Чем полезны речевые и жестовые игры
/ Потешки, ладушки, «Крокодил» и другие
Детство — не только веселье, игры и приключения. Это время, когда ребенок активно познает мир и самого себя, осваивает навыки, которые пригодятся ему в будущем. Малышу нужно научиться ходить, говорить и взаимодействовать с другими людьми — а лучше всего дети учатся именно в игре. Не случайно многие речевые и жестовые игры живут веками и передаются из поколения в поколение. Вспомним самые известные из них и разберемся, чем они полезны.
Польза речевых и жестовых игр
Речь и движение тесно связаны — они помогают друг другу. Когда человек с кем-то общается, он часто жестикулирует, чтобы выразить эмоции и сделать рассказ понятнее.
Чтобы говорить, нужно уметь управлять органами артикуляции — губами, языком, дыханием. Этот навык развивается постепенно: сначала формируется крупная моторика, затем мелкая. Все это напрямую влияет на способность четко произносить звуки.
Развить артикуляционный аппарат можно не только на занятиях у нейропсихолога или логопеда. Здесь помогут знакомые с детства попевки, считалки, ладушки.
Еще одно преимущество таких игр — ритм. Двигаться в такт, быстро меняя движения рук или артикуляционные позы, совсем непросто, особенно для малыша. Зато такие игры-упражнения разовьют координацию, ловкость и дикцию.
Двигательная активность под определенный ритм — отличная тренировка как для мышц, так и для мозга, особенно если ритм в игре меняется и под него нужно подстраиваться.
Во что раньше играли летомВо что поиграть
Потешки и попевки
Специально для малышей сделаны простыми и повторяющимися — так детям легче запомнить слова, уловить интонацию и наблюдать, как взрослые двигают губами и языком. Когда к этому добавляются прикосновения родного человека и игры с пальчиками, ребенок получает приятные тактильные ощущения, а его мелкая моторика развивается быстрее.
Примеры игр:
- «Сорока-ворона»
- «Этот пальчик в лес пошел»
- «Ой качи-качи-качи»
- «Совушка-сова»
- «Тень-тень потетень»
Жестовые игры
Помогают детям в увлекательной форме узнавать свое тело, учиться подражать взрослым, выполнять разные движения и быстро переключаться между ними. Они отлично развивают координацию и моторику. Таких игр существует огромное количество, и они нравятся всем — от малышей до младших школьников.
Для ребят постарше это еще и полезное нейроупражнение: оно тренирует внимание, скорость реакции, плавность движений и помогает раскрыть артистичность.
Примеры игр:
- «Стенка, стенка»
- «На стене висит замок»
- «У оленя дом большой»
- «Мы капусту рубим-рубим»
- «Крокодил»
Звукоподражательные игры
Идеально подходят для малышей, которые только начинают говорить. Они не просто развлекают, но и обучают: помогают развивать слух, учат связывать звуки с предметами и тренируют артикуляционный аппарат.
Подражать можно не только животным, но и любым звукам, которые окружают ребенка — гудку поезда, шуму машины, шуршанию листьев, шагам или капающей воде.
Примеры игр:
- «Гуси-гуси, га-га-га»
- «Наши уточки с утра — кря-кря-кря»
- «Большие ноги шли по дороге»
Ладушки
Старинная народная игра, которая со временем изменилась и теперь имеет множество вариантов: от простых хлопков для малышей до сложных ритмических комбинаций, которые понравятся даже взрослым.
Нейропсихологи часто используют такие упражнения, потому что они развивают внимание, память, чувство ритма, ориентацию в пространстве и умение действовать по правилам.
Примеры сложных ладушек:
- «Зубы-зубы заболели»
- «А дон-дон-дери»
- «На алтайских горах жил великий падишах»
- «Кони-кони-кони»
Считалки
Игры, в которые обычно играют группой. С помощью считалок дети выбирают водящего или того, кто выбывает из игры. Иногда результат зависит от случая, а иногда — от скорости реакции, как, например, в игре «Летел лебедь по синему небу», где нужно вовремя убрать руку.
Такие игры развивают внимание, быстроту реакции, память и чувство ритма. Они также учат детей соблюдать правила, достойно выигрывать и проигрывать.
Примеры считалок:
- «На златом крыльце сидели»
- «Летел лебедь по синему небу»
- «Летела ворона»
- «Аты-баты, шли солдаты»
Все эти игры — часть детского фольклора, который существует уже много лет. Но не стоит думать, что современные дети утратили к ним интерес. Если расспросить ребенка, во что он играет с друзьями в саду или школе, вы наверняка узнаете новые, современные версии считалок, потешек и ладушек.
7 идей развивающих занятий для детейЧто можно сделать?
Показать ребенку свою любимую игру из детства — считалку, песенку или потешку. Если она ему понравится, можно играть вместе, даже всей семьей. А если нет — придумайте свою собственную игру или песенку. Это не только поможет развитию ребенка, но и сделает вас ближе друг к другу.
Рассказываем, во что еще поиграть всей семьей:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы
почитать еще

правильный подход
Какие обязанности есть у детей перед родителями и обществом
Родители должны заботиться о физическом и психическом здоровье своих детей, их безопасности, воспитании и развитии. Они несут ответственность за сыновей и дочерей перед государством и обществом. Но существуют ли в законах Российской Федерации какие-то особые обязанности для детей перед родителями и меры наказания за их нарушение? В этом вопросе нам помогли разобраться эксперты-юристы Марина Мастинская и Вячеслав Плахотнюк.

правильный подход
Что такое слинг и нужен ли он для малыша
Слинг — это тканевая переноска, которая позволяет взрослому носить ребенка в физиологически правильной позе и при этом оставлять свои руки свободными. Однако у этого простого и эффективного способа ношения малышей есть свои особенности, которые нужно знать. Разбираемся, когда и кому слинг можно или нежелательно использовать. А еще расскажем, как сшить переноску своими руками.

правильный подход
Как приготовить еду для самых маленьких
Меню для малышей требует особенного подхода — при ограниченном списке разрешенных продуктов еда должна быть разнообразной и вкусной. Редакция Food.ru составила схему питания для детей до полутора лет и подборку рецептов пюре, творожков, каш, супов и других блюд, которые можно приготовить самостоятельно.

правильный подход
Как соска влияет на развитие речи и зубов ребенка
Молодые родители часто сталкиваются с выбором: давать или не давать малышу соску. Есть много стереотипов, связанных с этим вопросом, а избыток противоречивой информации заставляет мам и пап волноваться. Рассказываем, как пустышка действует на формирование речи и зубов малыша, и постараемся развеять популярные заблуждения.

правильный подход
Как успеваемость в школе связана с мелкой моторикой
Если первоклассник с трудом держит ручку или путает буквы при письме, неусидчив, стоит больше внимания уделить развитию мелкой моторики. Это мощный инструмент, который помогает повысить концентрацию внимания и в целом успеваемость. Выяснили, почему заниматься нужно не только с малышами и какие упражнения подойдут младшеклассникам.

правильный подход
Первые овощи в жизни малыша
Мысль о скором знакомстве малыша с овощами беспокоит многих родителей. Нужно не только выстроить схему прикорма, но и быть готовыми к тому, что ребенок откажется это есть. Чтобы все прошло гладко, главное — правильно выбрать первые ингредиенты. Расскажем, как это сделать.

правильный подход
Сколько творога можно съедать младенцу до года
Ребенку больше восьми месяцев. Этап первого прикорма успешно пройден. Жизнь малыша наполняется новыми вкусами и текстурами. В меню появляется творожок, и часто дети готовы есть его на завтрак, обед и ужин. Родителям приходится контролировать этот пищевой интерес. А чтобы делать это правильно, нужно знать нормы потребления творога ребенком до года. Давайте разбираться.

правильный подход
Почему ребенку полезно пачкаться
Многие родители стараются прививать детям любовь к аккуратности и чистоте — это действительно важно. Но малышу бывает даже полезно повозиться в грязи и устроить беспорядок. Коррекционный педагог-психолог Ольга Кузнецова рассказывает, как легкое отношение взрослых к пятнам и грязи на одежде может помочь в развитии ребенка.

















