Кто придумал «кобальтовую сетку»
/ И почему этот узор называют символом русского фарфораСреди множества фарфоровых узоров один из самых узнаваемых — «кобальтовая сетка». Посуда и вазы с этим рисунком знакомы даже тем, кто не интересуется декором. Этот орнамент стал настоящим символом Императорского фарфорового завода, где его и придумали. Удивительно, но идея узора появилась именно во время блокады Ленинграда. Редакция Food.ru рассказывает историю этого легендарного рисунка.

Как сетка стала кобальтовой
Посуда с таким узором впервые появилась в 1944 году. Его придумала художница Анна Яцкевич, которая пришла работать на Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ) еще в 1930-е годы и посвятила ему более двадцати лет.
В 1944 году город только начинал оживать после блокады, хотя до конца войны оставался еще год. На Ленинградском фарфоровом заводе снова заработала мастерская под руководством Николая Суетина. Именно там Анна Яцкевич решила поэкспериментировать с росписью. Сначала узор был золотым — таким завод выпустил первую партию посуды. Взглянув на результат свежим взглядом, художница решила заменить золото на простую, но запоминающуюся синеву.
Коллеги говорили, что Анна Яцкевич будто вложила в узор частичку своей души. «Кобальтовая сетка» и через десятилетия остается актуальной, несмотря на изменения, которые происходили со страной. Судьба узора чем-то напоминает судьбу его создательницы: жизненные испытания не сломили Анну Адамовну, а в годы войны она продолжала мужественно трудиться на предприятии.
В продажу посуда с узором «кобальтовая сетка» поступила в 1950 году. А уже через восемь лет о ней заговорил весь мир: ЛФЗ представил сервиз с этим рисунком на Всемирной выставке фарфора в Брюсселе. Это не было сделано специально — просто завод хотел показать один из своих привычных образцов. Но неожиданно именно этот сервиз получил золотую медаль за удачное сочетание формы и рисунка.
Анна Адамовна не дожила до мирового успеха своего узора — она умерла в 1952 году.
Интересный факт
В 2005 году Ленинградский фарфоровый завод (ЛФЗ) был переименован в Императорский.
Две версии происхождения
И все-таки, как именно художница придумала легендарный рисунок? На этот счет существуют две версии. Согласно первой, Анну Яцкевич вдохновил старинный сервиз, сделанный когда-то для императрицы Елизаветы Петровны. На нем была изящная золотистая сетка с крошечными цветами. В 1944 году ЛФЗ праздновал 200-летие, и руководитель мастерской Николай Суетин предложил художникам обратиться к классическим традициям — именно тогда Яцкевич создала свой вариант узора.
По второй версии, «кобальтовая сетка» символизирует окна, заклеенные крест-накрест во время блокады, и лучи прожекторов, прочерчивавших небо. Потеряв в те годы родных, Анна Адамовна хотела увековечить их память в своем творении.
Визитная карточка русского фарфора
Поначалу считалось, что такая сетка лучше всего выглядит на сервизах формы «тюльпан» — хорошо обыгрывает и придает необходимую торжественность. Но с ростом популярности узора им стали украшать другую посуду, вазы, сувениры.
Долгие годы роспись выполнялась вручную кистью, поэтому каждое изделие было индивидуальным. В конце ХХ века, чтобы сделать фарфор более доступным, на заводе перешли на деколь (по сути, переводная картинка). Со временем были разработаны другие вариации орнамента — например, «Блюз» в красном оттенке.
Интересный факт
«Кобальтовую сетку» до сих пор знают и любят во всем мире. Так, в последнем сезоне сериала «И просто так» в одной из серий Кэрри Брэдшоу пьет чай из чашки именно с культовым кобальтовым узором.
Что можно сделать?
Провести ревизию и посмотреть, какие советские вещи остались от родителей и бабушек-дедушек. Может статься, что это раритеты, за которыми гоняются коллекционеры.
Узнайте, как появились другие знаковые явления и блюда:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы