Что такое сенситивные периоды развития ребенка

/ Идеальное время, чтобы научить его ходить, говорить или рисовать
Периоды, когда малыш легко чему-то учится, называют сенситивными. Это как волшебное окно возможностей, которое потом закроется. Задача родителей — увидеть такие моменты и помочь ребенку развить способности. Разбираемся, когда ждать эти периоды и как их не упустить. 
Содержание
Что такое сенситивные периоды развития ребенка / Идеальное время, чтобы научить его ходить, говорить или рисовать

Зачем знать о сенситивных периодах развития 

Многие родители замечают, как их малыши, еще недавно равнодушные к книгам, буквам и цифрам, начинают проявлять к ним интерес. Бывает, ребенок, до недавнего времени говоривший мало или молчавший, вдруг уверенно составляет предложения и задает множество вопросов. Это связано с так называемым сенситивным (чувствительным) периодом развития.
Это время, когда ребенок особенно восприимчив к определенным видам обучения. Он концентрируется на конкретных навыках и явлениях, практически игнорируя все остальное, что кажется неважным. Например, может погрузиться в изучение цветов, форм или звуков, забывая обо всем другом.
Изучением таких периодов активно занимались известные педагоги Мария Монтессори и Лев Выготский. Они обнаружили закономерности в развитии детей на разных этапах жизни. 
Существуют среднестатистические нормы развития, основанные на наблюдениях за биологическим развитием человека. Однако у каждого свой темп: один может начать ходить или говорить немного раньше, другой — позже. Это нормально.
Если же ребенок в сенситивный период не демонстрирует ожидаемого прогресса в развитии навыков, например не начинает говорить, не проявляет интереса к окружающему миру, родителям рекомендуют обратиться к специалисту — педиатру, детскому психологу или неврологу. 
В целом знание о сенситивных периодах развития помогает родителям лучше понимать ребенка и создавать оптимальные условия для его гармоничного развития.

Как грамотно использовать знания о сенситивных периодах развития

Знание, какие навыки развиваются в каждом периоде, помогает избегать конфликтов с естественными потребностями малыша. Например, если ребенок проявляет интерес к порядку и сортировке вещей, значит, он находится в сенситивном периоде для развития организации и систематизации. Родители могут поддержать его, предоставив соответствующие материалы и игры.
Предвидение следующего сенситивного периода позволяет родителям подготовиться. Создать среду, которая максимально соответствует потребностям ребенка на данном этапе. Если, например, приближается период интенсивного развития речи, можно купить малышу книги, развивающие игры, чаще общаться с ним. 
Все дети проходят через сенситивные периоды развития. Однако их начало и продолжительность индивидуальны. Один ребенок может проявлять интерес к чтению раньше, чем другой, и этот интерес может длиться дольше или короче. 
Биологический возраст ребенка не всегда совпадает с психологическим, поэтому ориентироваться нужно на проявления интересов и способностей. Поэтому наблюдение за ребенком и понимание его индивидуальных особенностей — наилучший подход к использованию знаний о сенситивных периодах.

Как заложить любовь к порядку

Самое важное время для развития чувства порядка у ребенка — первые три года жизни. Если правильно использовать этот период, он естественно и легко усвоит необходимость в порядке, это станет привычным и понятным.
Под «порядком» понимается не просто чистоту, а соблюдение правил, выстраивание границ и формирование систем. Фундамент для будущего эмоционального и психического развития. В это время малыш активно изучает понятия «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно». Учится понимать и принимать различные системы и правила.
Параллельно закладываются основы режима дня, появляются ритуалы. Ребенок привыкает к предсказуемости, порядку в действиях, правилам гигиены и чистоты. Успешное прохождение этого периода важно для его будущего чувства безопасности и стабильности.
Создавая порядок вокруг ребенка, мы помогаем ему развить внутреннее спокойствие. Аккуратный, организованный дом способствует формированию уравновешенности и способности к саморегуляции, которые останутся с малышом на всю жизнь. Уделяя внимание порядку в раннем детстве, мы инвестируем в будущий эмоциональный комфорт и способность справляться со стрессами. 

Как развивать речь с учетом сенситивных периодов

Ученые считают, что наиболее важный период для развития речи — первые шесть лет жизни. К трем годам ребенок обычно связно излагает мысли, использует фразы, выражает эмоции. Этап важен: он закладывает фундамент для дальнейшего обучения и общения. Пропущенные возможности в этот период могут оказать значительное влияние на речевое развитие в целом.
Психолог Лев Выготский выделил несколько ключевых этапов периода:
  • От полутора до трех лет — время активного роста словарного запаса. Малыши учат новые слова и простые фразы. Параллельно с речью развивается моторика — координация движений, которая помогает лучше взаимодействовать с миром.
  • С трех до четырех лет ребенок начинает знакомство с буквами и осознанно использует речь. Постепенно понимает, как строятся предложения, учится выражать мысли точно и ясно.
  • С четырех до пяти лет проявляет интерес к математике, музыке, основным понятиям о формах, размерах и цветах. Ребенок начинает делать первые попытки писать самостоятельно.
  • С пяти до шести лет формируются навыки чтения и письма. Дети становятся более общительными, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, что стимулирует развитие речи.
К восьми-девяти годам происходит новый скачок в развитии речи. Дети более свободно выражают мысли, развивают воображение, что помогает им лучше понимать окружающий мир.

Как развивать органы чувств

Раннее детство — уникальное время, когда мозг ребенка особенно восприимчив к новой сенсорной информации. Это так называемый сенситивный период развития чувств. 
Важно активно стимулировать познание мира всеми пятью чувствами. Не ограничивайтесь только едой, позвольте малышу исследовать мир запахов и вкусов разных безопасных предметов.
Не обделяйте ребенка кинестетическим опытом. Пусть активно двигается, использует обе руки, манипулирует предметами. Игры с природными материалами — песком, камнями, листьями — гораздо полезнее, чем только магазинные игрушки. 
Позвольте малышу бегать босиком, плескаться в лужах, пускать кораблики в ручьях, лазать по деревьям, играть в песке — даже если испачкается. Этот богатый чувственный опыт не только приятен, но и важен для развития.
Разнообразные ощущения стимулируют развитие речи и мышления. Ребенок учит больше слов, лучше понимает связи между словами и предметами, закладывает основы математического мышления и навыки письма. 
Если не дать малышу достаточно возможностей для сенсорного исследования, это может привести к трудностям в обучении и развитии мыслительных процессов. 

Когда и как развивать двигательную сферу

Начиная с года и до четырех лет дети особенно восприимчивы к развитию координационных способностей. В это время фраза «Движение — это жизнь» полностью оправданна. Дело в том, что именно через движение в мозг поступают разные сигналы, которые помогают формировать новые нейронные связи и развивать уже существующие.
Поэтому родителям важно создавать такие условия, чтобы их дети могли постоянно двигаться. Это включает не только игры на улице, но и занятия дома. Поддерживайте интерес малыша к освоению новых движений и спортивных навыков. Например, научите кататься на велосипеде, ходить по брусьям или подтягиваться. Каждый день уделяйте время подвижным играм.
Движение не только способствует физическому развитию, но и стимулирует умственные способности и речь. Дети, которые ведут малоподвижный образ жизни, часто сталкиваются с трудностями в обучении. 

Как помочь ребенку стать самостоятельным

В первые пять лет жизни закладывается фундамент самостоятельности. Это важный период, когда дети особенно восприимчивы к обучению навыкам самообслуживания и копированию действий взрослых. Малыши стремятся к независимости, подражая тем, кто их окружает: родителям, бабушкам, дедушкам, старшим братьям и сестрам.
Развитие происходит постепенно. Примерно к году ребенок уже может держать чашку и пить из нее. К двум обычно ест самостоятельно, к трем — умеет одеваться, справляясь с одеждой без сложных застежек.
Родители должны создавать условия, которые помогут ребенку развивать самостоятельность, и ни в коем случае не подавлять его инициативу. Подавление самостоятельности может привести к серьезным проблемам в будущем: человек может вырасти нерешительным, зависимым от других, испытывать трудности с принятием решений.
Если родители постоянно делают все за ребенка, они неосознанно замедляют развитие его моторных и зрительных навыков. Это может проявиться в плохом почерке, трудностях с письмом и чтением. 

Что можно сделать?

Позволить ребенку учиться на собственном опыте, даже если это будет не идеально и потребует больше времени. Пусть пробует, ошибается, делает выводы — это залог будущей самостоятельности. 
А вы знали о сенситивных периодах развития? Расскажите в комментариях. 

Узнайте, как помочь ребенку овладеть полезными навыками: 

Понравился материал?
Сохранить:
Оценить:
Рассказать друзьям:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы

почитать еще

Читают сейчас
Скачайте мобильное приложение FOOD.RU: рецепты всегда с вами!
App StoreGoogle PlayRuStoreAppGallery
Главная в мобильном приложении