От икры и шампанского до сухих сэндвичей

Как развивалась культура питания в самолетах
В эпоху авиаперелетов без гаджетов и экранов на спинке сидений еда в самолетах была чуть ли не главным развлечением. В середине XX века в салонах подавали лобстеров и шампанское, а трапеза длилась несколько часов. Как эволюционировала культура бортового питания, что называли золотой эпохой и в чем провинились оливки, рассказываем в материале.
От икры и шампанского до сухих сэндвичей / Как развивалась культура питания в самолетах

С чего все началось

После Первой мировой войны под пассажирские самолеты начали переоборудовать бомбардировщики. Вместимость была небольшой — до 10–12 человек, которые размещались без особого комфорта: бомболюк драпировали тканью, чтобы создать хоть какой-то уют, в отсеке было очень холодно.
Тем не менее уже 11 октября 1919 года в таком самолете впервые пассажирам предложили еду. Это был рейс британской компании «Хэндли Пейдж» (Handley Page) из Лондона в Париж. За три шиллинга (около восьми долларов на сегодняшний день) можно было приобрести ланч-бокс с фруктами и сэндвичами.
В 1936 году американская авиакомпания United American Airlines впервые предложила своим пассажирам горячую еду — яичницу и жареную курицу. Готовили незамысловатые блюда перед полетом, а в самолетах стояли духовые шкафы, с помощью которых еду разогревали.
В 1930 году появилась профессия стюардессы. А салоны самолетов в Европе и в США становились похожи на рестораны: в отделке использовались дорогие породы деревьев, хрусталь, предусматривались маленькие кают-компании, а пассажирам разрешалось курить сигары.
В СССР бортовое питание появилось после 1932 года с официальным оформлением Главного управления гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ) при Совете народных комиссаров — «Аэрофлота». Так, в самолете «Максим Горький» был бар, где можно было перекусить бутербродами, фруктами и горячими блюдами из термосов. На большие расстояния самолеты летали с остановками, во время которых пассажиры обедали на земле.

Золотой век бортового питания

1950–60-е годы можно с полной уверенностью назвать золотым временем сервиса в самолетах. Так как тарифы регулировались международной ассоциацией воздушного транспорта, билеты были достаточно дорогими, а перевозчики бились за клиентов, повышая уровень обслуживания.
Лайнеры становились все комфортнее: кресла могли раскладываться в кровати или же предусматривались ниши для отдыха под потолком. Еду подавали в фарфоровой посуде, напитки — в хрустале. Типичное меню того времени: ананасы с креветками, лобстеры, разные виды мяса и сыров, фигурные фрукты, лучшее вино и шампанское. Например, на «Скандинавских авиалиниях» шеф-повар лично подавал еду пассажирам.
Билеты на самолет могли себе позволить бизнесмены, политики, известные артисты. Перелет был чем-то сродни посещению дорогого ресторана: дамы надевали вечерние наряды, а мужчины — костюмы.
В Советском Союзе революционным в плане питания на борту стал турбореактивный самолет Ту-104, который начали эксплуатировать в 1956 году. Пассажирам подавали горячие обеды, уже включенные в стоимость билета.
С 1961 года международные рейсы начал выполнять советский Ту-114 — гигантский двухпалубный самолет, который мог вместить до 170 пассажиров. Авиалайнер имел кухню на первом этаже и ресторанную зону на верхней палубе. Из-за высокой конкуренции на международном направлении меню «Аэрофлота» было крайне разнообразным: курица, индейка, свежие овощи и фрукты, сыры и колбасы, но главное — красная и черная икра, ставшие символом советского авиасервиса. Кстати, икра подавалась и на некоторых внутренних рейсах. В частности, из Москвы в Хабаровск. Для этого же направления впервые было разработано специальное детское меню.

Оптимизация

С отменой регулирования тарифов в конце 1970-х годов в США появляются авиакомпании-лоукостеры (от англ. low cost — низкая цена), которые стали предлагать билеты по более доступным ценам за счет экономии на еде, обслуживании и комфорте пассажиров.
Растущая популярность лоукостеров заставила авиакомпании оптимизировать бюджеты. Так, появилось понятие бизнес-класса: пассажиры в нем получали сервис от первого класса, а кресла — от эконома.
Существует байка о том, как глава American Airlines сэкономил компании 40 000 долларов, убрав из каждого салата в первом классе по одной оливке.

Что сейчас

С 2007 года в России действуют новые Правила воздушных перевозок, согласно которым авиакомпании при длительном полете (более трех часов) обязаны предоставлять пассажирам горячее питание каждые четыре часа днем и каждые шесть — ночью. В документе есть одна деталь: можно не кормить, если такие правила предусмотрены перевозчиком и пассажир проинформирован об этом.
С развитием лоукостеров в РФ традиция бортового питания совсем сходит на нет из-за экономии. Ведь на погрузку продуктов, избавление от остатков, сдачу отчетности требуется больше времени в аэропорту, где стоянки платные. Тем не менее в некоторых бюджетных авиакомпаниях есть возможность заказать еду за дополнительную плату.
Интересный факт
Человеческий организм устроен таким образом, что не способен воспринимать полноценно вкус на высоте выше трех километров — еда кажется пресной.

Что можно сделать?

Купить еду и напитки в аэропорту перед отправлением. Или приготовьте бутерброды в дорогу по рецептам из нашей статьи.

Отправляйтесь в гастрономическое путешествие не выходя из дома, просто прочитав эти статьи:

Аватар пользователя

Автор: Елизавета Зайцева,
кулинарный редактор Food.ru

Понравился материал?
Сохранить:
Оценить:
5
Рейтинг из 2 оценок
Рассказать друзьям:
    Комментарии(0)
    Будьте первым, кто оставит комментарий
    Хотите прокомментировать?
    Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы

    почитать еще

    Читают сейчас

    Скачайте мобильное приложение FOOD.RU: рецепты всегда с вами!
    App StoreGoogle PlayRuStoreAppGallery
    Главная в мобильном приложении