Что такое СДВГ

/ И как помочь ребенку справиться с этим расстройством
Если ваш ребенок не может усидеть на месте и сосредоточиться, часто теряет вещи, перебивает, забывает о просьбах, не спешите его ругать. Возможно, у него синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — особенность, из-за которой человеку крайне тяжело контролировать свое поведение. Рассказали про симптомы этого неврологического расстройства, объяснили, из-за чего оно возникает и как помочь ребенку с такой проблемой.
Что такое СДВГ / И как помочь ребенку справиться с этим расстройством

Какие типы СДВГ бывают

Представьте, что ваш мозг — это большой город, а внимание — движущиеся машины. У ребенка с СДВГ этот поток хаотичен: автомобили едут в разные стороны, постоянно теряются, создавая пробки и заторы. Проявляется это в двух основных проблемах: трудностях с концентрацией внимания и гиперактивности. Иногда встречается только одна из них, иногда — обе.
Врачи выделяют три основных типа СДВГ:
  1. Преимущественно невнимательный тип — это синдром дефицита внимания. Ребенок постоянно отвлекается: начал рисовать, тут же бросил, взял конструктор, но через минуту заскучал, пошел смотреть мультики и сразу же стал переключать каналы в поисках чего-то более интересного. Таким детям сложно следовать инструкциям, они забывают то, что им только что сказали, даже если это было важно. Кажется, что они не слушают, когда с ними говорят, постоянно забывают, куда положили вещи, не могут сконцентрироваться: например, им сложно собирать пазлы, строить башни из кубиков. 
  2. Преимущественно гиперактивно-импульсивный тип — синдром гиперактивного ребенка. Такие дети полны энергии, они бегают, прыгают, карабкаются, трогают все вокруг, не задумываясь о последствиях. Им сложно сидеть спокойно, даже когда их просят. Они часто говорят без остановки, перебивают других, не дожидаясь своей очереди. Им не хватает терпения, они делают вещи спонтанно, не думая о безопасности: могут выбежать на дорогу, не глядя по сторонам.
  3. Комбинированный тип — сочетание синдрома дефицита внимания и крайней гиперактивности. Ребенок отвлекается, постоянно находится в движении, делает поспешные, необдуманные поступки.

Откуда берутся нарушение внимания и гиперактивность

Синдром гиперактивности с дефицитом внимания — это состояние, которое возникает из-за проблем в работе ретикулярной формации головного мозга —именно эта часть отвечает за внимание и контроль движений. В результате человеку сложно концентрироваться, запоминать что-то, долго сидеть на одном месте, выполнять монотонную работу. И если взрослый еще может как-то себя мотивировать, заставлять делать то, что скучно, то ребенок часто бунтует. Про таких детей часто говорят «летает в облаках», «способный, но не старается».
По статистике, синдром чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. Однако все чаще врачи говорят о том, что проблема в исследованиях и общих для обоих полов стандартах: у женщин расстройство может проявляться иначе, многие из них недообследованы.

Как развивается синдром дефицита внимания у гиперактивного ребенка

С СДВГ может столкнуться каждый, однако значительную роль играет генетическая предрасположенность. В подавляющем большинстве семей, где есть дети с таким диагнозом, подобные проблемы наблюдались у родственников в предыдущих поколениях. 
Ученые предполагают, что один из ключевых факторов развития этого расстройства — недостаток дофамина. Этот нейромедиатор передает сигналы между нервными клетками и отвечает за многие функции, в том числе за контроль импульсов и внимание. Его дефицит нарушает нормальную работу мозга.
Помимо генетики, на развитие расстройства влияют внешние факторы: например, неблагоприятная семейная атмосфера, постоянные стрессы, вредные привычки родителей. Все это воздействуют на ретикулярную формацию ствола мозга, которая служит своеобразным «фильтром»: отсеивает несущественную информацию, позволяя сосредоточиться на важных задачах, помогает переключать внимание и справляться с многозадачностью. При СДВГ работа ретикулярной формации нарушается. Это приводит к тому, что ребенок получает переизбыток информации, не может выделить главные задачи и переключается с одного на другое, не доводя ничего до конца.
Яркий свет, громкие звуки, сильные эмоции — все это дополнительно усугубляет ситуацию. Дети становятся чрезмерно возбужденными, раздражительными и даже агрессивными, страдают от гиперактивности.

Как понять, что у ребенка СДВГ, а не просто особенности поведения

Отличить расстройство от обычных детских шалостей непросто. Однако есть важные признаки:
  • Продолжительность симптомов. Если они длятся более шести месяцев, ребенок невнимателен постоянно, а не только после долгого сложного дня, болезни, ссор, то вряд ли это просто возрастные особенности. 
  • Несоответствие норме, отставание в развитии. Родители гиперактивного ребенка часто замечают, что он застревает на одном уровне, пока другие осваивают новые навыки, ведет себя не так как сверстники. Не может запомнить короткое стихотворение, хотя весь класс выучил еще на уроке, забывает имена одноклассников, срывает занятия разговорами.
  • Влияние на жизнь. У гиперактивного ребенка могут быть трудности в общении из-за частых вспышек гнева, агрессии. Если какого-то друга нет в его поле зрения (например, уехал к бабушке на каникулы), он может о нем забыть. Невнимательность приводит к плохой успеваемости, трудностям в адаптации к детскому саду или школе.
Важно
Если проблемы с вниманием или гиперактивностью возникают только в конкретном месте (например, в детском саду, но не дома), это может быть связано с другими факторами: скукой, некомфортной обстановкой или проблемами в отношениях со сверстниками. Это не обязательно указывает на СДВГ. Диагноз может поставить только врач, поэтому обязательно покажите ребенка специалисту.

Как врачи ставят диагноз 

Диагностика СДВГ у маленьких детей — сложный процесс, и мнения специалистов о минимальном возрасте для постановки диагноза разнятся: в России это обычно после пяти лет, а в некоторых европейских странах — уже в два-три года. Не существует общего теста на СДВГ, необходима комплексная оценка — обычно этим занимаются врач-невролог, психиатр или психолог.
Диагностика включает несколько этапов:
  • Медицинский осмотр. Врач проверяет зрение, слух, речь и когнитивные способности ребенка (память, внимание, мышление). Это необходимо, чтобы исключить другие заболевания или задержки развития. При необходимости ребенка могут направить к педиатру для дополнительного обследования.
  • Подробное интервью с родителями. Врач задает вопросы, чтобы получить полную картину поведения ребенка в разных ситуациях: дома, в детском саду, на прогулке. Также специалист изучает медицинскую историю ребенка и семьи: хронические заболевания, травмы, задержки развития или психические расстройства.
  • Специальные опросники. Родители заполняют анкету, в течение нескольких недель наблюдают за ребенком, отмечают наличие или отсутствие определенных симптомов. Для постановки диагноза необходимо наличие как минимум шести из них, которые проявляются минимум в двух разных средах (например, дома и в детском саду).
  • Анализ всех данных. Врач обобщает информацию, полученную во время осмотра, бесед с родителями и анализа опросников. Только после всесторонней оценки факторов он может поставить диагноз СДВГ и рекомендовать медикаментозную терапию, психотерапию, коррекционную педагогику, а также помощь специалиста по развитию и определенный режим дня.

Как можно корректировать состояние

Для лечения синдрома дефицита внимания и гиперактивности нет универсальной формулы. Обычно специалисты используют лекарства только в крайних случаях, когда другие варианты не помогают, а основная помощь базируется на поведенческой терапии. Она состоит из двух важных частей: обучения родителей и самого малыша. Специалист, например, психолог или детский психиатр, проводит занятия с семьей. Они похожи на игры, но направлены на развитие важных навыков: памяти, концентрации внимания и способности заниматься одним делом. Ребенок должен регулярно посещать эти занятия в течение длительного времени: несколько месяцев или даже лет. Родители в это время учатся поддерживать позитивные изменения в его поведении.
Что касается медикаментов, они бывают двух типов: стимуляторы и нестимулирующие препараты. Первые — это лекарства, которые действуют, подобно естественным веществам в мозге, улучшают передачу сигналов между нервными клетками, улучшают концентрацию внимания и уменьшают гиперактивность. Они действуют быстро и эффективно приблизительно у 80% детей, но их эффект длится всего несколько часов, поэтому принимать их нужно регулярно в течение дня. Вторые воздействуют медленнее, но их может хватать до 24 часов. Эти лекарства часто назначают, если стимуляторы вызывают побочные эффекты у ребенка.

Что можно делать родителям гиперактивного ребенка

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей — серьезное состояние, которое может существенно влиять на жизнь ребенка и сохраняться во взрослом возрасте. Поэтому важно начать управлять симптомами СДВГ как можно раньше. Вот несколько советов, которые помогут родителям регулировать проявления расстройства:

Строгий распорядок дня

Дети с СДВГ часто перегружены из-за импульсивности и трудностей с концентрацией. Ежедневный режим — это основа организации. Речь идет о четком расписании: время пробуждения, приема пищи, игр, занятий, отдыха и сна. Предсказуемость помогает ребенку чувствовать себя спокойнее и увереннее. Важно придерживаться этого расписания, как можно точнее.

Организация пространства 

У каждой вещи должно быть свое место: игрушки — в коробке, одежда — в шкафу. Приучайте малыша убирать вещи после использования. Это не только помогает поддерживать порядок, но и учит ответственности, успокаивает, снижает уровень тревожности.

Ограниченный выбор 

Дети с СДВГ часто испытывают трудности с принятием решений. Не перегружайте их большим количеством вариантов. Предлагайте не более двух выборов, например: «Хочешь яблоко или банан?» Это помогает развить навык принятия решений и уменьшает стресс, связанный с необходимостью выбора.

Минимизация отвлекающих факторов 

Уберите из поля зрения детей все, что может отвлекать: выключите телевизор, уберите лишние игрушки, создайте тихую и спокойную атмосферу во время занятий. Если ребенок настаивает на просмотре телевизора, попробуйте заменить его на спокойную музыку или другие расслабляющие звуки природы (пение птиц, шум дождя). Некоторым школьникам фоновая музыка или звуки помогают сконцентрироваться.

Четкие и простые инструкции 

Избегайте длинных и сложных объяснений. Инструкции должны быть короткими, ясными и конкретными. Повторяйте их несколько раз, используйте простые слова.

Что можно сделать?

Показать ребенка специалисту, а не ставить диагноз и корректировать поведение самостоятельно. Если врач подтвердил ваши догадки, следуйте его рекомендациям, но следите за реакцией малыша: к каждому нужен свой подход. Выбирайте игры и занятия, которые доставляют ребенку удовольствие и развивают его способности. Поощряйте успехи и позитивное поведение. Фокусируйтесь на сильных сторонах, чтобы укрепить его самооценку. Физическая активность — например, танцы или плавание, — могут быть полезны для снижения избытка энергии.

Что еще полезного мы писали о воспитании детей:

Понравился материал?
Сохранить:
Оценить:
5
Рейтинг из 2 оценок
Рассказать друзьям:
Комментарии(1)
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы
Арина И.
спасиба!! я уже думаю что у меня сдвг😰 но я спрошу у моей мамы 🩷 спасибаа 💗 покаа
07.09.25 в 14:35

почитать еще

Читают сейчас
Скачайте мобильное приложение FOOD.RU: рецепты всегда с вами!
App StoreGoogle PlayRuStoreAppGallery
Главная в мобильном приложении