Что такое обратная связь
/ Как ее правильно давать и приниматьСначала термин «обратная связь», или «фидбэк», использовали в радиотехнике. Затем понятие перенесли во многие сферы, например в теорию и практику менеджмента, экономику, социологию. Вместе с экспертом-психологом расскажем, как в повседневной жизни правильно давать и принимать обратную связь и чем она отличается от критики.
Виды обратной связи в психологии
В психологии обратную связь понимают как реакцию человека или группы людей на какую-либо информацию или поступок. Она служит для самопознания, помогает выявить проблемы в личном общении, регулировать поведение и лучше взаимодействовать с другими людьми.
Обратная связь бывает четырех основных видов:
- нейтральная — ответная информация без суждений о плюсах и минусах услышанного или увиденного;
- позитивная — одобрение, поощрение, положительная реакция;
- конструктивная — отмечает плюсы и минусы, помогает человеку понять, что не устраивает других людей;
- негативная — подчеркивает отрицательные моменты, но не предлагает способы исправить ситуацию.
Первые два вида не имеют ничего общего с критикой, а вот третий и четвертый практически тождественны ее разновидностям — конструктивной (помогает улучшить что-либо) и деструктивной (разрушительная, просто дает негативные оценки).
Интересный факт
Термин «обратная связь» предложил в первой половине XX века один из основоположников кибернетики и теории искусственного интеллекта американский математик Норберт Винер. Он трактовал этот процесс как цепочку передачи и возврата информации между техническими устройствами.
Как отличить обратную связь от критики
Психолог Ольга Пропубертат простыми словами объяснила, что такое обратная связь, и привела конкретные примеры:
Давать человеку обратную связь — значит говорить, как на вас влияет его поведение или слова, а критика — такое построение фидбэка, при котором вы сообщаете людям, что с ними что-то не так.
Например, подросток забыл выключить свет в ванной. Родители говорят: «Ты безответственный! Сколько можно тебе напоминать!» — здесь деструктивная критика, поскольку подвергается разбору не поступок, а личность. Из слов взрослых ребенок услышит «ты плохой». В такой ситуации родителям стоило сказать: «Нам неприятно, что свет горел всю ночь, это лишние деньги в счете за электричество». Эта фраза четко обозначает связь между действием и его последствиями. Подростку проще понять, что надо изменить, и у него не формируется ощущение, что он «плохой», не возникает обида на взрослых. Так фидбэк действует как конструктивная критика, а ее легче принимать и отрабатывать.
Другой пример — жена задержалась в офисе, хотя заранее договорилась с мужем, что вечером пойдут на юбилей компании, где он работает. Расстроенный супруг встретил ее словами: «Ты эгоистка и абсолютно меня не уважаешь! Просил же прийти пораньше, а ты как будто назло мне делаешь, интересуешься только своей работой, а мою считаешь неважной». Он обвиняет, даже не выяснив причин ситуации. Если бы муж сказал: «Я переживал, потому что думал, что с тобой что-то случилось, пожалуйста, звони, когда задерживаешься. А сейчас давай быстрее собираться, для меня очень важен этот юбилей, там будут все коллеги и руководители» — жена получила бы конкретный запрос.
Ольга Пропубертат:
Особенно важно давать правильный фидбэк детям. Когда мы помогаем ребенку увидеть связь между поступком и результатом, то растим взрослого, который умеет анализировать, а не только бояться наказания.
Как правильно давать и принимать обратную связь
Идеальный прием и предоставление обратной связи в работе, общении и отношениях — настоящее искусство. Получить знания и навыки эффективной коммуникации важно для каждого человека, чтобы научиться общаться без ущерба психологическому здоровью. Более того, нужна постоянная практика: зачастую люди боятся говорить другим о своих реакциях на их поведение, но фидбэк позволяет повысить уровень взаимодействия во всех сферах.
Предоставление обратной связи
Давать положительную или нейтральную обратную реакцию обычно несложно. Главное, быть искренним и корректно формулировать фразы. Если же речь идет о критических замечаниях, стоит соблюдать еще ряд правил:
- Давайте фидбэк своевременно — вслед за событием, а не через долгий период после него. Например, практически бессмысленно, обидевшись на коллегу, который ушел раньше из офиса и перекинул на вас свою работу, молчать пару месяцев, а затем напомнить ему о неприятном для вас событии. За счет предоставления регулярной обратной связи вы избежите серьезного недопонимания, не будете накапливать раздражение.
- Говорите о поступке, а не о человеке. При этом будьте объективны и не обобщайте. «Ты эгоист, всегда делаешь только то, что хочешь» — деструктивная критика. Лучше сказать, что поступок человека вас огорчил, и пояснить почему. Иначе собеседник может просто не понять вашей досады, поскольку каждое событие или действие разные люди воспринимают не всегда одинаково.
- Говорите о своих чувствах, а не о качествах человека, который принимает ваш фидбэк. Начинайте с «я-сообщения»: «Я злюсь, когда вижу это», а не «Ты меня не любишь, раз сделал это».
- Используйте информативные формулировки. Общие фразы пусты, а вот детали хорошо покажут связь между поведением и результатом и подскажут, как избежать подобного в будущем. Например, правильный фидбэк: «Ты не зашел в магазин, и мы остались без сладкого к чаю. В следующий раз поставь себе напоминалку, пожалуйста». Используйте понятную человеку лексику. Вряд ли он осознает проблему, если вы будете оперировать незнакомыми психологическими терминами.
- Соблюдайте баланс. Не просто перечисляйте способы, которые помогут устранить недостатки, а включайте в фидбэк сильные стороны: «Ты замечательно приготовила жаркое. Получится еще лучше, если солить чуть меньше и добавить немного перца» — здесь и деликатная конструктивная критика, и предоставление положительного фидбэка.
- Следите за реакцией собеседника. Возможно, ваши слова недостаточно корректны или понятны ему. Из-за этого человек может имитировать внимание, но на самом деле не улавливать сути. Или вы говорите слишком громко, и собеседнику кажется, что вы намеренно кричите на него. Обидеть можно даже просто жестом или позой — любой нюанс способен сыграть ключевую роль в принятии и отклонении фидбэка.
Еще важный момент — дать человеку время на размышление. Пусть осознает сказанного вами и исправит ошибки без давления. Он не обязан все сразу понять и реагировать мгновенно. Например, 19-летний сын взял отцовскую машину и пообещал заправить ее, но поставил в гараж с пустым баком. Мужчина обнаружил это перед выездом на работу и говорит: «Мне неприятно, что ты не выполнил договоренность. Теперь я вынужден заехать на заправку и наверняка опоздаю». Сын недовольно бурчит что-то вроде «можно подумать, ты никогда ничего не забываешь» и уходит в свою комнату. Если начать в этот момент читать нотацию, он закроется еще сильнее, но если оставить тему, возможно, в конечном итоге поймет свою ошибку. Через несколько дней не только без напоминаний заправит машину, но и заедет за родителями на работу: «Неожиданно образовалось свободное время, решил заскочить за вами, чтобы быстрее всем оказаться дома».
Получение обратной связи
Общение — процесс как минимум двусторонний. Поэтому для успешных коммуникаций важно не только грамотно давать фидбэк, но и правильно его принимать.
- Будьте открыты и внимательны к мнению других людей о ваших поступках. Конструктивная критика помогает посмотреть на себя со стороны и скорректировать поведение.
- Слушайте заинтересованно и активно, то есть вникайте в смысл сказанного, а если что-то неясно, задавайте уточняющие вопросы. Старайтесь понять, для чего вам дают обратную связь, не концентрируйтесь исключительно на негативе, не обижайтесь. Сепарируйте услышанное о своих навыках и поступках от собственной личности.
- Обдумайте полученную реакцию. Решите, что из нее важно, что сработает как возможность для роста, поможет личностному и профессиональному развитию.
- Спокойно поблагодарите собеседника за предоставление фидбэка. Этим вы подчеркнете, что для вас ценно его мнение и вы обязательно к нему прислушаетесь.
Как поступать, если на обратную связь реагируют негативно
Правильное предоставление обратной связи еще не гарантия, что ее захотят принимать и учитывать. Чтобы не усложнить ситуацию, контролируйте собственные эмоции, не обижайтесь и не злитесь. Спокойно поинтересуйтесь, что именно вызвало болезненную реакцию, и предложите обсудить ситуацию. Подчеркните, что для вас важно не просто изложить точку зрения, ваша цель — достичь взаимопонимания.
Если видите, что состояние собеседника не способствует конструктивному диалогу, например человек в шоке, разгневан или замкнулся, предложите взять паузу. Это не значит, что нужно оставить ситуацию без решения. Просто предложите позже обсудить ее в спокойной обстановке.
Совет
Поиграйте с детьми, близкими, друзьями или своей рабочей командой в игру «Свет мой зеркальце…» — предложите придумать, что должно было сказать волшебное зеркало царице, чтобы не быть «мерзким стеклом» и не оказаться в итоге разбитым.
Что можно сделать?
Фиксировать договоренности, чтобы обратная связь не проходила впустую. Общаясь с детьми, близкими, друзьями, коллегами и другими людьми, принимайте их такими, какие они есть. Их и, конечно, себя: именно с этого чаще всего начинаются изменения в жизни.
Начните лучше разбираться в себе и других:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы