Как помочь подростку с расстройством пищевого поведения
/ И заметить болезнь на ранних этапахПереживать из-за внешности в подростковом возрасте — естественно. Но иногда тревога становится слишком сильной и превращается в навязчивые, постоянные мысли о теле и еде. Это первые сигналы расстройства пищевого поведения. Эксперты объясняют, почему именно подростки особенно уязвимы к РПП, как заметить болезнь на ранних этапах и что могут сделать родители, чтобы поддержать ребенка.

Почему РПП часто развивается у подростков
Расстройства пищевого поведения (РПП) — это целая группа психических заболеваний, при которых нарушаются привычки питания и восприятие собственного тела. Они могут проявляться как в навязчивом контроле за едой, так и в полном отказе от нее, в компульсивном переедании или других формах.
Подростки находятся в группе наибольшего риска. По данным масштабного метаанализа 32 исследований с участием более 63 тысяч несовершеннолетних из 16 стран, нарушения пищевого поведения встречаются у 22,36% детей и подростков. Это значит, что примерно каждый пятый сталкивается с подобными проблемами. Американские исследователи уточняют, что девочки страдают почти вдвое чаще мальчиков.
В России, согласно исследованию, проводившемуся с 2009 по 2023 год, риск развития РПП среди девочек 12-14 лет вырос с 7,9% до 14,9%.
Руководитель Центра изучения расстройств пищевого поведения, врач-психиатр Анна Коршунова объясняет, что подростки неслучайно сталкиваются с РПП особенно часто.
Многие расстройства пищевого поведения начинаются в 12–16 лет. В этот период происходит серьезная перестройка эндокринной системы и гормонального фона. При определенном строении центральной нервной системы такие изменения могут провоцировать навязчивые мысли и усиливать тревогу до состояния паники.
Исследования действительно показывают, что в пубертат сильно меняется работа гипоталамуса и гипофиза. Гормональная перестройка влияет на нервную систему, делая подростков особенно уязвимыми к развитию психических заболеваний, не только РПП.
Кроме врожденной предрасположенности большую роль играет окружающая среда. Токсичная атмосфера, в которой тело подвергается постоянной оценке и унижению — например, в балете, гимнастике или спортивных школах — повышает риск развития болезни.
Родители нередко предполагают, что значимый фактор развития РПП — социальные сети. Тем не менее, как замечает Анна Коршунова, у них нет какого-то специфического влияния.
Что такое РППВ 1980-х в такой «токсичной средой» было кабельное телевидение, позже — модельный бизнес и модные журналы, сегодня — социальные сети. Токсичные среды меняются, но влияние внешних стандартов на восприятие тела сохраняется.
Как начинается РПП
На первых этапах расстройства пищевого поведения редко проявляются через очевидное снижение веса или отказ от еды. Вот что должно насторожить родителей:
- жалобы на постоянную тревогу, не связанную с конкретными раздражителями, например, с волнением перед экзаменами или ссорами с друзьями;
- навязчивые мысли о теле и еде, которые занимают все внимание: подростки описывают это как «бесконечную кашу в голове», они беспрерывно оценивают, насколько хорошо выглядят, сколько весят, что уже съели и что можно или нельзя есть;
- резкое увлечение спортом, подразумевающее слишком частые и изнурительные тренировки, строгий подсчет калорий, диеты.
Кстати
В некоторых странах диагностика расстройств пищевого поведения входит в обязательный школьный скрининг. В России такой программы пока нет, хотя иногда школьные психологи проводят подобные опросы по собственной инициативе — и это действительно помогает: чем раньше подросток получает помощь, тем меньший ущерб наносит болезнь.
Как родителям поддержать ребенка
Чаще всего именно родители становятся самыми важными, ключевыми помощниками в процессе борьбы с заболеванием. Во-первых, именно они могут первыми заметить изменения в поведении подростка. Во-вторых, без их разрешения подросток не сможет получить медицинскую помощь.
Родители очень часто начинают с конца, то есть с еды. Они видят, что ребенок не ест, и пытаются заставить его: “Съешь, иначе не выйдешь из-за стола” или “Съешь — и я куплю тебе что-то”. Но это вряд ли поможет. Нужно начинать с тревог, навязчивых мыслей — с того, что подростку плохо ментально.
Нет гарантии, что ребенок захочет говорить о своем самочувствии: нередко вместе с навязчивыми мыслями появляется и гиперконтроль, из-за которого делиться переживаниями подростку становится сложно. Поэтому важная задача родителей — добиться разговора о том что важно ребенку.
Можно, например, поделиться своей историей — рассказать, что когда-то у вас тоже был тяжелый период, и со временем стало легче. Но здесь важен баланс: слова не должны звучать как «у меня было хуже, значит, и ты справишься». Это превращается в обесценивание и закрывает возможность диалога.
Важно сказать подростку: «Детка, ко всему, что происходит, добавляй слово “сейчас”. Плохо — сейчас, страшно — сейчас, мысли о еде не отпускают — сейчас. Но это может измениться, и никогда не поздно прийти за помощью».
Как подросток может получить помощь
Если вы видите, что поведение ребенка изменилось, а беседовать с вами он не хочет, посоветуйте другие варианты помощи.
Горячие линии
Линий поддержки именно для людей с расстройствами пищевого поведения пока нет. Но подростки могут обратиться по телефонам психологической поддержки общего профиля или специализированных учреждений, например:
- 8 (800) 200-01-22 — телефон доверия для детей, подростков и их родителей от Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- 8 (495) 989-50-50 — горячая линия центра экстренной психологической помощи МЧС России;
- 8 (495) 051 — телефон неотложной психологической помощи ГБУ МСППН;
- 8 (499) 703-20-51 — телефон Центра изучения расстройств пищевого поведения.
Школьный психолог
Как отмечает Ксения Поварешкина, координатор психолого-логопедической службы Европейской гимназии, подросток может прийти к школьному специалисту с любыми переживаниями — в том числе связанными с питанием, телом или самооценкой. Не обязательно заранее формулировать причину для разговора: психолог поможет сделать это в процессе.
На встрече специалист работает с состоянием «здесь и сейчас»: помогает снизить острую тревогу, обсудить трудности и найти первые шаги к их решению. Иногда нужна не одна консультация, а несколько. Важно помнить: школьный психолог не ставит диагнозы и не заменяет полноценный курс лечения. Его задача — поддержать и подготовить подростка к разговору со взрослыми.
Если проблема серьезная, психолог мягко подведет ученика к необходимости обратиться за помощью к родителям и специалистам. Конфиденциальность при этом сохраняется: никакая информация не передается без согласия подростка. Исключение — случаи, когда речь идет об угрозе жизни и здоровью.
ВажноНесовершеннолетний не может самостоятельно принимать решение о лечении — получать медицинские услуги он может только с разрешения родителей или опекунов.
«Ложечку за маму, ложечку за папу»
Кто лечит РПП
Команда специалистов, которые работают с подростками с расстройствами пищевого поведения, зависит от стадии болезни.
Психолог играет ключевую роль в обучении подростка навыкам самопомощи, умению справляться с навязчивыми мыслями и повышенной тревожностью. Именно психолог помогает выстраивать здоровые отношения с собственным телом и питанием.
Психиатр подключается, когда требуется медикаментозная поддержка. Препараты снижают уровень паники, уменьшают навязчивость, позволяют нервной системе отдохнуть, а психологу — продолжать свою работу.
Диетолог необходим тогда, когда у пациента нарушено ощущение голода и сытости, потеряна способность понимать, сколько пищи достаточно. Специалист помогает восстановить регулярное и адекватное питание.
На амбулаторном этапе лечение обычно проходит в триаде: психиатр, психолог и диетолог. Такой формат возможен, если индекс массы тела подростка не падает ниже 17,5. Если вес снижается сильнее, требуется стационар: восстановление питания в условиях больницы, включая парентеральное — через вену.
Таким образом, команда специалистов всегда формируется в зависимости от того, на каком этапе находится подросток. Чем раньше начинается лечение, тем мягче и эффективнее оно проходит.
Важно
Инструменты самопомощи при РПП существуют, но они рассчитаны в основном на взрослых или на тех, кто находится в относительно стабильном состоянии. Подростку трудно самостоятельно правильно их применять: нужна поддержка специалиста, который поможет развить осознанность и научит использовать эти методы бережно.
Что можно сделать?
Проводить больше времени с подростком, уделяя внимание его поведению, интонациям, мыслям.
Узнайте больше о том, как может выглядеть РПП и что нужно, чтобы победить болезнь:
Комментарии(0)
Будьте первым, кто оставит комментарий
Хотите прокомментировать?
Зарегистрируйтесь, и вы станете участником сообщества, сможете участвовать в дискуссиях и оставлять отзывы