- erid: BRBCaQT7cqSGYN7sDLG36p6yq8frx5m
Как вино попадает на полки «Пятёрочки»
/ Рассказывают сомельеСегодня за круглым столом собрались те, кто решает, что будут пить по всей стране: от Калининграда до Владивостока. Начальник управления импорта алкоголя и напитков Марина Щербакова, старший менеджер категории «Вино и крепкий алкоголь» (Москва) Анастасия Завьялова и менеджер категории «Вино» (Россия) Ксения Филиппова рассказывают, как выбирают вина для торговой сети.
Дело происходит в специально оборудованной «Студии вкуса» в Румянцево, где эксперты дегустируют продукты и напитки, прежде чем те попадут на полку «Пятёрочки». Небольшое пространство оборудовано всем необходимым, по образцам ведут общую базу данных.
На кухне можно приготовить полуфабрикаты или продукты, требующие тепловой обработки, и охладить напитки. Но если для оценки соленой рыбы, сока или консервированного горошка могут быть привлечены сотрудники из любых подразделений компании, то дегустация вина требует специальных знаний и навыков. Именно поэтому оценкой качества алкоголя занимаются только профессионалы.
На часах 11 утра — работа уже идет полным ходом. «Вино прозрачное, без осадка, соломенно-желтого цвета. Аромат чистый, без дефектов. — говорит Анастасия Завьялова, вдыхая аромат и рассматривая бокал на просвет. — Во вкусе — косточковые, крыжовник, тропические фрукты. Вино — сбалансированное, кислотность — высокая». На то, чтобы оценить одну позицию, уходят считаные минуты. Вся информация заносится в специальную таблицу, и тут же откупоривается следующая бутылка.
«Для нашей сети мы выбираем вина, которые понравятся массовому потребителю. — рассказывает Анастасия, параллельно занося данные по последнему образцу в базу. — В первую очередь это легкие, фруктовые молодые экземпляры. Каждый из них мы оцениваем, отмечаем его особенности и коммерческий потенциал. И только после этого делаем выбор. Предположим, было принято решение добавить в линейку «Пятёрочки» американское шардоне. Сначала мы отбираем десяток позиций тех производителей, которые не только могут обеспечить нам необходимые объемы, но и устраивают нас по цене. Потом пробуем и выбираем лучшие вина. На выбор влияет все: этикетка, цвет бутылки, стиль вина, потенциал к хранению. Но в первую очередь, конечно, качество. Хотя вино не имеет срока годности, мы стараемся выбирать молодое, которое еще не дошло до своего пика. Если вино достаточно дорогое, то это низкооборачиваемый товар. Наша задача, найти такие позиции, которые без потери качества простоят на полке не меньше полутора-двух лет».
Ксения Филиппова добавляет, что компания «Пятёрочка» выбирает тех поставщиков, которые могут обеспечить постоянное качество и гарантировать необходимый объем. Если выбрали продукт для торговой сети, то он потом продается по всей стране.
«Например, совиньон блан из Новой Зеландии можно купить как в Москве, так и в Новосибирске, и в Мурманске. Нашему покупателю важно, чтобы он пришел в магазин сегодня, завтра, через месяц, через полгода, и на полке всегда было вино, которое ему нравится. Поэтому мы не имеем возможности работать с заводами, которые не гарантируют нам постоянное качество и необходимый объем. Если мы говорим о вине, которое продается много и массово — как правило это среднеценовой сегмент как России , так и Импорта, — то отдаем предпочтение крупным производителям, способным обеспечить те объемы, которые нам нужны», — комментирует Ксения Филиппова.
Кроме бутылок брендов, рассказывает Марина Щербакова, в торговой сети представлен большой выбор вина, сделанного специально для «Пятёрочки». Причем не только от российских производителей, но и от крупных хозяйств Грузии, Италии, Испании, Португалии, Чили.
«Для нас это возможность предложить покупателю лучшую цену на продукт. Последние годы мы работали над тем, чтобы доказать, что вино Эксклюзивной торговой марки может быть вкуснее, качественнее и дешевле, чем бренды. Сегодня мы сотрудничаем напрямую с лучшими заводами и винодельнями и практически ушли от посредников, дистрибьюторов, экспортеров. Так как каждый перекупщик — дополнительный рубль в цене на полке, то убрать все лишние звенья — означает, дать покупателю честную цену», — делится Марина Щербакова.
Ксения Филиппова отмечает, что запуск производства вина под собственной торговой маркой — очень сложный процесс, в котором задействовано много людей.
«Сначала проводится тендер среди заводов, которые готовы с нами сотрудничать. Мы тщательно изучаем их образцы и ценовые предложения, оцениваем качество вина — очень ответственно относимся к этому вопросу, потому что качество всегда стоит на первом месте. Вино собственной торговой марки интересно еще и тем, что мы всегда можем скорректировать его под потребности покупателя. Например , если отмечаем недостаточную ароматику или вино имеет горчинку в послевкусии, которая не всегда нравится нашему покупателю. Тогда мы просим производителя исправить эти нюансы. Вино — живой продукт и технологически это вполне возможно. Когда все нюансы учтены и результат нас устраивает, то мы согласовываем запуск».
В процессе разговора девушки достают из холодильника все новые и новые бутылки. Пробуют, делают записи. Время от времени, чтобы очистить рецепторы, делают глоток воды или зажевывают особо интенсивное вино белым хлебом.
«Это только со стороны кажется, что профессиональная дегустация — приятное времяпрепровождение, — смеется Анастасия. — На самом деле — это кропотливая и утомительная работа. За одну дегустацию мы должны попробовать не один десяток позиций. При этом каждую бутылку нужно подготовить: охладить до нужной температуры, откупорить и дать вину подышать или, наоборот, пробовать сразу, чтобы оно не выдохлось. Достать бутылки из холодильника, расставить их в нужном порядке на столе, потом все убрать и достать следующие — все это вполне ощутимая физическая нагрузка. После дегустации у меня болят мышцы и гудят ноги, как будто сходила в спортзал».
Сегодня в ассортименте «Пятёрочки» — около 270 позиций, включая игристые и крепленые вина.
«В основном, заводы, с которыми мы сотрудничаем, — крупные производства, которые гарантированно поставляют вино нужного нам уровня. — рассказывает Марина Щербакова. — Если же мы выбираем небольшое производство, то только тогда, когда точно уверены, что оно сделает вино лучше, чем большой концерн. Мы всегда очень демократично подходим к выбору и открыты к новым поставщикам. И никогда не отказываем, если кто-то из производителей проявляет желание привезти нам образец вина. Также мы регулярно запрашиваем образцы разного уровня, чтобы понимать возможности поставщика. Только так можно оставаться на рынке и оперативно реагировать на ситуацию».
Анастасия рассказывает, что вино, которое уже продается в «Пятёрочке», тоже регулярно проверяется.
«Примерно раз в полгода мы снимаем весь ассортимент с полки и проводим дегустацию.И если результат нас не устраивает, то принимаются меры. Когда речь идет о незначительных корректировках, то даем обратную связь, и производители оперативно вносят изменения в купажи. Если же проблема критична, то поставки могут быть приостановлены до тех пор, пока не будут приняты меры. Но смена одной позиции на другую — это очень затратный для сети процесс. Вывод позиций, распродажа — все это требует много времени и больших вложений. Поэтому мы всегда выступаем за стабильное и долгосрочное сотрудничество. Например, в нашей линейке есть рислинг, который продается в «Пятёрочке» уже восемь лет. Некоторые клиенты приходят за ним в наш магазин специально и рекомендуют его друзьям. Конечно, когда мы понимаем, что завод дает стабильно высокий уровень качества, а цена устраивает и нас, и покупателя, то это будет долгосрочное сотрудничество».
В супермаркетах постоянно следят за винным рынком, и пересматривают ассортимент, в зависимости от предпочтений покупателей.
«Это абсолютно живая история, рынок меняется, меняются покупательские предпочтенияи нам очень важно знать и учитывать все мировые и внутренние тенденции — говорит Ксения Филиппова. — Например, если несколько лет назад назад Португалия только выходила на рынок России, то сейчас вино этой страны так популярно, что объем импорта растет в геометрической прогрессии. Или возьмем региональные предпочтения: в Москве и Санкт-Петербурге потребитель выбирает сухое вино и готов потратить на вино чуть побольше. В более удаленных регионах покупатель отдает предпочтение красным и полусладким винам. Мы обязаны учитывать все предпочтения наших покупателей.».
Марина Щербакова поделилась наблюдениями, как пандемия повлияла на рынок ритейла.
«Многие уже привыкли заказывать продукты и товары первой необходимости на маркетплейсах. И только за бутылкой вина приходится по-прежнему спускаться в магазин. В этом смысле, нам приходится выдерживать очень жесткую конкуренцию со специализированными магазинами. И наша большая победа, что многие уже знают, что на полках в «Пятёрочке» можно найти хорошее вино не только на каждый день, но и для особого случая».
Формат «Пятёрочки» не предполагает, чтобы в зале работал кавист, но потребители узнают о новинках и акциях другими способами.
«Стопперами “Умный выбор” помечаются товары, представленные по лучшей на рынке цене. А в специальных каталогах, которые лежат на входе в магазин, есть вся информация об акциях и спецпредложениях. Кроме того, на контрэтикетке каждой бутылки есть контакт, по которому покупатель всегда может обратиться напрямую в компанию, если у него будут претензии к качеству товара», — сообщила Ксения Филиппова.
Узнайте, что еще мы писали о вине:
- Реклама. Общество с ограниченной ответственностью «Агроторг», ИНН 7825706086, рекламодатель ЕРИР #e-Alg-article-5248
Комментарии(2)
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы
очоч Х.
👍👍👍
Эрнест
...."Потом пробуем и выбираем лучшие вина. На выбор влияет все: этикетка, цвет бутылки, стиль вина, потенциал к хранению. Но в первую очередь, конечно, качество. Хотя вино не имеет срока годности, мы стараемся выбирать молодое, которое еще не дошло до своего пика. Если вино достаточно дорогое, то это низкооборачиваемый товар. Наша задача, найти такие позиции, которые без потери качества простоят на полке не меньше полутора-двух лет»."....если - это критерии и профессионализм, то пардон - это дно.
Культуры потребления вин в России заканчивается на "777" и это медицинский факт, а "сомелье" из группы выбирают "народное" пойло фейкового происхождения, разлитого на территории России из концентратов, где то под Гатчиной или Коломной......