Что такое стартап простыми словами
/ Как его запустить и привлекать инвесторов
Благодаря фильмам и сериалам вроде «Кремниевой долины» или «Социальной сети» многие полагают, что стартап — это что-то связанное с IT-энтузиастами. Это не совсем так, да и вообще само слово окружено мифами. Давайте разбираться с правдой и мифами в этом материале.
Содержание
- Что такое стартап
- Миф 1. Стартап — только про IT
- Миф 2. Это про маленькую группу людей
- Миф 3. Это про желание быстро получить прибыль
- Правда 1. Это про новую модель бизнеса
- Правда 2. Это про неординарное мышление
- Типы стартапов
- Жизненный цикл стартапа
- Кто и как финансирует стартапы
- Как заинтересовать инвестора
- Где брать идеи для стартапа
- Что можно сделать?
- Читайте о других современных понятиях — объяснили их простыми словами:
Что такое стартап
Стартап (от англ. start up — «запускать») — это компания или проект, основанные на инновационной идее и нуждающиеся в финансировании для развития. Впервые слово использовали в прессе в конце 1970-х, а затем оно получило широкое распространение в период «пузыря доткомов» — так назвали время с 1995-го до 2001 год, когда стремительно росла стоимость акций американских технологических компаний.
Миф 1. Стартап — только про IT
Сегодня это и правда часто так, но основная идея стартапа иная: он предлагает рынку радикально новые, инновационные решения, и они не всегда связаны исключительно с компьютерными технологиями.
Так, в свое время McDonald's был стартапом, когда предложил рынку оптимальную эффективную сетевую систему быстрого питания. Многие современные проекты по созданию экологичных тканей или упаковки тоже часто начинаются как стартапы.
Миф 2. Это про маленькую группу людей
Благодаря популярным фильмам принято считать, что команда стартапа — это всегда юные гики, которые придумывают нечто оригинальное в гараже. На деле команда может быть и большой, и отнюдь не юной. Нередко внутри большой компании можно найти бизнес-единицу, функционирующую как внутрикорпоративный стартап.
Миф 3. Это про желание быстро получить прибыль
Стартап, как и почти каждый бизнес, стремится к прибыли и нацелен на популярность, но куда важнее другое: проект должен предложить рынку нечто уникальное. А придумать такое и убедить людей в том, что им это нужно, непросто, поэтому прибыль в стартапе чаще возникает не сразу: сначала нужно серьезно проработать проект и найти инвестора.
Стартап из Гренландии начал экспорт льда в ОАЭПравда 1. Это про новую модель бизнеса
Суть стартапа — нечто новое, чего раньше не было, это идея, продукт, технология, способ организации процесса или услуга.
Например, сегодня открывать онлайн-школу — уже не стартап в отличие от «нулевых», когда это было чем-то новым. Но и в этой нише может появиться стартап, который предложит ранее неизвестные технологии, схемы продаж или уникальное позиционирование.
Правда 2. Это про неординарное мышление
Чтобы начать стартап, нужно мыслить нестандартно, важно не только найти идею, нужно уметь грамотно продать ее миру и инвесторам и не бояться рисковать. Еще важно не бояться провалов, а они, скорее всего, будут как минимум на этапах питчинга, когда потенциальные инвесторы не заинтересуются проектом.
Кстати
По статистике 90% стартапов не взлетает: 10% терпят неудачу и закрывается в первый год и 70% — в первые два-три года. Это не значит, что закрывшиеся проекты плохие, чаще всего они проваливаются из-за неверной оценки рынка, ухода инвесторов или неэффективной команды.
Типы стартапов
Как и в обычном бизнесе, существуют разные типы и цели стартапов, например, их можно поделить на два вида: бизнес (где важна прибыль) и лайфстайл (дело жизни). При этом по подходу к проектам обычно выделяют пять типов стартапов.
1. Стартапы в малом бизнесе
Небольшие компании и частные предприниматели могут открывать проекты без намерения масштабирования и выхода на международные рынки, обычно на свои средства или под небольшие кредиты.
Впрочем, можно открывать компактный проект, который позже перерастет в нечто большее: например, всемирно известная компания Benetton когда-то начиналась с вязаных вручную свитеров для родных и друзей, а только потом достигла роста и масштабирования.
2. Дочерние или внутрикорпоративные стартапы
Нередко большие компании могут создавать собственные стартап-команды. Это выгодно и команде, что получает нужные ресурсы от материнской компании, и самой компании, которая получает решение задач от надежных специалистов.
Например, производитель одежды может открывать специальный отдел или фирму для производства вещей из переработанного пластика, или у ритейлера может появиться отдел по разработке инновационных способов доставки.
3. Социальные стартапы
Такие проекты занимаются социальными вопросами: например, создают рабочие места для людей с ограниченными возможностями или такси для маломобильных граждан, могут открывать производство инновационных протезов. Такие бизнесы — важный элемент развития и гуманизации общества, но им нужны деньги и поддержка государства или фондов.
4. Масштабируемые стартапы
Задача такого проекта — создать уникальный продукт и распространить его по миру. Уже упомянутый McDonald's стал мировой сетью быстрого питания именно после того, как им занялся Рэй Крок, который стал масштабировать сеть и открывать точки по всему миру.
5. Стартапы на продажу
В этом формате стартап — ценность, которую можно выгодно продать. Сначала энтузиасты создают приложение для наложения фильтров на фото, которое становится популярным, а потом компанию и продукт энтузиастов покупает по хорошей цене гигант цифрового рынка.
В Японии придумали робота-котикаЖизненный цикл стартапа
Любой проект или стартап имеет жизненный цикл, который может варьироваться в зависимости от целей, планов роста и масштабирования, типа бизнеса и продукта, также у нескольких экспертов могут быть разные подходы к его описанию.
Жизнь стартапа примерно такая же, как у любого бизнеса: сначала возникает идея продукта или услуги, потом проводят анализ рынка и оценку аудитории, затем пишут бизнес-план и продумывают стратегию выхода на рынок, если есть потребность, то прописываются этапы для роста и масштабирования. После начинается этап тестирования прототипов продукта или услуги — бизнесмены анализируют, что нравится или не нравится фокус-группе, по итогам производят доработки проекта, бизнес-модели и стратегий.
Затем продукт запускают на рынок, начинается набор клиентов и продажи, далее можно расти, совершенствовать продукт или переходить к масштабированию, если это предусмотрено бизнес-моделью проекта.
Поскольку стартап отличается от обычного бизнеса уникальностью предложения, то в нем намного больше внимания уделяют аналитике и тестированию — важно не ошибиться с продуктом и ожиданиями от рынка и аудитории (часто именно здесь стартапы терпят неудачу), плюс больше времени уходит на поиск финансирования.
Гаджет готовит стейк в 10 раз быстрее обычного гриляКто и как финансирует стартапы
Вначале проекту может хватать своих средств или займов у друзей и родни, а вот для серьезного развития и роста популярности нужны более солидные вложения.
Форматы инвестиций могут быть разными на разных этапах: простой банковский кредит, поддержка венчурных фондов, гранты, конкурсы стартапов, краудфандинг, инвесторы в виде крупных компаний или бизнес-ангелы, которые вкладывают личные средства в молодые компании.
Важно составить портрет потенциального инвестора: например, что это за бизнес, каковы его ценности, чем ему может быть полезен стартап.
Далее нужно перевести все это в конкретику:
- понять, где и как можно пообщаться с нужным человеком;
- узнать из открытых источников все о потенциальном инвесторе;
- подготовиться к питчингу — презентации проекта и понимать, что в ряде случаев надо уметь увлечь кого-то проектом буквально за считаные минуты.
Кстати
Питчинг (от англ. pitch — «подача») — это процесс представления проекта кому-либо. В английском языке есть понятие elevator pitch — дословно «подача в лифте», этим термином называют ситуации, когда стартаперу нужно буквально за 10–30 секунд, пока оба (условно) едут в лифте, успеть представить проект.
Как заинтересовать инвестора
Специалист такого типа — не простой человек, а опытный бизнесмен, который занимается подобными вопросами едва ли не всю жизнь.
Убедить такого профи порой непросто, требуется уникальный подход к человеку.
- База — крепкая, убедительная бизнес-идея с расчетами, презентацией и чем угодно, что можно показать.
- Риторика — важно уметь кратко сформулировать идею, поэтому стоит заранее подготовить несколько вариантов речи для питчинга: краткую на 30 секунд, среднюю на две-три минуты для презентации на большую аудиторию и длинную, она же funding pitch, или питч для инвесторов, на семь — десять минут с акцентом на главные аспекты.
Бывает так, что перспективный проект не находит поддержки, потому что инвесторам не понравилась презентация, стартапер растерялся или не смог ее толково изложить. А бывает, что в питчинге используют необычные ходы или человек просто ведет себя настолько уверенно, что инвесторы практически не могут ему отказать.
Питчинг — это что-то вроде первого свидания, на котором один человек хочет понравиться другому, это не всегда удается, но это нормально. Главное — не опускать руки и учиться улучшать презентацию проекта.
Необычную банку придумали в ВеликобританииГде брать идеи для стартапа
О том, как придумывать стартапы и запускать их, написано немало книг и снято множество кинофильмов. Если попробовать суммировать гигантский опыт разных новаторских проектов, можно вывести несколько общих трендов, которые могут привести к появлению перспективной идеи.
- Пробовать решать типичную проблему новым способом
Один небезызвестный студент, который стеснялся знакомиться с девушками, создал для этого социальную сеть. Многие стартапы начинаются с попытки решить личную проблему нетривиальным способом — возможно, это ваш случай.
- Использовать обстоятельства
В любом кризисе есть зерно возможностей и новых решений — его можно и нужно искать. Пример из недавнего прошлого: эпидемия COVID-19 создала проблемы в контактных отраслях (парикмахерском деле, образовании, торговле, туризме), однако этот же период стимулировал ускорение бесконтактных технологий — сервисов доставки, платформ онлайн-обучения.
- Искать идею в своих компетенциях
Если в чем-то есть глубокая экспертиза, стоит искать пути ее уникального развития, может быть, это онлайн-школа нового формата, сервис по изучению иностранных языков, умение находить самые дешевые авиабилеты. Во время ревизии скилов можно обнаружить новые точки для роста или эффективной продажи.
- Смотреть на успешные примеры
Можно не только понять, как строятся успешные стартапы, но и придумать, как стать их конкурентом. Нередко новаторы на рынке прогорают, потому что первыми проходят этот путь, совершают много ошибок. У того, кто идет вторым, уже есть опыт чужих ошибок, которые можно обойти, чтобы превратить свою мечту в реальность.
- Изучать умирающие бизнесы
Чтобы увидеть, почему компании с гигантскими оборотами и популярностью теряют рынок. Какие тренды они упустили и почему их кто-то смог обойти? В ответах на эти вопросы могут найтись нетривиальные и вполне прикладные идеи.
В Австралии создали умное устройство для кормящих матерейЧто можно сделать?
Помнить, что и инвесторы, и клиенты могут ошибаться — иногда время какого-то стартапа приходит позже. Если бы Джоан Роулинг или Виктор Пелевин отказались от идеи печататься после первого отказа издательств, а Джефф Безос опустил руки после первого отказа инвесторов, то сегодня мир был бы менее интересным и технологичным местом.
Читайте о других современных понятиях — объяснили их простыми словами:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы
почитать еще

еда и развлечения
Как наполнить новогодние каникулы теплом и нежностью
Новогодние каникулы — это дни, когда вся семья рядом, дом наполняется теплом, смехом, шелестом упаковочной бумаги и ароматом любимой еды. В это время хочется не спешить, внимательнее слушать друг друга и создавать особую атмосферу, которая еще долго будет согревать. Вместе с Milka мы собрали идеи, которые помогут вам и вашим детям стать еще ближе и нежнее друг к другу. Это милые активности, благодаря которым в доме на протяжении всех каникул сохранится дух праздника. А, возможно, они станут и доброй семейной традицией.

еда и развлечения
Традиционные блюда на Новый год и Рождество
Новый год и Рождество в России ассоциируются с елкой, мандаринами и, конечно, традиционными салатами — оливье и селедкой под шубой. Какие еще блюда часто подают на праздничный стол в нашей стране и что готовят в других странах, рассказываем в нашей статье.

еда и развлечения
Как научиться вышивать мережку
Ажурная мережка превращает обычный кусок ткани в воздушное изделие с кружевными вставками. Освоить эту технику несложно: нужно лишь аккуратно вытягивать нити и переплетать оставшиеся, создавая красивый узор. В этой статье расскажем, с чего начать и какие инструменты пригодятся новичку.

еда и развлечения
7 идей сладких подарков на Новый год
Иногда непросто найти сладкие подарки на Новый год, в которых все конфеты в наборе будут вкусными и именно такими, как хочется. Если у вас есть немного свободного времени, желание раскрыть свои творческие способности и сделать оригинальную поделку вместе с ребенком, воспользуйтесь этой подборкой от Food.ru. Подготовили варианты простых сладких подарков, которые можно сделать своими руками на Новый год.

еда и развлечения
Почему люди дарят подарки сами себе
«Я это заслужила», «Нужно баловать себя» — наверняка вы хотя бы раз говорили себе нечто подобное перед покупкой. И если вам кажется, что таким образом вы просто оправдываете свою любовь к шопингу, то у нас хорошая новость. За таким поведением может стоять интересный психологический феномен — self-gifting, или практика делать подарки самому себе.

еда и развлечения
Кто и когда придумал оливье, селедку под шубой и студень
Оливье, холодец и мясо по-французски, кажется, всегда были на новогодних столах. Однако это все блюда из разных эпох. И то, что мы сейчас едим их все одновременно, для наших соотечественников из прошлого стало бы сюрпризом. Мы решили разобраться, как всеми любимые блюда появились в современном праздничном меню.

еда и развлечения
Что такое кулинарный карвинг
Для украшения блюд можно не просто нарезать овощи и фрукты привычным способом, а сделать из них цветы и фигуры с помощью карвинга. Для этого не нужны сложные приспособления, достаточно двух-трех острых ножей разной формы. Мы расскажем, что такое карвинг в кулинарии, какие инструменты для него используют и что с их помощью можно сделать.
















