Что такое бихевиоризм

/ Какие принципы объясняют наши поступки
Три человека спешат на работу, и перед каждым медленно идет прохожий. Один спокойно обходит, другой раздраженно закатывает глаза, третий начинает ругаться. Одинаковая ситуация, а люди ведут себя по-разному. В психологии есть подход, который называется бихевиоризмом. Он объясняет: как человек поступит, зависит от окружающей среды и от того, к чему он уже привык. В статье расскажем, кто основал этот психологический подход, в чем его особенности и как он связан с повседневной жизнью.
Что такое бихевиоризм / Какие принципы объясняют наши поступки

Что такое бихевиоризм

Бихевиоризм — это направление в психологии, которое изучает поведение человека и животных, опираясь только на то, что можно увидеть, измерить и проверить. Вместо рассуждений о мыслях и чувствах внимание сосредоточено на поступках: как люди или животные действуют в ответ на все, что происходит в окружающей среде.
Чтобы понять, почему человек ведет себя так, а не иначе, важно не гадать, о чем он думает, а просто посмотреть, в какой среде он оказался и что происходило до этого. Например, если ребенка часто хвалят за аккуратность, он привыкает следить за порядком. Если взрослый постоянно снимает стресс сладким, он будет тянуться к конфетам каждый раз, когда становится тревожно. 
Бихевиоризм объясняет, что именно окружающая среда формирует привычки и реакции. Люди и животные со временем привыкают поступать так, чтобы добиться нужного результата или не столкнуться с чем-то неприятным. Со временем под ее влиянием у человека складываются даже черты характера.

История появления бихевиористского подхода

В начале XX века психология была больше теоретической областью, где размышляли о сознании, эмоциях, восприятии. Но тут возникла проблема — люди по-разному описывали свои чувства, и это мешало делать объективные выводы.
Психологи начали искать способы объяснять поведение так, чтобы это не зависело от субъективных мнений. Тогда и появился термин «бихевиоризм».
Основателем этого подхода считается американский психолог и исследователь поведения Джон Уотсон. Его полное имя Джон Бродес Уотсон, но в научных текстах чаще используют короткую форму.
Интересный факт
Уотсон был активным популяризатором своих идей. В лекциях он заявлял, что может воспитать из любого младенца кого угодно: врача, юриста, вора или художника. Главное, по его мнению, создать нужные условия и окружение. Эти слова часто цитируют, когда говорят о радикальности бихевиористского подхода.

Как Джон Уотсон изменил представление о психологии

Уотсон стал первым, кто на практике поставил перед психологией конкретную задачу изучать поведение так же строго, как биология или физика наблюдают за природными явлениями.
Американский психолог выступал с лекциями, писал статьи и прямо говорил, что психология должна опираться только на то, что можно увидеть и проверить. Его знаменитая фраза о дюжине младенцев стала символом этих идей.
Чтобы подтвердить свои взгляды, в 1920 году Джон Уотсон вместе с ассистенткой провел эксперимент, который позже стали называть «опытом с маленьким Альбертом». Девятимесячного ребенка приучили бояться белой крысы, сопровождая ее появление громким звуком. Через некоторое время страх распространился и на другие пушистые предметы. Уотсон показал, что даже такие сильные реакции, как страх, могут формироваться под влиянием среды, а не быть врожденными. Однако, как и многие другие психологические эксперименты, которые проводили в начале XX века, случай с маленьким Альбертом остается спорным с этической точки зрения.

Почему бихевиоризм стал популярен

Метод, который предложил Уотсон, оказался особенно востребованным в Америке. В стране активно развивались системы образования, социальной работы, рекламы. Психологам и педагогам нужны были практичные инструменты, которые помогали бы объяснять и менять поведение людей без сложных рассуждений о мотивах и чувствах.
Бихевиористский подход хорошо вписывался в эту задачу. Он давал четкие инструкции: поменяйте окружающую среду вокруг человека — и его поведение станет другим. Поэтому идеи Джона Уотсона и его последователей оказались частью не только психологии, но и повседневной жизни в школах, на работе, в бизнесе и даже в рекламе.
Интересный факт
Не только люди, но и приложения обучаются с помощью принципов бихевиоризма. Например, алгоритмы в соцсетях «замечают», что вы смотрите дольше, и показывают больше похожего контента, чтобы «подкрепить» ваше внимание.

Вклад Павлова и Торндайка

Хотя именно Уотсон считается основателем бихевиоризма, идеи, на которые он опирался, появились благодаря работам других ученых. 
Один из них — российский физиолог Иван Павлов. Он стал известен своими экспериментами с собаками в 1890-х годах. Ученый заметил, что животное выделяет слюну при виде еды. Но если каждый раз перед кормлением подавать условный сигнал, например звон бубенцов, включить метроном или даже пустить электрический ток, со временем слюна начинала выделяться уже на сам звук. Это явление назвали условным рефлексом.
Примерно в то же время американский психолог Эдвард Торндайк проводил опыты с кошками. Он изучал, как животные учатся открывать замки, чтобы выбраться из закрытой коробки. Сначала кошка действовала наугад, но с каждым разом находила нужное решение быстрее. Этот процесс Торндайк назвал обучением через пробу и ошибку.
Благодаря открытиям Павлова и Торндайка Джон Уотсон смог сформулировать свои идеи. Опыты наглядно показывали, что реакции и поведение зависят от ситуации, а не от характера. Уотсон не просто повторил их выводы, а перенес эти идеи из физиологии и экспериментов с животными в психологию человека.

Основные положения бихевиоризма

В основе подхода лежит несколько фундаментальных идей:
  • Человек действует в ответ на то, что происходит вокруг. Услышали звонок — подошли к телефону. Увидели зеленый свет — пошли, красный — остановились. Из таких простых связей между сигналом окружающей среды и поступком складываются привычки и навыки.
  • Поведение человека и животных зависит от того, что происходит вокруг. Если условия меняются, меняется и реакция. Например, на работе человек ведет себя сдержаннее, а дома расслабляется, говорит и действует свободнее.
  • Бихевиоризм изучает только то, что можно увидеть со стороны. Например, человек нажимает кнопку лифта или открывает дверь. Вы видите сам поступок, но не знаете, зачем он так делает или что у него в голове, — это уже вне наблюдения.
  • Поведение можно изменить с помощью обучения. Когда действие приносит человеку награду или личную выгоду, велика вероятность, что он станет поступать подобным образом вновь. Например, ребенка хвалят за чистую посуду, со временем он начинает мыть тарелки сам без напоминаний. Так формируются привычки у человека или навыки у животного.
В бихевиористском подходе не говорят, правильно человек поступает или нет. Важно просто понять, почему он так делает, а не каким должно быть поведение с точки зрения морали.
Интересный факт
В эксперименте психолога Альберта Бандуры дети копировали агрессию, просто наблюдая, как взрослые бьют надувную куклу Бобо. Оказалось, что человек может перенимать поведение не только через награды или наказания, как считал Джон Уотсон, но и просто глядя на других. Поэтому позже появился необихевиоризм — более гибкое направление внутри бихевиористского подхода, где уже учитывались такие нюансы.

Какие направления бихевиоризма существуют

Со временем бихевиористский подход менялся и дополнялся новыми идеями. Внутри него появилось несколько отдельных направлений.
  • Классический бихевиоризм. Это самый строгий вариант подхода, который предложил Джон Уотсон. Здесь важны только стимулы и реакции. Например, услышали сигнал таймера — выключили плиту. Ощутили холод — надели куртку. То, что человек думает или чувствует в этот момент, в расчет не берется.
  • Радикальный бихевиоризм. Это направление развил американский психолог Беррес Скиннер. По его мнению, важно не только, что происходит сразу после стимула, но и то, как на это реагируют окружающие. Например, сотрудника поощряют за вовремя сданную работу, а он старается делать все в срок и дальше. Если же за опозданием следует штраф, то в другой раз человек будет внимательнее. Это называется оперантным обучением, когда поведение зависит от последствий.
  • Необихевиоризм. В этом подходе ученые решили учитывать, что между стимулом и реакцией могут быть промежуточные ожидания, знания, привычки. Американские психологи Кларк Халл и Эдвард Толмен предположили, что поведение формируется за счет прошлого опыта. Например, человек подходит к двери, слышит звонок, но не открывает сразу. Он сначала смотрит в глазок или спрашивает, кто пришел. Такой подход более уместен в реальной жизни, где люди не всегда реагируют мгновенно, а часто взвешивают, стоит ли что-то делать.

Где сегодня применяют бихевиоризм

Хотя с середины XX века начали появляться новые психологические теории, идеи бихевиористского подхода никуда не исчезли. Они используются в образовании, тренингах, психотерапии, обучении с помощью системы поощрений, программы коррекции поведения. И все это началось с тех простых принципов, которые предложил Уотсон в первой половине XX века.
В школах и детских садах, на спортивных тренировках, на курсах личной эффективности работают принципы подкрепления. Например, ребенка хвалят за то, что он сам убрал игрушки, и он с большей вероятностью сделает это снова.
В психотерапии эти идеи легли в основу поведенческой терапии. С помощью простых техник человек учится замечать такие реакции, как тревогу, страх, раздражение, и шаг за шагом заменять их новыми, более полезными.
Бихевиористский подход активно применяют в работе с животными. Тренеры используют методы подкрепления и условных рефлексов, чтобы обучить собак, дельфинов, лошадей нужным командам.
Даже маркетинг и цифровые сервисы используют этот подход. Например, приложение начисляет баллы или показывает приятную анимацию, чтобы поощрить пользователя за нужное действие.

Как использовать бихевиористский подход в повседневной жизни

Если взглянуть на бихевиоризм как на инструмент, он становится вполне понятным и применимым в повседневной жизни. Хотите изменить что-то в своем поведении или в поступках другого человека? Тогда стоит понять, что именно на это влияет.
Например, вы хотите, чтобы у ребенка появилась привычка убирать игрушки. Хвалите его за такую инициативу, и со временем это действие станет для него естественным.
Если какая-то привычка мешает, попробуйте изменить окружающую среду так, чтобы стимулы исчезли. Например, если хотите реже пользоваться телефоном, уберите его со стола или отключите уведомления во время работы.

Что можно сделать?

Перестать поощрять привычку, от которой хотите избавиться. В бихевиористском подходе это называется гашением реакции. Например, если человек грубо шутит ради внимания, но никто не реагирует, со временем он перестает так делать. Принцип помогает мягко менять поведение без конфликтов и наказаний.

Узнайте, как поддерживать ментальное и физическое здоровье:

Понравился материал?
Сохранить:
Оценить:
Рассказать друзьям:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы

почитать еще

Читают сейчас
Скачайте мобильное приложение FOOD.RU: рецепты всегда с вами!
App StoreGoogle PlayRuStoreAppGallery
Главная в мобильном приложении