«Мужская» и «женская» еда
/ Как на наш выбор влияют гендерные стереотипы
Далеко не всегда люди заказывают в ресторане салат, а не гамбургер, потому что им действительно так хочется. На выбор часто влияют гендерные стереотипы. Нужно ли делить еду на «мужскую» и «женскую», как это связано с эволюцией, воспитанием и работой маркетологов? Попробуем разобраться.
Мужское и женское
Ученые давно доказали, что в разных культурах существуют стереотипы о том, какую еду должны есть люди разного пола. Исследователи отметили тот факт, что в США и Европе красное мясо считается подходящим для мужчин, а овощи, молочные продукты, рыбу, фрукты и сладости относят к «женским» продуктам.
Еда не только питает, но и помогает «формировать впечатление» и управлять им, это — часть самопрезентации. На свидании, деловом ужине или в компании каждый хочет показать «лучшую версию себя». Люди склонны приписывать другим мужественность или женственность в зависимости от тех продуктов, которые те едят. И делить пищу на категории, выделяя среди них «ту, которую предпочитают такие, как я».
Шеф-повара говорят, что многие посетители продолжают делать заказы, в основном, по признаку пола. Типичная женская модель поведения — заказать здоровое блюдо из овощей, а затем потратить деньги на десерт, в то время как мужчины часто предпочитают более сытные блюда, включающие как крахмал, так и белок. Чтобы сделать овощные блюда более привлекательными для них, приходится корректировать рецепты, добавляя сыр или небольшое количество мяса. Показательный пример: сцена из сериала «Сайнфелд», где главный герой Джерри заказывает в стейк-хаусе только салат, чем повергает в шок официанта и свою спутницу.
Даже при использовании прилагательных в описании блюд нужно попасть в предпочтения аудитории: «нежный» — для женщин, «обильный» — для мужчин.
Воспитание и эволюция
Директор исследовательского центра Yale-Griffin Prevention Дэвид Кац в статье The Guardian говорит о том, что гендерное питание можно объяснить эволюцией. Пещерные люди были охотниками, нуждались в белке для наращивания мышц и рассматривали мясо как награду, в то время как женщины собирали фрукты и овощи.
«Мужчины и женщины имеют различия в физиологии, — говорит он, — и это связано в том числе с доступом к разным видам пищи».
Диетолог Ивонн Бишоп-Уэстон согласна с тем, что мужчин тянет к жирам и белкам, но говорит, что это не сводится к эволюционным потребностям — это сводится к социализации.
«Большой аппетит мальчиков поощряется с самого раннего детства… Вполне возможно, что в мозгу есть рецепторы, реагирующие на жир, поэтому все так хотят содержащих его продуктов, но из-за сильных гормональных перестроек женщины, на самом деле, нуждаются в нем больше», — утверждает она.
Бишоп-Уэстон видит гендерные различия не столько в том, что люди едят, сколько в том, как они думают о своем питании:
«Женщины имеют более сильную эмоциональную привязанность к еде — из-за давления средств массовой информации они возлагают вину за набор веса на углеводы и насыщенные жиры и часто чувствуют ответственность за свое здоровое питание, в отличие от мужчин».

Великая сила маркетинга
Отражение гендерных стереотипов можно найти в рекламе и в маркетинговых концепциях продуктов. Так, шоколадный батончик Snickers с большим количеством орехов нужен «голодным» мужчинам, чтобы получить энергию, а для женщин шоколад — это «запретное удовольствие», которое они могут позволить себе иногда в рамках диетической культуры. Женщина, которая любит есть «мужскую еду» и не стесняется этого, в рекламе чаще всего представлена иронично или с сексуальным подтекстом.
Чаще хозяйка дома готовит своей семье «вкусную курочку», но вместе с ней не ест, потому что не должна. Акцент в рекламе «для женщин» делается на минимальном количестве калорий и полезности, а также на общем уровне «женственности». Большой резонанс в 2018 году вызвало появление на рынке Lady Doritos: менее хрустящих чипсов для женщин, которые боятся есть на публике и не хотят облизывать пальцы. PepsiCo пришлось извиниться за «фудсексизм».
Но стоит помнить, что маркетинг — это не «заговор», а отражение реальности. Доктор Дэвид Бэлл, профессор в Университете Лидса и автор книги «Потребляя географию: мы там, где мы едим», говорит об этом так:
«Когда реклама работает успешно, она подтверждает истории, в которые мы уже верим. Или показывает нам их искажение, чтобы мы встряхнулись. «Природа» не является чем-то естественным. Она связана с культурой».
Через еду общество ищет способы объяснить мир. По словам Бэлла, со временем вкусы меняются. Отчасти из-за доступности продуктов питания, а отчасти из-за «законодателей вкуса» — людей, которые направляют остальных. Диеты, которые выбирали мужчины и женщины в определенном историческом периоде, дают нам представление о том, какими были характеристики гендера.
Долгое время реклама транслировала патриархальные установки: мужчина — охотник, а значит, добытчик, «мясоед», разжигатель огня, автор лучших шашлыков; женщина — собирает овощи, делает себе салат, накрывает на стол, хранит домашний очаг и печет кексы. Или предлагала в связи с этим конкретные действия: мужчинам нужно больше калорий, чем женщинам, или они могут пить больше алкоголя.

Борьба со стереотипами
При этом западный мир реагирует на изменения, которые происходят в сознании общества: люди становятся все более вдумчивыми и смотрят на еду шире, чем раньше. Так, в Великобритании запретили рекламу, основанную на гендерных стереотипах, потому что она может быть вредной и оскорбительной. Для женщин она несет большую опасность: наравне с другими факторами ведет к расстройствам пищевого поведения и постоянной тревожности, связанной с пищей.
Но и мужчина, который хочет быть вегетарианцем, может стесняться своего выбора: ведь часто в рекламе представлен образ «плотоядного хищника», который хочет есть только стейки с кровью. Однако злоупотребление красным мясом никому не идет на пользу, как и лишняя порция сосисок и пельменей.
«Бренды перепрофилируют себя в защитников обывателя, помощников в реализации мечты мачо, какой бы маленькой она ни была».
Другой вопрос, все ли мечтают именно об этом.
Елена Петко, PR-директор ресторанов Koza Group:
«Мужская и женская еда, на мой взгляд, такая же маркетинговая находка, как Новый год, гендерные праздники или смена дизайна упаковки при том, что товар остается неизменным. Работая с шеф-поварами и барменами, я часто слышу, что блюдо или коктейль идеально подойдут для девочек или предназначены для мужчин. При этом женщинам полагается есть все легкое, малокалорийное, украшенное цветами и микрозеленью, а мужчина должен уплетать с грубой деревянной доски стейк с кровью. Возможно, это идеальная картина первого свидания, но отзывы управляющих и официантов говорят о том, что выявить чисто мужские или чисто женские предпочтения сложно.В ресторанах, с которыми я работаю, мужчины часто заказывают морепродукты, а женские компании можно встретить в дни акций по стейкам, а особой популярностью у дам пользуется пирог с бараниной, который запекается на кости. Единственный показатель продаж, который вносит небольшую дифференциацию — это крепкий алкоголь. Но и в этом сегменте меню заказы бывают удивительные.Сама я обожаю мясо, морепродукты и овощи предпочитаю есть летом у моря, а зиму не представляю без мясных супов и котлет».
Каждым своим действием или постом в социальных сетях человек обозначает позицию, даже когда просто выбирает десерт, а не мясо. Мужчины едят стейк не потому, что они мужчины, а чтобы показать, что они — мужчины. Женщины не запрограммированы любить сладкое и не должны есть только салат. Здоровая диета основывается на принципах питательности и разнообразия, и стоит отказаться от устаревшего гендерного разделения в вопросах еды.
Что можно сделать?
Спросить себя и свою семью: чего действительно хочется? Отказаться от стереотипов и выбирать еду, ориентируясь на свои собственные предпочтения.
Что еще мы писали о «мужской» и «женской» еде:
Комментарии(2)
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы
Лидия
а если я люблю мясо больше чем салаты. Я лучше съем стейк из свинины или говядины чем салат какой бы он ни был
Ирина З.
да, правдивая статья.
почитать еще

открытия
Как питаться по древним традициям
В кулинарных традициях народов мира сохранились десятки странных и, казалось бы, иррациональных суеверий, корни которых уходят в глубокую древность. Однако многие из этих примет, связанных с удачей, достатком и здоровьем, имеют под собой практическое или мифологическое обоснование. Рассмотрим самые распространенные суеверия и разберемся в их происхождении.

открытия
Британский астроном открыл новые созвездия
Популяризатор науки и телеведущий Марк Томпсон представил публике шесть новых созвездий. С его легкой руки небесные объекты получили гастрономические названия. Теперь на звездной карте можно разглядеть «Сосиску в тесте», «Чикен-наггетс» и «Креветочное кольцо». Daily Mail разбирается, что связывает астрономию и кулинарию.

открытия
Кто кусает и жалит
Большинство насекомых безвредны, но комары, осы и даже муравьи способны превратить отдых в настоящее испытание. Их укусы не только болезненны — иногда они вызывают аллергию или могут стать источником инфекций. Расскажем, какие насекомые действительно опасны и как защититься от их укусов.

открытия
Ученые выяснили, почему люди любят острую пищу
Краснеет лицо, выступает пот, во рту все горит… Казалось бы, такая реакция должна раз и навсегда оттолкнуть человека от острой пищи. Однако же миллионы людей добровольно едят продукты с такими «побочными эффектами». В статье The Guardian ученые объяснили, в чем секрет любви к жгучей еде.

открытия
Ученые планируют возродить древний сорт чая
Климатические изменения затрагивают все больше отраслей сельского хозяйства, что сказывается на качестве продуктов и объемах производства. Чайная индустрия тоже несет потери из-за глобального потепления. В поиске решения ученые обратились к прошлому — к гербарию с уникальными образцами растений.

открытия
Японские биологи раскрыли секрет античного вина
Ученые давно пытались понять, как в древности люди делали вино без специальных дрожжей. Сегодня для контролируемого брожения виноделы используют лабораторные штаммы, но тогда все зависело от дикой микрофлоры на винограде. Как из нестабильного сырья получали качественное вино? Чтобы найти ответ, биотехнологи из Киотского университета проверили одну из исторических гипотез.

открытия
Кто живет дольше всех в мире
В природе существуют настоящие долгожители, чей век измеряется столетиями и даже тысячелетиями. Речь идет не только о растениях, грибах и бактериях, но и о позвоночных животных, чья жизнь длится несравнимо дольше человеческой. И это не предположения, а научно и документально подтвержденные факты. Собрали удивительные и достоверные примеры таких организмов, жизненный путь которых поражает воображение.

открытия
Компонент привычного продукта улучшил память у мышей
Японские ученые выяснили, что флаванолы, содержащиеся в какао, горьком шоколаде и некоторых ягодах и фруктах, могут улучшать память, бдительность и концентрацию. Пока что этот эффект убедительно проявился только у лабораторных мышей, поэтому вопрос, поможет ли такая стимуляция людям, остается открытым. В этом материале разберемся, можно ли рассчитывать на подобный результат в реальной жизни.














