на продажу

В этом формате стартап — ценность, которую можно выгодно продать. Сначала энтузиасты создают приложение для наложения фильтров на фото, затем пользователи социальных сетей увлекаются этими фильтрами, а потом компанию и продукт энтузиастов покупает по хорошей цене гигант цифрового рынка.

Жизненный цикл стартапа

Любой проект имеет жизненный цикл. В зависимости от целей, типа бизнеса и продукта цикл может варьироваться, а у нескольких экспертов могут быть разные подходы к его описанию. 
Жизнь стартапа примерно такая же, как у любого бизнеса. Сначала возникает идея продукта или услуги, потом проводят анализ рынка и оценку аудитории, затем пишут бизнес-план и продумывают стратегию выхода на рынок. После начинается этап тестирования прототипов продукта или услуги — бизнесмены анализируют, что нравится или не нравится фокус-группе. По итогам тестирования производят доработки проекта, бизнес-модели и стратегий.
Затем продукт запускают на рынок, начинается набор клиентов и продажи. Далее можно расти, совершенствовать продукт или переходить к масштабированию, если это предусмотрено бизнес-моделью проекта.
Поскольку стартап отличается от обычного бизнеса уникальностью предложения, то в его жизненном цикле есть своя специфика. Намного больше внимания уделяют аналитике и тестированию — важно не ошибиться с продуктом и ожиданиями от рынка и аудитории. Плюс больше времени уходит на поиск финансирования.

Кто и как финансирует стартапы

Вначале проекту может хватать своих средств или займов у друзей и родни. А вот для серьезного развития нужны более солидные вложения.
Форматы инвестиций могут быть разными на разных этапах: простой банковский кредит, поддержка венчурных фондов, гранты, конкурсы стартапов, краудфандинг, инвесторы в виде крупных компаний или бизнес-ангелы, которые вкладывают личные средства в молодые компании.
Важно составить портрет потенциального инвестора: например, что это за бизнес, каковы его ценности, чем ему может быть полезен стартап. Чем точнее портрет, тем легче адаптировать презентацию проекта, формируя предложения потенциальным инвесторам.
Далее нужно перевести все это в конкретику:
  • понять, где и как можно пообщаться с нужным человеком;
  • узнать из открытых источников все о потенциальном инвесторе;
  • подготовиться к питчингу — презентации проекта и понимать, что в ряде случаев надо уметь увлечь кого-то проектом буквально за считаные минуты.
Кстати
Питчинг (от англ. pitch — «подача») — это процесс представления проекта кому-либо. В английском языке есть понятие elevator pitch — дословно «подача в лифте». Этим термином называют ситуации, когда стартаперу нужно буквально за 10–30 секунд, пока оба (условно) едут в лифте, успеть представить проект.

Как заинтересовать инвестора

Специалист такого типа — не простой человек, а опытный бизнесмен, который занимается подобными вопросами едва ли не всю жизнь. Он привык рассматривать сотни разных проектов. Знает, как строится типовая презентация, подкован в психологии.
Убедить такого профи порой непросто. Требуется уникальный подход к человеку:
  • База — крепкая, убедительная бизнес-идея с расчетами, презентацией и чем угодно, что можно показать.
  • Риторика — важно уметь кратко сформулировать важное, поэтому стоит заранее подготовить несколько вариантов речи для питчинга: краткую на 30 секунд, среднюю на две-три минуты для презентации на большую аудиторию и длинную, она же funding pitch, или питч для инвесторов, на семь — десять минут с акцентом на главные аспекты.
Бывает так, что перспективный проект не находит поддержки, потому что инвесторам не понравилась презентация, стартапер растерялся или не смог ее толково изложить. А бывает, что в питчинге используют необычные ходы или человек просто ведет себя настолько уверенно, что инвесторы практически не могут ему отказать.
Питчинг — это что-то вроде первого свидания, на котором один человек хочет понравиться другому. Это не всегда удается, но это нормально. Главное — не опускать руки и учиться улучшать презентацию проекта.

Где брать идеи для стартапа

О том, как придумывать стартапы и запускать их, написано немало книг и снято множество кинофильмов. Если попробовать суммировать гигантский опыт разных новаторских проектов, можно вывести несколько общих трендов, которые могут привести к появлению перспективной идеи.
  • Пробовать решать типичную проблему новым способом 
Один небезызвестный студент, который стеснялся знакомиться с девушками, создал для этого социальную сеть. Многие стартапы начинаются с попытки решить личную проблему нетривиальным способом — возможно, это ваш случай.
  • Использовать обстоятельства 
В любом кризисе есть зерно возможностей и новых решений — его можно и нужно искать. Пример из недавнего прошлого: эпидемия COVID-19 создала проблемы в контактных отраслях: парикмахерском деле, образовании, торговле, туризме. Однако этот же период стимулировал ускорение бесконтактных технологий — сервисов доставки, платформ онлайн-обучения.
  • Искать идею в своих компетенциях 
Если в чем-то есть глубокая экспертиза, стоит искать пути ее уникального развития. Может быть, это онлайн-школа нового формата, сервис по изучению иностранных языков, умение находить самые дешевые авиабилеты. Во время ревизии скилов можно обнаружить новые точки для роста или эффективной продажи.
  • Смотреть на успешные примеры 
Можно не только понять, как строятся успешные стартапы, но и придумать, как стать их конкурентом. Нередко новаторы на рынке прогорают, потому что первыми проходят этот путь, совершают много ошибок. У того, кто идет вторым, уже есть опыт чужих ошибок, которые можно обойти.
  • Изучать умирающие бизнесы
Чтобы увидеть, почему компании с гигантскими оборотами и популярностью теряют рынок. Какие тренды они упустили и почему их кто-то смог обойти? В ответах на эти вопросы могут найтись нетривиальные и вполне прикладные идеи.

Что можно сделать?

Помнить, что и инвесторы, и клиенты могут ошибаться — иногда время какого-то стартапа приходит позже. Если бы Джоан Роулинг или Виктор Пелевин отказались от идеи печататься после первого отказа издательств, а Джефф Безос опустил руки после первого отказа инвесторов, то сегодня мир был бы менее интересным и технологичным местом.
А вы о каких взлетевших когда-то стартапах знаете? Расскажите в комментариях. 

Читайте о других современных понятиях — объяснили их простыми словами: 

Понравился материал?
Сохранить:
Оценить:
Рассказать друзьям:
    Комментарии(0)
    Будьте первым, кто оставит комментарий
    Хотите прокомментировать?
    Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы

    почитать еще

    Читают сейчас
    Скачайте мобильное приложение FOOD.RU: рецепты всегда с вами!
    App StoreGoogle PlayRuStoreAppGallery
    Главная в мобильном приложении